А был ли лес, или о последних успехах церковного строительства…

На модерации Отложенный

 

09.03.2011 Валентин Котов

Я расскажу о вопиющем факте:

На берегах Амура, средь полей

 

Попался наш простой советский трактор

 

В прицел шести китайских батарей.(с)

 

Собственно, не на берегах Амура, а вполне себе на Черноморском побережье, и далеко не трактор, а роскошный особняк, но – попался. Попался под прицел, пусть и не батарей, а всего лишь критики, но зато – как. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, внимание активистов «Экологической вахты» оказалось приковано к строительству очередного подозрительного объекта в запретной природоохранной зоне. Как выяснилось, на территории Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества возводится летняя резиденция Патриарха Московского и всея Руси.

Сам по себе факт строительства резиденции духовного лидера страны вряд ли привлек бы внимание общественности, ведь традиционно первые лица государства имеют в своём распоряжении подобные «объекты», приходит на память и пресловутая «Дача Сталина», и ряд других, не менее пафосных сооружений. Так почему бы и Патриарху не получить во владение пару гектар черноморского побережья? Всё бы ничего, если бы не одно «но» – строительство резиденции осуществлялось с грубейшими нарушениями Федерального законодательства, включая Законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе».

Итак, обо всем по порядку…

История эта берет своё начало в 2004 году, когда первым заместителем главы Администрации Краснодарского края было издано распоряжение №964-р «О предварительном согласовании православной религиозной организации Московской Патриархии Русской Православной Церкви места размещения летней резиденции Московской Патриархии в городе-курорте Геленджике». Это распоряжение предоставляло застройщику земельный участок площадью около двух гектар, на тот момент поросший занесенной в Красную Книгу РФ пицундской сосной. Последний факт, теоретически, должен был оказаться серьезным препятствием для строительства, ведь «краснокнижные» виды вырубать нельзя. Должен был – но не оказался. Всего за пять лет большая часть леса оказалась благополучно вырублена, что подтверждают данные спутникового мониторинга. На снимке 2005 года отчетливо видно, что территория, на которой построена резиденция Патриарха, полностью занята лесом.

Снимок 2010 года показывает, что деревья на этой территории почти полностью вырублены.

Неудивительно, что подобное положение дел экологов устроить никак не могло, и активисты природоохранного движения забили тревогу. Дальше, однако, получилось ещё интереснее. 22 февраля 2011г. Информационный отдел Московского Патриархата опубликовал заявление, в котором утверждалось буквально следующее: «В процессе постройки здания были соблюдены требования всех служб, включая природоохранные. Никакой массовой вырубки деревьев не производилось. Это подтверждается, в частности, актом осмотра территории Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2010 года»

И действительно, такой акт есть. Однако как быть с данными, полученными со спутника? Плохо разглядели, лес был, но куда-то пропал сам собою, или же с актом что то не так? Я далек от того, что бы обвинять чиновников от природопользования в заведомом подлоге. Но всё же, как быть с лесом? Ситуация напоминает мало приличный анекдот. Да, тот самый, в котором «ж**а» (лес, отлично видный на снимках) есть, а слова (упоминания о нем в акте) – нету. Ну да Бог с ним, с лесом. В подобных случаях последнее слово остается за судом, именно он должен решить, «был ли мальчик», то бишь – был ли лес, если был, то куда он делся, и почему его нет сейчас.

На месте экологов я бы непременно обратился в природоохранную прокуратуру, дабы пролить свет на таинственное исчезновение в никуда почти 2 га. драгоценного леса. Увы, но это не единственная нестыковка в обнародованном Патриархатом заявлении. Так, Патриархат утверждает: «Строительство <…> ведется за счет средств Московской Патриархии без привлечения государственных бюджетных средств любого уровня». Очень хочется в это поверить, но вот досада – не получается, ведь существует прелюбопытный документ, а именно Постановление ЗакСа Краснодарского края от 28 сентября 2005г. №1702-П, которым на строительство было выделено 15 млн. рублей из средств краевого бюджета. В Патриархате, видимо, забыли об этих деньгах…

Всё вышеперечисленное заставляет задуматься: если Россия светское государство, почему религиозной организации предоставляются столь широкие преференции, как, например, возможность пренебрегать нормами экологического законодательства, а также госфинансирование?

Наводит на грустные размышления и позиция Патриархата. Некогда Православными подвижниками были основаны великие духовные центры, как, например, Соловецкий монастырь, Валаамская обитель, и многие, многие другие… Несложно заметить, что строились они, как правило, в диких, необжитых местах, часто становясь опорой Российской государственности в самых отдаленных ее уголках.

Что же изменилось сейчас? Может быть, церковное руководство обленилось, и разбаловалось в лучах государственного внимания и поддержки? Если так, стоит подумать о том, чтобы Церковь на деле, а не на словах, была «отделена от государства», ибо последние скандалы, связанные с незаконным строительством принадлежащих РПЦ объектов в Санкт-Петербурге, а теперь уже и в Краснодарском крае, заставляет вспомнить строки классика: «Прогнило что-то в Датском королевстве»…