Театр абсурда
Закон об иноагентах многократно обсуждался на разных площадках, повторяться не буду. Думаю, происходящее — крайне негативная новая страница нашей истории.
Впрочем, меня сейчас волнует иной аспект.
Очевидно, что отказываться от YouTube и прочих мелочей никто не собирается. По сути, через полгода-год под действие этого закона вполне может попасть эдак миллионов пять наших сограждан.
Предлагаю смоделировать ситуацию.
У некого видеоблогера тысяч 30-40 подписчиков в YouTube канале. И он получает от этой замечательной лавочки какие-то копейки за размещение у него в канале рекламы.
Итак, этот блогер превращается в иноагента.
Отлично. Блогер (то бишь уже не блогер, а целый жирный иноагент) выявлен и пригвожден к позорному столбу.
А жена блогера. Она кто? Иноагентша? Ведь получает она от него, окаянного, средства иностранного происхождения и коварно несет их в магазин и на рынок, развращая этими деньгами честных торговцев. Ладно, у нас уже не один иноагент, а целых два.
Неразумный отпрыск этого коварного, но разоблаченного деятеля переслал ролики папаши своим друзьям. Отпрыск явно финансируется папашей. Отпрыск распространяет иноматериалы.
Мораль. Этот двенадцатилетний товарищ — иноагент или кандидат в иноагенты.
Пойдем дальше.
У этой, как уже всем понятно, отвратительной и опасной для общества личности (я про блогера) есть домашняя работница, а также у его отпрыска есть учителя в школе.
Мы же понимаем, что его тлетворное влияние распространяется повсюду.
Иноденьги платит за уборку квартиры. Иноподарки дарит учителям.
Итак, сколько уже невинных людей заражено и инфицировано коварным окопавшимся агентом. В итоге получается геометрическая прогрессия.
Значит еще полгода, год и полстраны у нас в иноагентах ходить будут.
А теперь вопрос. Что со всем этим безобразием делать будем? К людям на улице будет страшно подойти.
Вдруг ты спросил человека, как пройти, к примеру, от Ярославского к Ленинградскому вокзалу. А он, понимаешь ли — иноагент. А рассказ как пройти — это явная передача геостратегической информации. От, можно сказать, агента потенциального противника!
Ясен пень — все. Вы тоже инфицированы.
Вот такая забавная картина получается.
Если добавить нотку серьезности.
У нас уже есть замечательная практика составления банками черных списков клиентов. В этих списках огромное количество бизнесменов и их компаний. Часть — попали абсолютно по диким причинам.
Вы помните, сколько организаций ушло из России, сколько благотворительных фондов закрылось после принятия первого закона об иноагентах?
А вы знаете, что физлицам, возможно, придется подавать в органы документы, чтобы зарегистрироваться в качестве иноагента? То есть, физик приравнивается к юрику и будет вынужден платить огромные штрафы.
Ждать новой волны эмиграции? Не удивлюсь…
Евгений Коган, профессор ВШЭ, инвестбанкир
Комментарии