Экономические заблуждения экономистов. Тезисы книги Паршева
На модерации
Отложенный
— Бабушка, а кто такой Карл Маркс?
— Это был такой экономист.
— Как наш дедушка?
— Нет. Наш дедушка — старший экономист.
(вместо эпиграфа)
Слово «экономика» происходит от греческого слова, означающего «искусство управления домашним хозяйством». Любому здравомыслящему человеку очевидно, что для эффективного управления хозяйством, неплохо бы разбираться в его особенностях, а также, сходствах и различиях с другими хозяйствами. К сожалению, профессиональные экономисты с учеными званиями и должностями предпочитают игнорировать особенности экономики России и способствовать дальнейшему разрушению, как хозяйства, так и самой государственности нашей страны. Кто по невежеству, а кто и преследуя личные низменные цели. Характерно, что даже сейчас, после очередного экономического кризиса, спровоцированного слепотой и глухотой приверженцев «неограниченного капитализма», их взгляды всё еще воспринимаются и проповедуются как «единственно верное учение» очень многими людьми, верящими в высокую эффективность «политики максимально освобождённого рынка при минимуме государственного регулирования». Но в тех же США глава ФРС А. Гринспен покаялся в ошибках, приведших США и весь мир к новой Великой депрессии и уже начали прислушиваться к высмеиваемым ранее экономистам-диссидентам Н. Рубини, Д. Штиглицу, П. Кругману... В России же признавать правоту М. Делягина, М. Хазина и др. «почему-то» не спешат.
Предлагаемая к запоздалому обсуждению книга А. Паршева «Почему Россия не Америка», конечно же, не свободна от ошибок и натяжек, но весьма показательна та ярость, с которой ее критикуют экономисты-теоретики, фальсификаторы отечественной истории и представители Средств Массовых Инсинуаций. Причем, складывается впечатление, что саму книгу редко кто из них осилил, обычно критиканы ограничиваются разбором некоторых выхваченных из контекста и, часто, недопонятых высказываний. В лучшем (?) случае, берется какая-нибудь фраза, описывающая личные впечатления автора, старательно высмеивается, после чего все его идеи и высказывания объявляются глупыми, противоречащими современной науке, реальному положению дел, здравому смыслу. Характерно, что даже те, кто, в общем-то, согласен с А. Паршевым, не всегда понимают, что он имел в виду, и вступают в полемику по некоторым положениям.
К сожалению, несмотря на то, что книга вышла более 11 лет назад, очевидно, что ее не читали и многие люди, не относящиеся к образованцам, но, почему-то верящие мнению всех этих критиканов. И это очень жаль, потому что по недостатку места и времни я собираюсь ограничиться рассмотрением экономических вопросов связанных с конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Т.е., обсуждений полководческих талантов М.И. Кутузова, поправок к Конституции, рентабельности «знающего человек», «задач экономике», «аппарата управления», «благодатных земель», и, даже, реформ П.А. Столыпина или С.Ю. Витте я постараюсь избегать. Сосредоточимся на экономических заблуждениях, усложнениях и передергиваниях, способствующих дальнейшему разрушению российской (и не только) экономики. Должен ли я объяснять, что когда кредиты ошибочно именуют инвестициями, развитию экономики это помочь не может? Начнем с терминов и плавно перейдем к тому, что мне кажется главными идеями книги А. Паршева. К научности и, особенно, наукообразности терминологии я стремиться не буду — с этим прошу к «рыцарям кафедры экономики» или сотрудникам Института экономики переходного периода, нам же важнее истина. Потому, прошу не отвлекаться на тех, кто будет комментировать нижеизложенные тезисы, не удосужившись их прочитать. Также, желательно игнорировать любой флейм и флуд. Сам постараюсь поступать также.
И, в заключение своего вступления не могу не привести цитату из книги «для тех, кто решил остаться в России»: «… всем рассказывающим мне о «свинцовых мерзостях российской жизни» сравнительно с прелестями Запада я рекомендую тут же туда уехать, не мучая здесь «себя любимого», или заткнуться, раз кишка тонка».
Итак, тезисы (страницы указаны по переизданию «АСТ»-«Астрель» 2007г.
На обложке картина И.Репина «Бурлаки на Волге», все выделения мои — ИС).
На мой взгляд, экономические воззрения А.Паршева, изложенные им в книге «Почему Россия не Америка» сводятся к следующему:
1. Конкурентоспособность в экономике определяется превышением доходов над расходами, и оценка эффективности производства построена на сравнении между издержками и выручкой. Кто меньше тратит на единицу готовой продукции — является более инвестиционно привлекательным.
Часть 1. Горькая теорема: Конкурентоспособность с. 11-13
2. Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала в отрасли промышленности. Отличие инвестиций от предоставления кредита в том, что инвестор рассчитывает только на прибыль от производства. Если прибыли нет, значит, он просто потерял свои деньги. Кредиты же мы должны возвращать в любом случае. Правительство имеет право взять иностранный кредит только при угрозе войны или во время войны, с целью использовать его только для нужд обороны.
Часть 1. Горькая теорема: Инвестиции с. 24-25
Часть 5. Жить по уму: Кредиты с. 286-292
3. Горькая теорема: «в конкурентной борьбе за инвестиции; если игра ведется по правилам свободного мирового рынка, почти любое российское предприятие заведомо обречено на проигрыш. Под свободным мировым рынком понимаем ситуацию, когда товары и капиталы могут свободно перемещаться по всему миру, валюты свободно конвертируются, пошлины на границах невелики, или вообще ни пошлин, ни границ нет, и предприятия, независимо от формы собственности, торгуют самостоятельно».
Часть 1. Горькая теорема: Инвестиции с. 36
4. Капитал — не только и не столько деньги, сколько сырье, оборудование и технологии, персонал и его квалификация, энергия и помещения. Деньги считаются капиталом лишь те, на которые приобретаются факторы производства. Продажа сырья, энергии, оборудования, выезд квалифицированных специалистов и просто непроизводительная трата ресурсов — всё это безвозвратные потери капитала.
Часть 4. В поисках парадигмы: Капитал с. 199
5. Покупка нашего завода иностранцем — это не инвестиции, это смена хозяина. Чтобы заслужить звание «инвестиций», средства должны быть вложены в развертывание или расширение производства.
Если же новый владелец интенсивно использует здания и сооружения, «инвестиции» свелись к установке линии по фасовке чего-то импортного для потребления внутри страны и, самое главное, прибыль не идет в производство, а уходит из России — значит, дело сомнительное и укреплению нашей экономики не способствует.
Часть 1. Горькая теорема: Инвестиции с. 27
6. Из-за более сурового климата производство продукции (проведение работ, услуги), да и просто проживание в России требует большего расхода энергоносителей. Энергия стоит денег, поэтому наша продукция при прочих равных условиях получается более дорогой. У нас нет предприятия или поселка без котельной — в отличие от почти всего остального мира. Холодный климат также является причиной удивительной для иностранца дороговизны капитального строительства и прокладки коммуникаций. Кроме того, зарплата российских наемных работников не может быть ниже работников ЮВА, т.к. россиянам приходится оплачивать отопление жилищ, приобретение теплой одежды и более калорийной пищи. Плотность населения напрямую влияет на транспортные расходы. Часть России, на которой среднегодовая температура выше минус 2 градусов Цельсия и где сконцентрировано все ее население не круг или квадрат, а узкая полоса, вытянутая в широтном направлении на тысячи километров. Вот и прикиньте, во что в России обходится дорожное строительство, связь и транспортные тарифы. Все попытки снижения себестоимости продукции за счет снижения налогов, зарплат и т.п. не в состоянии компенсировать издержки климата. Крики о том, что мы уступаем в десятки раз «развитым странам» по производительности труда истине не соответствуют. Инвестиционная непривлекательность промышленного производства на территории России, как для иностранных, так и отечественных инвесторов обусловлена, прежде всего, холодным климатом и транспортными издержками.
Часть 1. Горькая теорема: Доказательство с. 92
Часть 1. Горькая теорема: Цена строительства с. 49
Часть 1. Горькая теорема: Зарплата с. 76
Часть 4. В поисках парадигмы: Производительность труда с. 209-213
Часть 1. Горькая теорема: Энергия и транспорт с. 64-71
7. Товары не конкурируют качеством и ценой. Конкурируют товары сравнимого качества — даже низкого. Товары одинакового качества продаются на мировом рынке по одинаковой цене. Если мы будем продавать золото дешевле мировой цены, то брать его будут хорошо, но разбогатеем ли мы от такой «конкурентоспособности»?
Часть 1. Горькая теорема: Конкурентоспособность с. 13-14
Часть 2. Профессиональное молчание: Очередная победа науки над здравым смыслом с. 103
8. Капитализм — это, прежде всего деятельность, постоянно направленная к сохранению и приумножению производственного капитала (средств производства). Социализм — это, прежде всего деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества (забота о сохранении и приумножении капитала отходит на второй план и при неразумном управлении капитал «проедается»). Для нас направленность экономики в масштабах страны на капитализм — жизненная необходимость, т.к. в условиях открытости мировому рынку целью деятельности экономических субъектов становится ликвидация капитала путем его вывоза из страны.
Часть 2. Профессиональное молчание: А что такое капитализм? с. 138
Часть 5. Жить по уму: Первая поправка с. 274-276
9. Рынок справедлив — если кто-то согласен за чужое изделие отдать плоды своего труда (или соответствующую денежную сумму), тогда оно действительно полезно. Основной критерий правильности нашей экономики должен состоять в том, чтобы каждый человек мог при желании работать и для этого были все необходимые условия — сырье, оборудование, возможность получения образования. И чтобы производилось то, что другие захотят приобрести. Надо, чтобы каждый работник постоянно держал в уме простую мысль: купит ли кто-нибудь сделанное им? Если этот критерий не будет выполняться, то будет происходить невосполнимая потеря капитала.
Часть 4. В поисках парадигмы: Второй ответ петровичу с. 207-209
Часть 4. В поисках парадигмы: Ответ петровичу с. 198
10. Однако, рынок справедлив только тогда, когда покупаешь и продаешь без принуждения. Когда тебя не пускают на рынок, когда о цене тебе приходится договариваться с кем-то кроме покупателя — это уже не рынок. Современный «свободный рынок» теряет те качества, которые делали его свободным. Принуждения быть не должно, но селянин может хоть год не продавать свои продукты, а горожанин должен есть каждый день. Это принуждение, хотя и неявное. Бывают и ситуации, когда средства обмена, принятые на данном рынке, по каким-то законам скапливаются у небольшой группы людей, и рынок парализуется — все хотят друг для друга работать, но не могут. Это тоже принуждение, принуждение к безделью.
Часть 4. В поисках парадигмы: Второй ответ петровичу с. 208-209
11. Лишь если производятся такие блага, которые нельзя продать конкретному человеку — например, обороноспособность, то нельзя применять рыночные принципы, тут государству приходится собирать налоги. А вот оплачивать за счет налогов то, что потом потребляют конкретные люди — неправильно. Бесплатные квартиры и путевки в дом отдыха были чреваты злоупотреблениями — некто, не платя, ими пользовался, а некто — нет, и учесть было нельзя. Деньги полезны еще и этим — можно посчитать, сколько каждый тратил.
Часть 4. В поисках парадигмы: Второй ответ петровичу с. 208
12. Автаркия (полная изоляция от внешнего мира) не нужна и невозможна. Для укрепления экономики России надо изолировать внутренний рынок от мирового и запретить вывоз капитала. Если продаем, то только товары, при производстве которых затраты на борьбу с неблагоприятными условиями минимальны. Если продукция уникальна и можно продавать по монопольно высокой цене — тогда можно и нужно ею торговать. Если не уникальна — то даже при продаже сырья мы несем убытки. Покупать надо то, что мы можем сделать лишь с чрезвычайно большими издержками. Если мы закупаем на западном рынке товар, сравнимый по потребительским качествам с аналогичным отечественным, то он должен продаваться на нашем рынке по таким ценам, которые не будут подрывать позиции нашего производителя.
Часть 5. Жить по уму: Автаркия с. 268-274
Часть 5. Жить по уму: Первая поправка с. 274-282
Часть 5. Жить по уму: Принципы внешней торговли с. 318-323
А теперь давайте это обсудим или, хотя бы, задумаемся.
Комментарии
Вот и хотелось бы узнать, существует ли в природе адекватное опровержение того, что я считаю правильным, опираясь на книгу книгу А. Паршева «Почему Россия не Америка»? Вдруг я ошибаюсь и А. Паршев всё-таки не прав? А то, что я считаю правильным как раз и представлено в вышенаписанных тезисах.