Американцы, которыми восхищался Гитлер

 Из истории антисемитизма в Америке

У мерзавцев мирового масштаба своя посмертная слава. Горы книг написаны о Сталине после его смерти. Анатомия его власти, его жизнь проанализированы   дотошными историками до мельчайших подробностей. Не счесть книг, статей, фильмов о Гитлере. «Жизнь Гитлера», «Генералы Гитлера», «Любовницы Гитлера», «Гитлер и Рузвельт», «Гитлер и Сталин», «Гитлер и оккультные науки» - вот далеко не полный перечень документальных фильмов, которые демонстрировались на различных каналах американского телевидения в последнее время.

Исследователи этого страшного феномена по имени Гитлер пытаются опять и опять разобраться в том, каким образом Гитлер стал Гитлером. Откуда, скажем, эта жгучая ненависть к евреям? Где её истоки? В детстве, в юности? Кто из евреев перебежал ему когда-то дорогу? За грехи какого еврея так страшно расплатились остальные 6 миллионов? Был ли это еврей, лечивший мать Адольфа от рака или другой еврей, предложивший юному Гитлеру, в то время безработному и голодному художнику, посредничество в продаже его картин и открыток. Несмотря на обилие версий и предположений, вряд ли историки сумеют когда-нибудь выйти на гитлеровского обидчика, того самого стрелочника-еврея, которого удобно обвинить абсолютно во всём: в своих творческих и жизненных неудачах и даже в «неисчислимых бедствиях германского народа». Зато доподлинно известно, что антисемитизм в нацистской Германии был отчасти, как это ни звучит странно, американского происхождения. Об этом, собственно, и пойдёт речь.

В 1920 году американские евреи стали мишенью беспрецедентной пропагандистской кампании, которую возглавил известный автопромышленник Генри Форд, в то время также и владелец еженедельной газеты «Диарборн Индепендент». В мае 1920 года фордовская газета приступает  к публикации целой серии антисемитских статей. Вскоре к коктейлю всесевозможной антиеврейской чуши прибавились и распространявшиеся в то время в Европе «Протоколы сионских мудрецов».

Стремясь придать начатой им антисемитской кампании как можно больший размах, Форд вменил в обязанность всем продавцам его автомобилей подписаться на свой еженедельник. После завершения публикации в газете, Форд выпускает «Протоколы сионских мудрецов» в составе сборника под общим названием «Всемирный еврей». Пятьсот тысяч экземпляров этого сборника было распродано в Соединённых Штатах. Он был переведен на немецкий, испанский,  французский и другие языки и его продажа  налажена в других странах.

«В 1921 году, после того, как десятки тысяч экземпляров книги Форда «Всемирный еврей», переведенной на немецкий язык, были распроданы в Германии, - пишет Алберт Ли, автор исследования под названием «Генри Форд и евреи», - популярность Форда в Германии оказалась столь высокой, что можно говорить о серьёзном влиянии его антисемитских идей на экстремистски настроенных немцев, позже примкнувших к нацистскому движению». Давая показания на Нюрнбергском процессе в 1945-ом году, бывший руководитель гитлеровской молодёжи фон Ширах заявил, что его предубеждения против евреев, возникшие в 17-летнем возрасте, были результатом чтения фордовских публикаций. «Вы не представляете себе, - сказал он, - какое громадное влияние они оказали на мышление немецкой молодёжи».

В отделении нацистской партии в Мюнхене, в кабинете Гитлера, висел большой, в натуральную величину, портрет Генри Форда. Посещавшие Гитлера визитёры были немало удивлены, обнаруживая на столе в прихожей, примыкавшей к кабинету, статьи и книги Форда. В нацистских кругах Мюнхена и Берлина имя Форда упоминалось часто и всегда с большим уважением.

В 1931 году в беседе с американским корреспондентом  газеты «Дейтройт Ньюс» Гитлер на вопрос последнего о портрете Форда в его кабинете, ответил: «Генри Форд для меня – источник вдохновения». Гитлер часто упоминал Форда, хвастался финансовой поддержкой, которую тот ему оказывал. Узнав о том, что Форд намеревается выставить свою кандидатуру  в президенты Соединённых Штатов, Гитлер  заявил репортёру американской газеты «Чикаго Трибюн», что Форд может полагаться на его стопроцентную поддержку. «Если бы я только мог, - сказал он, - я бы послал в Чикаго и в другие большие американские города своих штурмовиков для оказания ему поддержки на выборах. Мы смотрим на Генри Форда как на лидера набирающей силу в Америке фашистской партии».

Генри Форд, единственный из американцев, чьё имя Гитлер упомянул с уважением в своей книге «Майн Кампф». Говоря о существующей, по его мнению, борьбе американцев с еврейскими банкирами и профсоюзами, Гитлер писал: «С каждым годом становятся они во всё большей степени хозяевами, контролирующими то, что производит эта стодвадцатимиллионная нация. И только один великий Форд, к их ярости, всё ещё сохраняет свою полную независимость».

С приходом Гитлера к власти   и угрозой европейской войны,  в Соединённых Штатах усиливаются изоляционистские и антиеврейские настроения. Появляются всевозможные пронацистские группировки, которые декларируют публично свою солидарность с Гитлером. В изобилии издаётся в те годы всякого рода антисемитская периодика: газеты, журналы. В них пропагандируется дружба между фашистской Германией и Соединёнными Штатами, публикуются обращения местных антисемитов и нацистов к американскому правительству с требованием невмешательства в европейский конфликт вообще и в события в Германии в частности. Вот лишь некоторые образцы таких писем.   

    «Я выяснил, что 200 000 венгерских евреев вряд ли останутся в живых в ближайшие несколько недель. Это чертовски ужасно, что мы, неясно какого дьявола ради, волнуемся о венгерских евреях. Что мы хотим, так это одного: чтобы все эти евреи оставались в тех странах, откуда они хотят хлынуть к нам». 

«Вы, нацисты, - делился впечатлениями о своей поездке в Германию читатель из Канзаса, - делаете хорошее дело. Мир ещё скажет вам спасибо за это. Американские граждане всё больше озабочены еврейской проблемой, что может привести нас  к принятию сходного с вами решения. Моя поездка в Дахау доставила мне большое удовольствие и я могу кое-что рассказать теперь канзасцам о том, что там происходит».

С 1933 по 1940 годы в США появилось 120 пронацистски настроенных организаций. Они печатали и распространяли литературу, пропагандировавшую ненависть к евреям, покупали время на радио и транслировали радиопередачи антисемитского содержания. Особенно бурной деятельностью в этом плане отличалась организация под названием «Германо-Американский Союз», служившая своего рода звеном между немецкими нацистами и американскими пронацистскими  организациями. «Германо-Американский Союз» проводил в Нью Йорке и в других городах многолюдные собрания и демонстрации фашистского толка. После вступления Соединённых Штатов в войну эта профашистская организация была распущена, а многие её участники  посажены в тюрьму по обвинению в предательстве и шпионаже в пользу Германии.    

В 1940-ом году консервативно настроенными сторонниками изоляционистской политики основывается организация под названием «Первый Американский Комитет», деятельность которого приобретает вскоре всё большую антисемитскую направленность. Пропаганда, развёрнутая активистами комитета, сводилась к тому, чтобы внушить населению, что евреи сознательно втягивают Соединённые Штаты в войну. При этом утверждалось, что президент Рузвельт, дескать, сам скрытый еврей и поэтому, естественно, идёт на поводу   «врагов Америки».  Чарльз Линдберг, американский лётчик, прославившийся  своим беспересадочным перелётом через Атлантику, становится одним из самых известных деятелей этой организации.

В речи, произнесённой им в сентябре 1941 года, Линдберг заявил, что «три основные группы подталкивают эту страну к войне: англичане, евреи и правительство Рузвельта». По мнению Линдберга, из этих групп «евреи представляют наибольшую опасность в этой стране ввиду их громадного влияния на кинопромышленность, прессу, радио и наше правительство». Антисемитские и пронацистские симпатии Линдберга снискали ему огромную популярность в фашистской Германии. Во время приезда туда в 1936 году он был торжественно встречен Герингом, а в 1938 году, во время повторного визита по приглашению Гитлера, награждён орденом «за большие заслуги перед Рейхом».

Опросы общественного мнения, проводимые в Соединённых Штатах в период с 1938 по 1941 годы,  свидетельствовали о том, что  по мнению многих американцев, евреи, в виду своего огромного  влияния,  представляют для страны гораздо большую угрозу, чем негры, католики, немцы и японцы.  

Накал антисемитизма  несколько спадает лишь со вступлением Америки в войну, но именно его размах дал основание историку  Ганару Майдалу  считать, что «антисемитизм  в Америке в предвоенные годы был в какой-то степени  сильнее, чем антисемитизм в донацистской Германии».