Последние гримасы НЭПа
Новая экономическая политика (НЭП) была принята на Х съезде РКП(б) в марте 1921 года. Но её первые результаты в провинции начали сказываться только полтора-два года спустя. В конце весны 1922 года в Пермской губернии голодали ещё более 220 тыс. человек.
Отмена продразвёрстки и замена её продналогом, который был примерно в два раза меньше, позволили крестьянам постепенно заполнить рынки городов основными продуктами питания. Начинают появляться частные магазины, рестораны, питейные и увеселительные заведения. Развивается, в том числе и в Перми, мелкое частное производство колбас, хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий, пива. Мелкая частная торговля более чем успешно конкурирует с неповоротливой государственной и заорганизованной кооперативной. Жить действительно стало лучше и веселей.
Но всё это благоденствие длилось недолго. Активное наступление на НЭП начинается уже с осени 1927 года. И хотя никто новую экономическую политику официально не отменял, её последние вздохи приходятся на 1928 год. А с объявлением Первой пятилетки и началом массовой коллективизации НЭП фактически оказалась вне закона.
Перед вами четыре небольшие заметки из газеты «Звезда», вышедшие с интервалом всего лишь в один год.
Щучий кошмар. «Звезда», 28 марта 1928 г.
«…Иные прочие из буржуазного элемента предпочитают осетрину, моксуна и нельму, но мотовилихинская домохозяйка твёрдо знает, что мужа после работы не только нужно накормить жирной ушицей, но и дать ему побаловаться с костлявой рыбёшкой…
К Рождеству рыба пришла, но в буржуазном виде. Получены были капиталистические рыбные элементы, осетрина и моксун, а также рыбная прослойка в виде щуки.
Це-ер-ка (Центральный рабочий кооператив. — Ред.), учитывая настроение кооперативных масс, отправил Облсоюзу ноту: «Склады загружены щукой. Реализовать её невозможно, а между тем вагон за вагоном поступают новые её партии. Уралоблсоюз ответил в таком смысле: «Чего вы, товарищи, понапрасну бузите? Прикажете водолазов на дно спускать, чебаков ловить. Были бы вы с понятием, то осетрина куда симпатичнее чебака. Прививайте культурные вкусы».
ЦРК спешной почтой опять докладывает: «Вы заказ на окуня приняли без оговорки относительно морской индустриализации с водолазами… Вопрос считаем исчерпанным и просим щуку вывезти, иначе протухнет»…
Наконец, в Пермь прибыл представитель Уралоблсоюза, принял обратно моксуна, налима и щуку около 20 тыс. кило и повёз обратно в Свердловск…».
Все склады забиты мясом. «Звезда», 10 апреля 1928 г.
«С 1 по 10 марта поступило мяса 10 вагонов, с 13-го по 22-е поступило 33 вагона и телеграфно сообщено, что находится в пути ещё 215 тонн, что Пермь и устраивало с избытком. Теперь ещё поступило 10 вагонов. Чусовая, Лысьва и Мотовилиха транзитом мясо не принимают, возвращают обратно. Положение с мясом критическое. ЦРК от дальнейшей приёмки отказываются. Наличие мяса на наших складах 2250 центнеров, на колёсах пять вагонов и поступления не прекращаются, несмотря на неоднократные предупреждения Окрвнутторга. Тара колбасной фабрики забита до отказа; находится под угрозой порчи 1000 центнеров, остальное на ледниках со слабой гарантией сохранности до середины мая».
Не прошло и года. НЭП свёрнут, нэпманы кто в тюрьме, кто в ссылке. Дефицитом становится всё: штаны, калоши, шнурки для ботинок и сами ботинки, картошка, мука, махорка, керосин. А о муксуне и нельме даже вспоминать неприлично, да и опасно.
Хлеб, мясо, масло, картофель. «Звезда», 20 января 1929 г.
«…За последние дни в Перми наблюдались перебои в снабжении рабочего потребителя… Дефицит товаров в нашей стране является следствием не обнищания масс, а наоборот — следствием роста благополучия… Рост потребления обгоняет рост производства… (выделено Ред.)».
Свежую рыбу сдавать. «Звезда», 20 июля 1929 г.
«Окрвнутторг обязал все товарищества охотников в округе под страхом судебной ответственности немедленно приступить к сдаче рыбы для рабочего снабжения и исключить из артелей всех тех рыбаков, которые сдают рыбу на сторону и тем порождают спекуляцию на частном рынке».
Подготовил Алексей СТАЦЕНКО
Редакция выражает благодарность Сергею БОРОДУЛИНУ за предоставленные материалы из газеты «Звезда».
Комментарии