«Проблема» подлинности Завещания Ленина
На модерации
Отложенный
В последние два десятилетия в известных кругах всё чаще высказываются сомнения в подлинности ряда последних статей и писем Ленина, которые в совокупности вошли в историю под названием Завещания Ленина. Больше того — кипят яростные споры. Эти споры с некоторых пор были даже возведены историками на уровень целой научной «проблемы». Кто в своё время выдвинул эту «проблему», вряд ли нужно долго объяснять. Это — современные сталинисты, которые всячески пытаются оправдать совершённое в своё время Сталиным и его кликой предательство действительных заветов Ленина. Известно, сколько крови попортило этим господам со времён хрущёвской «оттепели» и особенно в годы горбачёвской «перестройки» Завещание Ленина, в том числе его статья «К вопросу о национальностях или об «автономизации»», которая по существу была направлена против создания СССР.
Последние статьи и письма Ленина, в особенности его «Письмо к съезду», в своё время доставили немало хлопот и самому Сталину, который и не подумал отрицать подлинность этих ленинских документов и даже вынужден был на одном партийном мероприятии в 1927 году публично привести те самые ленинские слова, которые в наши дни вызывают бессильную злобу у сталинистов и неумное злорадство у либералов. Вот как цитировал тогда «Письмо к съезду» Сталин (приводим оригинальную орфографию): «Говорят, что в «этом» «завещании» тов. Ленин предлагал с’езду обдумать вопрос о замене Сталина на посту генсека другим товарищем. Это совершенно верно. Давайте прочтем это место, хотя оно и читалось раньше на пленуме несколько раз. Вот оно:
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лойялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.».
Да, я груб, товарищи, в отношении тех, которые грубо и вероломно разрушают и раскалывают партию» [1]. В последующие годы Сталин попросту замял это дело. В учебниках истории этот факт попросту умалчивался, а в Сочинениях Сталина, изданных в конце 1940-х годов, цитата Ленина была опущена [2]. Соответственно, Сталину пришлось вымарать и собственные вводные слова, начиная со слова «Давайте». Однако упоминание о «завещании» и предложении заменить Сталина на посту генсека осталось и в этих Сочинениях. Как и упоминание факта разногласий по национальному вопросу, о которых Сталин в 1926 году сообщил буквально следующее: «...тов. Ленин перед XII съездом нашей партии упрекал меня в том, что я веду слишком строгую организационную политику в отношении грузинских полунационалистов, полукоммунистов типа Мдивани, который был недавно торгпредом во Франции, что я «преследую» их» [3]. Однако даже эти признательные показания Сталина не убеждают тех, кто в наши дни, наводя тень на плетень, пытается превратить ленинское Завещание из бесспорного исторического источника и выражения последней воли Ленина в «проблему», в предмет «дискуссий».
Все сталинисты едины в своём стремлении оправдать своего кумира за его предательство ленинских заветов. Но сталинизм противоречив в своей основе, и среди современных сталинистских фальсификаторов истории нет единого мнения о подлинности последних статей и писем Ленина.
Первая группа сталинистов старательно обходит Завещание Ленина, как будто на дворе сороковые годы. В качестве примера можно указать Нину Андрееву, известную благодаря своей статье «Не могу поступаться принципами», опубликованной в газете «Советская Россия» 13 марта 1988 года. Андреева обошла вопрос этот вопрос, несмотря на то, что о нём прямо напомнила газета «Правда» 5 апреля того же 1988 года в не менее известной редакционной статье «Принципы перестройки: революционность мышления и действий», явившейся ответом на статью Андреевой. Так, в этой статье «Правды» говорится: «В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня, остро ставится вопрос о роли И. В. Сталина в истории нашей страны. Не обходит его и публикация в «Советской России». Заявляя о поддержке Постановления ЦК КПСС о преодолении культа личности и его последствий (1956 г.), одобрении оценок, которые даны деятельности Сталина в последних документах партии, статья на самом деле фактически пытается опрокинуть их, отделить социализм от нравственности. В угоду своей концепции автор обращается за поддержкой к Черчиллю. Отметим — приведенный ею панегирик Сталину принадлежит отнюдь не Черчиллю. Нечто подобное говорил известный английский троцкист И. Дойчер. Но в любом случае закономерен вопрос: тактично ли в оценке руководителей, видных деятелей нашей партии и государства неразборчиво обращаться к буржуазным источникам? Особенно, если уже имеется четко высказанная позиция самой партии, а в данном конкретном случае — оценка В. И. Ленина». Вместо ответа на аргументы, содержащиеся в последних двух фразах, Андреева сосредоточилась на доказательстве подлинности цитаты Черчилля. В примечании сборника статей Андреевой, где приведена часть этой цитаты, опущена последняя фраза об оценке Ленина [4]. Черчилль явно представлял для нашей сталинистки больший авторитет, чем Ленин.
Представители другой группы сталинистов не обходят в своих писаниях Завещание Ленина. Они не видят в нём какой-то особенной «проблемы». Стараясь без нужды не цитировать ленинские работы, вошедшие в Завещание, они просто повторяют версию своего кумира. Так, К. Романенко в своей книжке «Почему ненавидят Сталина?» пытается свести значение «Письма к съезду» только к «предотвращению размежевания РКП(б)». Более того, по мнению автора этой крикливой красно-коричневой книжонки, «Сталину удалось выполнить «завещание» основателя партии о ее единстве» [5]. Другие представители этой группы вынужденно признают, что Ленин в конце своей жизни не очень-то хорошо относился к Сталину, но всячески пытаются преуменьшить значение этого решающего исторического эпизода. Важным примером такого рода является А. Голенков, выпустивший более двадцати лет назад книжку с претенциозным названием «Сталин без наветов: Только факты» [6] . Кухонный сталинист А. Шабалов в своей брошюре «Одиннадцатый удар товарища Сталина» пытается объяснить антисталинские выступления Ленина его болезнью [7]. Некоторые представители этой группы в своей апологии Сталина доходят до прямых выпадов против Ленина. Примером этому является зюгановец Ю. Емельянов. По мнению этого историка, «Ленин ни слова не сказал о таких качествах Сталина, как трудолюбие, ответственное отношение к делу, старательное изучение любого вопроса, железная воля» [8].
Наконец, третья группа сталинистов становится на путь грубой полицейской провокации: эти господа отрицают подлинность антисталинских статей Ленина. Духовным вождём этой группы сталинистов является «историк» В. А. Сахаров, выпустивший в начале двухтысячных годов книгу с провокационным названием ««Политическое завещание» Ленина: реальность истории и мифы политики». При помощи всяческих канцелярских придирок к оригиналам ленинских диктовок, которые по понятным причинам зачастую носили черновой и даже конспиративный характер, а также спекуляции произвольно надёрганными цитатами из ленинских работ разных лет, Сахаров делает «вывод», что «Завещание» не принадлежит Ленину [9]. Сахаров неоригинален: ещё в 1992 году «демократ» А. Латышев заявлял, что «так называемое Полное собрание сочинений Ленина — это фальсификация». Латышев отличался от Сахарова лишь большей последовательностью. Подлогам и инсинуациям Сахарова дал достойный ответ известный лениновед В. Т. Логинов [10]. Но мы поясним собственными словами некоторые наиболее очевидные для всех моменты. Затем мы рассмотрим этот вопрос в свете истории ленинских работ, написанных в другие годы.
Незачем пояснять, что у всякого непредвзятого человека больше доверия вызывают ленинские секретари Л. А. Фотиева и М. А. Володичева, которые в своё время и записали эти продиктованные Лениным в полуконспиративном режиме статьи и письма, а не сталинисты, которые в своё время вообще трусливо скрывали эти ленинские работы и подняли «проблему» их подлинности только в наши дни, когда были припёрты этими материалами к стенке.
Обе сотрудницы Ленина благополучно дожили до XX съезда, до момента обнародования этих диктовок. Известная статья «О кооперации», в своё время произвольно истолкованная и поднятая на щит сталинистами в качестве «обоснования» теории «социализма в отдельно взятой стране», представляла собой точно такую же диктовку. Сахаров в своей попытке оспорить последние работы Ленина замахнулся было и на эту статью, заявив, что «никакой статьи «О кооперации» не было» [11]. Нетрудно представить, что ожидало бы г-на Сахарова за такое заявление при Сталине. Расстрела или лагеря по обвинению в «троцкистской вылазке», во всяком случае, ему было бы не избежать. Однако наш сталинист тут же сообразил, что рубит сук, на котором сидит, и дал отмашку: статья «О кооперации», конечно, принадлежит Ленину, но это всего лишь «были две попытки разработать эту проблему, оставившие после себя два не удовлетворивших Ленина текста» [12]. Незавершённость этой статьи очевидна не только для Сахарова. Она была очевидна ещё для Троцкого, который в своё время писал: «Замечательная, хотя и незаконченная, статья «О кооперации», связанная единством мысли с остальными не менее замечательными статьями последнего периода, образующими как бы главы единой недописанной книги О МЕСТЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЦЕПИ РЕВОЛЮЦИЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА, — статья «О кооперации» совсем не говорит того, что ей так легкомысленно приписывают ревизионисты ленинского учения» [13]. Но когда Сахаров бормочет, что «точно неизвестно, кто и почему решил представить тексты диктовок о кооперации в качестве статьи» [14], он попросту лицемерит. Уж кто-кто, а г-н Сахаров отлично знает, кто извлёк из этой статьи максимальные политические дивиденды.
Кстати сказать, одна из родственниц Ленина, Ольга Дмитриевна Ульянова, утверждает, что в их семье не любили Фотиеву за то, что та раньше времени довела текст «Письма к съезду» (январское добавление 1923 года) до сведения Сталина. Более того, племянница Ленина пишет о «предательстве» со стороны Фотиевой [15]. Что касается Володичевой, записавшей текст статьи «К вопросу о национальностях или об «автономизации»», то ни она, ни тем более те, кто опубликовал эту статью в 1956 году, не сделали из неё никакого практического употребления. О. Д. Ульянова, которая сама недалеко ушла от социал-империалистов из КПСС, пишет в той же книге: «У меня создалось впечатление, что руководство КПСС, знакомясь с политическим завещанием Ленина, считало его историей и не относило к настоящему времени» [16]. В самом деле, разве Володичева и Хрущёв призывали к принципиальному пересмотру сталинской национальной политики, к выходу союзных республик из СССР и к упразднению этой колониальной империи? Стоит только поставить эти риторические вопросы, чтобы понять всю вздорность версии Сахарова о том, что кто-то «подделал» ленинское Завещание.
Сталин и его приспешники в своё время не ограничились сокрытием Завещания Ленина. Они попытались скрыть от целого поколения советских людей и немалую часть того ленинского литературного наследства, которое уже было в своё время известно. Это было сделано в два приёма. Сначала имеющиеся издания Сочинений Ленина были объявлены «вредительскими». В печально известном постановлении ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»» от 14 ноября 1938 года утверждалось, что в этих изданиях имели место «грубейшие политические ошибки вредительского характера» [17]. Вряд ли нужно объяснять, что это означало принятие всех мер к изъятию этих изданий из оборота. Взамен было выпущено четвёртое издание, составившее 35 томов. И что же? В предисловии к пятому изданию указывается, что «в четвертое издание не вошел ряд документов и многие подготовительные материалы», в том числе и «опубликованные в свое время» [18]. В пятом издании не отмечены поимённо эти работы. Но там содержится следующее указание: «Выполняя пожелания подписчиков четвертого издания, Институт марксизма-ленинизма выпускает к этому изданию 10 дополнительных томов» [19]. И особенно важен для нас 36-й том, куда вошёл наиболее широкий спектр означенных работ Ленина — за 1900—1923 годы. В предисловии этого тома указывается, что в него «входят произведения, печатавшиеся в третьем издании, но не включенные в четвертое издание» [20].
Что же это за работы? Прежде всего это речь 4 (17) апреля 1917 года на собрании большевиков — участников Всероссийского совещания Советов, речи о войне и мире на заседании ЦК РСДРП(б) 11 (24) января 1918 года, выступления на заседании ЦК РСДРП(б) 23 февраля 1918 года, посвящённые тем же вопросам, статья «Памяти тов. Прошьяна», посвящённая известному левому эсеру, предисловие к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» и письмо М. Н. Покровскому, в котором Ленин положительно отозвался о написанном Покровским учебнике по русской истории [21]. Все эти произведения, опубликованные при жизни Ленина или в первые годы после его смерти, несовместимы со сталинской интерпретацией истории. Кроме того, в четвёртое издание не вошли многочисленные письма и записки на имя лиц, казнённых при Сталине, а также предисловие к статье Г. Зиновьева «О численном составе нашей партии» [22].
Но не все работы, опубликованные в своё время и не включённые сталинскими цензорами в четвёртое издание сочинений Ленина, прямо мешали Сталину. Большинство этих работ существенно не отличалось от тех, которые вошли в четвёртое издание, — настолько нелогично вела себя сталинская цензура. Но нет худа без добра: учитывая постоянные повторения в работах Ленина, неизбежные для любого политического деятеля, начинающие ленинцы могут начать предварительное ознакомление с ленинским литературным наследством по работам, собранным в 36 томе четвёртого издания.
Проблемы подлинности последних ленинских работ не существует. Эта «проблема» от начала до конца высосана из пальца заинтересованными кругами, которые хотели бы вычеркнуть из истории всего Ленина, а не только его Завещание. К счастью, это не в их власти. Ленинское Завещание подлинно, и каждый современный пролетарский революционер должен положить всю свою жизнь на его выполнение.
[1] «Правда», 1927, 2 ноября, № 251, стр. 4.
[2] См. И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 175.
[3] Там же, т. 9, стр. 65.
[4] См. Н. Андреева, Неподаренные принципы или краткий курс истории перестройки. Избранные статьи, выступления, Саранск, 1993, стр. 26.
[5] К. К. Романенко, Почему ненавидят Сталина? Враги России против Вождя, М., «Яуза-пресс», 2011, стр. 67.
[6] А. Голенков, Сталин без наветов: Только факты, М., 1996.
[7] А. Шабалов, Одиннадцатый удар товарища Сталина, Ростов-на-Дону, 1998.
[8] Ю. Емельянов, Сталин. Путь к власти, М., 2002.
[9] См. В. А. Сахаров, Политическое завещание Ленина: реальность истории и мифы политики, Издательство Московского университета, 2003, стр. 385, 386.
[10] В. Т. Логинов, Заветы Ильича. Сим победиши, М., «Алгоритм», 2017, стр. 444—478.
[11] В. А. Сахаров, Политическое завещание Ленина: реальность истории и мифы политики…, стр. 295.
[12] Там же.
[13] Л. Троцкий, Коммунистический Интернационал после Ленина: Великий организатор поражений, М., 1993, стр. 86 (в заглавный шрифт переделан курсив Троцкого. — Г. А.).
[14] В. А. Сахаров, Политическое завещание Ленина…, стр. 295.
[15] См. О. Д. Ульянова, Родной Ленин (Владимир Ильич и его семья), М., ИТРК, 2002, стр. 49—51.
[16] Там же, стр. 48.
[17] См. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», часть II, 7 изд., М., Госполитиздат, 1953, стр. 872.
[18] В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 1, стр. VIII.
[19] Там же.
[20] В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 36, М., Госполитиздат, 1957, стр. VII.
[21] В пятом издании все эти работы см.: В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 31, стр. 103—112; т. 35, стр. 255—258, 369—471; т. 37, стр. 384—385; т. 40, стр. 48; т. 52, стр. 24.
[22] См. там же, т. 39, стр. 195.
Комментарии
--------------------
А проблемы завещания Сралина в России нету?
СДАЛ с шевормразью Горбачёвым, Алиевым,Елбасы-туркменбаши. кучмой Ельцыным, гайдарочубайсами.
МНОГО (шестимиллионной) армией болтунов пустобрёхов приспособленцев и карьеристов... которая разбежалась ШЕСТОГО НОЯБРЯ 1991 От от пьяного рыка члена политбюро алкаша Ельца!!!
И колхозным ЛЮМПЕНКРЕСТЬЯНСТВОМ.
Комментарий удален модератором
Обоим давал полное описание их характеров и между прочим у Троцкого было показано больше негатива , чем положительных черт , по сравнению со Сталиным , у которого он отмечал огромную работоспособность . понимание проблем в государственных масштабах и хорошее классовое чутьё .
К сожалению последователи Хрущёва выделили только те качества , которые по их мнению имели нужное им направление.
ЛЕНИН ЖИЛ,
ЛЕНИН ЖИВ,
ЛЕНИН БУДЕТ ЖИТЬ!
Он чуть правее и повыше последней буквы "Н", на Мавзолее.
Смеётся над нами, иногда-ругается, когда фанерой загораживают на праздники: Плохо технику видно...
А смеётся и говорит, что: "Никуда вы от Социализма не денетесь, дурачьё. Только ублюдкам стало лучше, когда наше Государство разрушили. Сами теперь видите!
Берите свою голову в руки и ставьте её от жопы на место, на плечи. Всё наладится, если думать будете, а не только ей жевать!"
------------------------------------------------------------------------------
Для того, чтобы положить свою жизнь на выполнение подлинного завещания вождя, ему, "современному пролетарскому революционеру" ( ау, где ты есть? ) недостаёт самого малого. Прежде всего уяснить, зачем пролетарскому вождю, одарённому во всех ипостасях: марксист, экономист, юрист, социалист, политик, хозяйственник, стратег, тактик и прочее, понадобился в период после отречения царя ещё один революционер, которого вождь обзывал "иудушка Троцкий"? Последний в январе 1917-го из Испании перебрался в Америку, с твёрдым намерением обосноваться там навсегда. Но уже в марте того же года он набирает себе команду революционеров, фрактует пароход с экипажем, и на всех парах мчится в Россию. Зачем? Неужели для того , чтобы в 1929-ом вновь оказаться на Американском континенте, в Мексике?
Неужто, Ленин, при всей своей гениальности не смог бы обойтись без такого ненадёжного попутчика, как в партийном, так и в государственном строительстве?
Ленин мыш !
Ленин тохтамыш !