Визит Путина: минимум информации при максимуме слов

Визит в Минск российского премьер-министра, в ходе которого было подписано соглашение о строительстве в Беларуси АЭС и рассмотрен ряд других вопросов, эксперты оценивают как непродуктивный и запоздалый.

Россия продолжит субсидирование белорусской экономики, а также построит в Беларуси атомную электростанцию. Таковы официальные итоги встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко, которая состоялась 15 марта в Минске. Глава российского правительства также принял участие в заседании совета министров союзного государства.

 

Независимые эксперты уверены, что основные договоренности в ходе визита были достигнуты "за закрытыми дверями". Сам же визит в интервью "Немецкой волне" они называют непродуктивным и запоздалым.

 

Экономические вопросы

 

Встреча российского премьер-министра с белорусским президентом продлилась более двух часов, вместо запланированных сорока минут. По окончании беседы Владимир Путин заявил об объединении Минского автомобильного завода и российского КамАЗа как о решенном вопросе. Хотя чуть меньше месяца назад Александр Лукашенко подчеркнул, что все разговоры о слиянии этих двух предприятий являются "чистой воды инсинуацией".

 

Кроме того, глава российского правительства сообщил о возможности подписания с Минском кредитного соглашения на сумму 6 миллиардов долларов на строительство атомной электростанции в Беларуси. По словам Путина, российский кредит может быть увеличен еще на 3 миллиарда долларов для кредитования инфраструктуры АЭС.

 

ЕЭП и ВТО

 

На встрече с журналистами российский премьер-министр затронул и вопрос вступления участников Единого экономического пространства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана во Всемирную торговую организацию. Кроме того, по словам Путина, стороны фактически договорились о защите внутреннего рынка при ввозе автомобилей зарубежного производства.

 

Российский премьер также не преминул отметить, что благодаря беспошлинным поставкам 21,6 миллиона тонн российской нефти в 2011 году объем субсидирования Беларуси составит 4,3 миллиарда долларов. При этом Путин не упомянул, что Беларусь вынуждена платить российским компаниям за каждую тонну поставляемой нефти так называемую премию, которую эксперты называют скрытой экспортной пошлиной.

 

Тем временем министр финансов России Алексей Кудрин сообщил о том, что Беларусь обратилась в Антикризисный фонд ЕврАзЭС с просьбой выделить кредит в размере 2 миллиардов долларов, а более полугода назад было обращение к правительству России о выделении 1 миллиарда долларов. По словам Кудрина, предоставление кредитов будет связано со структурными реформами и выполнением ряда других условий, близких к тем, которые при выделении кредитов выставляет Международный валютный фонд.

 

Результат встреч в закрытом режиме

 

Политический обозреватель Роман Яковлевский обращает внимание на то, что между Беларусью и Россией было подписано только рамочное соглашение о строительстве белорусской АЭС. "Что касается кредита в 6 миллиардов долларов, то, как отмечает эксперт, Владимир Путин сказал, что это предмет переговоров, который может быть решен за месяц, но не сказал, в каком месяце и в каком году. Практически мы ничего не знаем, потому что встречи проходили в закрытом режиме", - отметил эксперт.

 

Яковлевский напоминает, что ранее Россия настаивала на создании совместного предприятия, которое будет заниматься продажей получаемой на белорусской АЭС электроэнергии, чему противилась белорусская сторона. Как это выглядит сейчас, полной ясности нет, говорит политический обозреватель.

 

Напряженное будущее

 

Руководитель Аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико утверждает, что приезд Путина в Минск не дал практически никаких ответов, а поставил еще больше вопросов. По словам экономиста, две главные проблемы остались вне сферы обсуждения - это проблема безопасности ядерной энергетики и динамика цен на нефть и энергоресурсы.

 

Заико считает, что белорусско-российские отношения лишены драйва, у них нет актуальности. "Да, создали Таможенный союз, но остальные темы зависли в воздухе", - констатирует эксперт.

 

Политолог Валерий Карбалевич отмечает, что белорусско-российские отношения являются закрытой сферой, поэтому сложно определить, что действительно происходит "за кулисами". Нынешняя встреча, по мнению аналитика, ничем не отличалась от предыдущих: минимум информации при максимуме общих слов.

 

Эксперт прогнозирует, что дальнейшие отношения между Россией и Беларусью будут оставаться непростыми, "поскольку в самой матрице союзного государства заложен конфликт". По мнению эксперта, в отношениях двух государств политика доминирует над экономикой, и любой экономический вопрос требует политического решения. "А политическое решение - это всегда конфликт, всегда борьба", - говорит Валерий Карбалевич.

Путин задушил Лукашенко в «дружеских объятиях»

Батька, который долго отпирался и хотел видеть в лице подрядчика более щедрых китайцев, согласился.

Деваться ему некуда: стране нужны деньги, а их если кто и даст, то только Кремль.

 
Как только Батька понял, что денег ему может дать только Россия, он тут же стал «другом» российскому премьеру

Российский премьер-министр Владимир Путин съездил в Минск и привез оттуда контракт на строительство в Белоруссии атомной электростанции. Батька, который долго отпирался и хотел видеть в лице подрядчика более щедрых китайцев, согласился. Деваться ему некуда: стране нужны деньги, а их если кто и даст, то только Кремль.

В кулуарах администрации Лукашенко говорят, что Батька давно готовился к визиту «дорогого гостя». Главной темой белорусско-российских переговоров должна была стать возможность получения Минском очередных кредитов. Но сам Путин о кредитах перед журналистами не сказал ни слова.

Российский премьер распространялся о том, что объем субсидирования белорусской экономики в 2011 году составит 4,3 млрд долларов. Не забыл Путин и о росте товарооборота. «Как обычно, вы, как всегда, нас «объегорили»: российский экспорт вырос на 8%, а белорусский аж на 46 с лишним», - сказал премьер. Импорт из Белоруссии в 2010 году в основном составляло оборудование машиностроения и продовольственные товары, а в российском экспорте в Белоруссию преобладали энергоресурсы и товары сырьевой группы. «Мы отмечаем устойчивый рост товарооборота - на 19% по сравнению с прошлым годом. Это очень хороший результат», - подчеркнул Путин.

Что же до денег, то их Лукашенко так и не дождался. По крайней мере, пока. Кредит в размере 6 млрд долларов заберет «Росатом», выступающий подрядчиком в строительстве АЭС. Но Батька просил и других денег.

«Белоруссия обратилась в антикризисный фонд ЕврАзЭС с просьбой о выделении на 2 миллиарда долларов кредита и к правительству России еще об 1 миллиарде долларов», - сказал журналистам на пресс-конференции по итогам межгоссовета ЕврАзЭС и заседания совета министров «Союзного государства» министр финансов РФ Кудрин. Условия предоставления кредитов «могут быть близки к условиям МВФ по последнему кредиту», сказал глава российского Минфина. Затем, подчеркнул он, Россия выставит определенные условия Лукашенко - в частности, потребует от него приватизации. Батьке деваться некуда, и он наверняка согласится.

За пару часов до приезда Путина еврокомиссар по региональной политике Йоханнес Хан заявил: «Европейский Союз будет обсуждать возможность добавить в существующий санкционный список новые имена людей, ответственных за последние судебные приговоры и недавние репрессии». То есть, ждать помощи из Европы Лукашенко не приходится.

Но и это еще не все. Standard&Poor“s снизило 15 марта суверенный рейтинг по внешним заимствованиям Белоруссии на одну ступень — с В+ до В. Негативный прогноз был сохранен. Страна находится на грани дефолта, говорят тут. Причины снижения рейтинга агентство объяснило самым общим образом, ссылаясь на уязвимость перед неблагоприятными тенденциями внешнего рынка и сокращение белорусских международных резервов.

А Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сообщило, что прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента семи белорусских банков понизился со «стабильного» на «негативный». Это касается «Белагропромбанка», «Беларусбанка», «Белгазпромбанка», «Белинвестбанка», «Белвнешэкономбанка», «БПС-Банка» и ЗАО «Банк ВТБ» (Беларусь).

Видимо, именно поэтому Лукашенко так обхаживал российского премьера во время визита. Обнимал в присутствии телекамер. Выпустил незадолго до встречи из тюрьмы российских заключенных Гапонова и Бреуса, которых, как говорили, собирался посадить в тюрьму на несколько лет, а накануне визита заступился за Путина в беседе с репортером Washington Post.

Столь резкую перемену в поведении Батьки, ранее не стеснявшегося резких слов в адрес российского руководства, политолог Валерий Карблалевич в беседе с «СП» объяснил так: «Лукашенко в ближайшее время будет шелковым. Отношения с Европой натянулись до предела, а деньги нужны. Пока ситуация в экономике страны не стабилизируется, Лукашенко будет выполнять все условия Кремля».

А пока в РБ рады и тому, что уже есть. «Мы дали старт строительству белорусской АЭС и развитию энергетического моста между нашими государствами», - заявил белорусский премьер Михаил Мясникович. Он добавил, что «есть хорошие перспективы подключения Казахстана» к договоренностям между Россией и Беларусью в энергетической сфере. Сам Лукашенко много говорил о необходимости скорейшего появления единого экономического пространства между государствами. «Как вы, так и мы в Беларуси, особенно возлагаем и возлагали большую надежду и видели большую перспективу в этом крупном союзе», - сказал он.

На поддержание экономики Лукашенко требуется несколько миллиардов долларов. Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико говорит, что нужно, как минимум, 3 млрд. Правда, есть и те эксперты, которые называют другую цифру - 10 млрд.

Но в любом случае, для поддержания стабильности в стране, все последние дни обсуждавшей возможность девальвации национальной валюты, деньги Батьке нужны, как воздух. Пару дней назад он призывал в страну инвесторов из Великобритании и Ирландии. На встрече с Путиным говорил, что готов поддержать все начинания и российского капитала.

И Россия в Белоруссию пойдет. По словам экс-главы белорусского Нацбанка Станислава Богданкевича, «для того, чтобы сохранить Белоруссию в сфере своих интересов, чтобы косвенно экономически править Белоруссией, Москве надо вкладывать большие средства в экономику, в банковскую отрасль». Опасаясь этого влияния, Батька долгое время Россию в свою страну и не пускал. Но теперь у него нет другого выбора».

Владимир Путин даже сделал на встрече Лукашенко двусмысленный комплимент: «Мы видим и знаем, что вы являетесь последовательным сторонником интеграции». Теперь Кремль может радостно потирать руки: Батька зажат в угол.

Автор: Андрей Петров

http://clck.ru/8c8P