О пользе доносов
Видеокамеры даже в нашей провинции уже не редкость. Когда мы приехали покрывать резиновой крошкой пивзавод «Белый кремль», то нам сторож прямо с порога заявил: «Они тут кругом установлены, и хрен ты тут что сопрёшь!» Я знаю также, что их ставят и в ремонтные боксы УТТшек. А ещё охрана должна ездить по скважинам и ловить тех, кто сливает топливо у тракторов.
Случай из «Татнефти»: возле «слитого» трактора нашли бумажку. Это был список скважин с тракторами, который ЦИТС обязан предоставлять Службе безопасности каждый день. Вопрос: так кто же у нас больше крадёт? Воры или охранники?
Именно поэтому я и говорю, что всякие Интернет-идеи типа «Нужно сделать так, чтобы наказание было неотвратимым! Для этого надо создать систему доносов, как в Германии, чтобы каждый понимал, что тут не только воровать,- тут окурок не бросишь где попало!» не стоят и гроша, так как нет ответа на вопрос: «А где вы для своих идей найдёте идеальных исполнителей, контролёров и карателей в нужном количестве? Если вы за рулем, а вам встречная машина мигает фарами «Осторожно, гайцы!», то вы сразу же возмущаетесь: «Ах, ты, сволочь! Не хочешь, чтобы наказание нарушителям стало неизбежным!»? Или реагируете иначе?Почему же тогдауверены, что ради вашей идеи все другие граждане сразу же кинутся работать, как для себя — абсолютно честно и с полной отдачей? Они обязательно найдут себе уважительные причины, почему именно для них должно быть послабление.»
При т.Сталине карательная система работала очень даже исправно. И доносы тогда писали много и азартно — надо полагать, не меньше, чем сейчас в Германии. Любой неглупый человек понимал, что завтра его могут вызвать в партком — и всё, с концами. Моя мать, сельская училка, прошла через ТРИ доноса — и животного ужаса ей хватило до конца жизни. Её доносы не получили ход, тогда как другие односельчане пропадали, и даже родство с парторгом колхоза не помогало.
Но при Сталине была постоянная голодуха, и, хоть закон и гласил, что за воровство свыше 1 кг.
(те же самые «колоски») полагалось уголовное наказание, причем сразу до 10 лет,- тем не менее, люди его преступали. Даже смертельная жестокость их не останавливала. 20 лет Сталин прессовал СССР, но пожизненного страха попасть под уголовщину и любви к труду у нас так и не сложилось. Уверен, что и цели такой т.Сталин не ставил: всё работало только на то, чтобы выжать из людей побольше, а дать — поменьше. Лучше всего — похвальными грамотами и медальками.
Вообще-то, сейчас в вестибюлях уже стоят ящики для доносов. Правда, называются они по другому: «Для информации о фактах коррупции», т.е. узкопрофильные. Если вернётся система написания массы доносов по любому поводу, то нужно в исполкомах и полиции увеличить штаты, чтобы было кому читать эти фекалии и болезненные фантазии. Надеюсь, никто не думает, что в наших писульках всё будет излагаться чётко, кратко, правдиво и просто?- вот и я не думаю. Нужны будут доп.силовики, чтобы таскать на допросы доносчиков и уклонистов и разбираться: в чем же суть?- так как есть презумпция невиновности, к слову. Маловиновные будут огребать лопатой, а иные правдивые доносы просто выбросят, так как им не поверят. Или начальство запретит верить. Т.е., бюрократии станет больше, больше станет страданий, но я совсем не уверен, что люди будут считать, что всё делается по справедливости — и это самое страшное, так как увеличится озлобление и социальная напряжённость в обмен на… что? Ну, кто-то ананасы на работе кусать не будет…
Кстати, у нас штрафуют на работе не только кондитеров, кусающих ананасы. На Елабужском автозаводе штрафуют за брак и халтуру, а работяги свято уверены, что это делают для того, чтобы платить им поменьше. Ставят везде видеокамеры — и слышатся крики, что у нас свободу вообще зажимают в кулак, скоро квартиры просматривать начнут. Вот такая у нас логика… Я что-то не уверен, что такой прессинг в течении нескольких поколений даст что-то хорошее. Просто приучит, что воровать надо умеючи.
А на содержание доп. штата контролёров и карателей деньги, конечно, найти можно. России не привыкать, что можно обрезать от кого-то и дать другому: она так и живёт.
Комментарии