МИРОВАЯ ВОЙНА - ПОРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА

Война, развязанная фашистской Германией на территории СССР, которую у нас принято называть Великой Отечественной войной – это часть Второй мировой и только в качестве таковой она может быть адекватно осмыслена как историческое явление. Почему же случилась эта чудовищная война? Какая неведомая сила столкнула между собой миллионы людей, заставляя их на протяжении без малого шести лет стрелять друг в друга, бомбить, жечь, гноить в концентрационных лагерях и душить в газовых камерах!? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить характер Второй мировой войны.

Главной характеристикой этой войны является её империалистическая природа.

Что такое империалистическая война? В основе империалистических войн лежит политическое противоборство влиятельных буржуазных группировок, борющихся за ресурсы и рынки сбыта. Это войны между крупными центрами концентрации капитала, они развязываются хозяевами этого капитала как только оказываются исчерпанными все иные средства его приращения. 

Для понимания механизмов, приведших мир к очередной глобальной войне, необходимо взглянуть на мощнейший кризис капитализма, пришедшийся на 1929-1933 годы. Тесную взаимосвязь между экономическим кризисом и резким ростом производства вооружений (как во всех развитых капиталистических странах мира, так и в СССР) вскрывает С.Виктор из Интернационального коммунистического течения: 

«Из кризиса, начавшегося в 1929 году, мировая экономика вышла лишь в 1934-1935 годах. Стабилизация эта имела, однако, одну особенность, бес­прецедентную в истории капитализма: она не сопровождалась соответству­ющим ростом интенсивности мировой торговли. В 1932-1936 гг. индекс экономической активности стран мира (включая СССР) возрос с 69 до 111 (1929=100). Индекс же международного экспорта, наоборот, упал в стоимос­тном выражении с 39 до 37,8 %. Преодоление кризиса стало результатом производства некоммерческой продукции – вооружений. Его предпосылкой было интенсивное перевооружение ряда держав: Германии, Японии, России и, в определённой степени, Англии. В 1937 г. Федерация Британской промышленности объявила, что расходы на производство вооружений оказали на развитие хозяйственной деятельности в 4-6 раз более мощное стимулиру­ющее воздействие, чем размещение британского капитала за рубежом.

В Германии затраты на вооружение в период с 1933 по 1938 годы достигли 90 миллиардов марок. Эта цифра, обнародованная Гитлером в 1940 году, превзошла все предварительные оценки. Индекс выпуска производственных товаров вырос между 1932 и 1934 годами в четыре раза, индекс про­дукции автомобильной индустрии увеличился благодаря обслуживанию моторизованной армии – в шесть раз. Количество безработных сократилось с 5 331 000 в 1933 г. до 172 000 в 1938 г. Спрос на сырье, необходимое для производства вооружений, был исключительным: так, в Швеции, производившей металл, за который боролись между собой европейские державы, индекс прибылей поднялся с в 1932-1936 годах с 28 до 91,4.

В 1937 году 65 % мировых расходов на вооружения приходилось на Европу. Индекс её промышленного произ­водства на 11 пунктов превзошёл уровень 1929 года. Напротив, в Америке, где военная промышленность оставалась слаборазвитой, аналогичный индекс был всё ещё ниже (на 7 пунктов), чем в 1929 году.

В 1937-1938 годах, когда капиталистический мир оказался перед угро­зой нового кризиса, систему вновь "спас" рост производства вооружений в тех странах, которые ещё не были достаточно вооружены. США в это время пережили падение производства на 37 % ниже уровня 1929 года. Другие страны с преимущественно "мирной" экономикой (Канада, Бельгия, Нидерланды, Дания, Болгария, Эстония, Финляндия, Румыния) также испытали жестокое воздействие американского кризиса.

<…>

Причины экономического подъёма после кризиса 1929-1933 годов совершенно ясны. Они лежат в развитии "экономики вооружений", то есть в производстве средств разрушения. Но такая продукция находит спрос только во время войны. Война – единственный способ окупить вложения в военную сферу. И война действительно разразилась. Она открыла перед странами, производившими средства разрушения, новые возможности. Так, в Канаде, в годы войны, производство выросло на 50%, это примерно на столько же, на сколько в предыдущие двадцать пять лет увеличился выпуск промышленной продукции в Соединённых Штатах.

Несмотря на величайшие в истории человечества разрушения, про­изводство в мировом масштабе к концу войны не сократилось, а увеличи­лось, его предвоенный уровень был превзойдён. Темпы экономического роста США были самыми высокими за всю историю страны. Но чтобы добиться этого, Соединённым Штатам пришлось приспособить для обслуживания военных нужд уже не маленький сектор своей экономики, как раньше (в 1929 году военная продукция составляла не более 1% ВНП), а весьма значительную часть производственных мощностей».



Из сказанного уже видно, что империалистические войны оказываются единственным средством, помогающим капитализму на время приглушить его противоречия. Каким же образом, и за счёт какого экономического механизма осуществляется эта «помощь»?

Дело в том, что капитализм, как способ производства, не может развиваться без кризисов: они являются неотъемлемой частью самой его сущности. Почему? Природа капиталистической системы такова, что она не может работать, не принося прибыли. Прибыль формируется за счёт реализации продукции населению, т.е. в массе своей, самим же производителям. Но, стремясь сократить издержки производства, капиталисты сокращают и реальную заработную плату наёмных рабочих и служащих (основных потребителей), а значит, сокращают и рынок сбыта для товаров. В результате товары продаются всё хуже и хуже, оседают на складах, начинают приносить убытки вместо прибыли. Производство сокращается, масса людей теряет работу, покупательная способность рабочих снижается ещё больше, вынуждая капиталистов к новому витку сокращения производства, а значит и к сокращению собственных рынков сбыта. Это и есть капиталистический кризис, точнее «кризис перепроизводства». Остановить это падение, противостоять тенденции к снижению нормы прибыли можно лишь при условии выхода на новые рынки. 

Производство вооружений в 30-е годы XX века сгладило кризис капиталистической экономики вследствие создания "нового" рынка сбыта. Этим рынком и стала Вторая мировая война.
Таковы, в общих чертах, основные политико-экономические механизмы, подтолкнувшие фашистскую Германию и другие мощные капиталистические державы к развязыванию Второй мировой войны.

В заключение зададимся вопросом, не является ли империализм делом прошлого, а опасность новой мировой империалистической войны навсегда миновавшей? Нет. Подавляющее большинство стран современного мира – это капиталистические страны. Мировой рынок объединяет их в глобальную капиталистическую систему. Эта система в целом функционирует по тем же самым экономическим законам воспроизводства и обращения капитала, которые были открыты классиками марксизма. Это значит, что все те неотъемлемо присущие капитализму пороки, которые были вскрыты Марксом, продолжают отягощать и современную систему глобального капитала. А значит, у хозяев капитала, современных империалистов по сей день, сохраняются соблазны решать проблемы капиталистической экономики путём наращивания всё больших объёмов вооружения и развязывания новых катастрофических войн. 

Локальные империалистические войны идут на Земле непрерывно. Противоречия могущественных буржуазных кланов в определенных ситуациях способны раздуть их до значительно больших масштабов. Опасность новой мировой империалистической войны неизменно нависает над человечеством, и устранить её можно, лишь уничтожив причину всех империалистических войн – капитализм.


Эвальд Каховски