Новые социальные модели

На модерации Отложенный

В современном мире основной вклад в создание общественного богатства вносят интеллектуалы, создающие научные парадигмы, новые научно-технологические уклады. На этой основе возникают целые отрасли экономики, миллионы рабочих мест, прибыль инвесторов. Однако, компенсация интеллектуального труда такого рода людей невелика, несопоставима с величиной их вклада в прирост общественного богатства, в массу создаваемой за счет их деятельности добавленной стоимости. Известные факторы производства: интеллект, капитал, труд, земля (природные ресурсы). Сегодня главными бенефициарами роста общественного богатства поставщики второго из перечисленных ресурсов – капитала. Т.е., капиталисты. Они же и формируют костяк мировой элиты. В рамках новой модели произойдет изменение пропорций распределения добавленной стоимости в пользу поставщиков главного ресурса –интеллекта. В результате этого измениться структура, качественный состав мировой элиты. Как этого добиться? Вот некоторые предположения: 1. Формирование международных механизмов компенсации значимого теоретического вклада в науку и развитие технологий (сегодня он отсутствует; механизм патентования обеспечивает компенсацию за практические решения, но не за теоретический вклад, вклад которого в прирост общественного богатства может произойти не сразу, а спустя долгие годы). 2.

Создание механизмов увеличения доходов держателям патентов при их использовании в рамках существующих механизмов патентования. 3. Корректировка базовых концепций социально-экономических наук, в которых сегодня недоучитывается значимость интеллектуального фактора в общественном производстве. «Главный герой» сегодняшних социально-экономических концепций – это капиталист-инвестор. Предлагаемое изменение акцентов создаст необходимую атмосферу для изменения структуры мировой элиты. В то же время, интеллектуальная деятельность должна сама направляться. Интеллект управляется духом, который онтологически выше интеллекта. И деятельность интеллектуалов должна направляться людьми духа, теми, кого раньше называли "первым сословием" и кто в силу своей религиозной установки способен понимать "что такое хорошо и что такое плохо", т.е. обладает способностью различения добра и зла. Т.е. «первое сословие» в обновленной структуре мировой элиты должно быть выше и интеллектуалов. Однако, этот вопрос носит уже внеэкономических характер, а скорее культурный и политический.