Момине ханум, агбирчек-хатун (ретро)

 Сегодня Международный День Против Гендерного Насилия.

 

 

У нас на востоке мудрого старца именуют агсаггал, а мудрую даму в преклонном возрасте – агбирчек. Вот о такой женщине хочу вам поведать.

                     

 

         С Казымом я познакомился в альплагере, в Осетии. С тех пор у нас была такая дружба. Общались мы не так часто, но регулярно. Вот как-то возвращаясь после защиты диссертации нашего сотрудника, заглянул в «Академкнигу», что недалеко от Азернашира- нашего книжного издательства, что имеет форму книги. По выходу из магазина ,встречаюсь с Казымом. Мы оба обрадовались встрече. Взаимные вопросы о житье-бытье. И вот он мне отвечает, что у него скончалась бабушка и он на следующий день едет на поминки в район. Я выразил ему соболезнования, а он мне предложил ехать с ним, сказав, что мне это будет очень интересно. Он мне и раньше рассказывал, какая у него замечательная бабушка.

         Он был моим другом и я принял его приглашение. Отпросился с работы, дома сообщил жене. И вот на следующий день, в пятницу с раннего утра, мы на машине выехали из Баку. Машиной управлял Казым и пассажиров было двое- я и его жена.

   Ехать было долго- пять часов. И он по дороге немного рассказал о своей бабушке. Прибыв в райцентр, мы пересекли железнодорожную линию и прибыли в довольно большое село. Когда мы доехали до места назначения, то я увидел великое множество машин. Я обратил внимание, что тут было много с армянскими , грузинскими и российскими номерами.

     Казым сразу же распорядился о моём ночлеге. Я остановился в доме у его дяди. В этот же день мы приняли участие в траурном мероприятии. Общался я с родственниками и гостями, что прибыли издалека . А вечером уже в доме у дяди Кязыма в беседах я узнавал очень много интересного о покойной. Вот об этом и будет мой рассказ.

 

         Момине ханум, а в селе и во всём районе её называли Момине-хатун, родилась в начале ХХ века. Отец её был бакалейщиком, ездил за товаром для своей лавки в Тифлис и в Иран. Детей у него было много, а девочки в их семье не учились, были безграмотны. Выдали Момине замуж поздно, по тогдашним меркам, в шестнадцать лет. Переехала она в дом к мужу в село, что было близко от железной дороги. Муж её был образованный- закончил реальное училище в Тифлисе и работал на разных должностях на железной дороге. Начинал с путейного обходчика и закончил начальником железнодорожной станции в конце жизни. Жизнь его оборвалась в1943.

       Детей она рожала почти каждый год. Но они умирали очень рано. Это было большой трагедией для Момины. Но и ещё это усугублялось довольно враждебным отношением к ней свекрови. Та заявляла, что вместе с невесткой в дом пришло проклятье и потому все её внуки умирают. Момине не могла ничем возразить и даже как-то чувствовала во всём этом свою вину. Одного , сына, ей удалось выходить. Назвали его Аликбером в честь его деда . Свекровь покинула сей мир, когда её внуку было восемь лет. Не надо говорить как мать дышала над своим чадом. Ведь так он тяжело ей достался. Но кроме всего этого Момине вела и большое домашнее хозяйство. Это был птичий двор, корова. Держали они также несколько коз и баранов.

           Когда в1943 её сына призвали в армию ,на войну это было для неё большим потрясением.. Муж скончался через два месяца. Но сын выжил и вернулся домой.

         Затем была у него учёба в университете на экономическом факультете. После окончания университета, его назначили председателем МТС района. Так называлось хозяйство обеспечивающее колхозы тракторами, комбайнами и грузовыми машинами. Затем, когда МТС по всей стране расформировали, он стал начальником нефтебазы, что располагалась у железнодорожной станции. И опять он имел дело с теми же колхозами.

         После окончания университета. Момине женила сына. Девушку присмотрела у соседки. Сын против выбора матери не возражал. Зарифа, так звали жену, рожала детей очень часто. И к счастью, они все выживали. Сперва она родила трёх сыновей- погодок. Затем через три года двух дочерей. Опять погодок. И уже через шесть лет после младшей дочери ещё одного сына. Казым был третьим в семье.

           Но отношения с невесткой по началу не очень сложились. Это всё происходило по чисто бабьим делам. У невестки в доме матери были свои порядки, у Момине в её доме несколько иные.

   Большой конфликт произошёл из-за швабры. Никогда в селе и во всём районе в домашнем хозяйстве не использовали швабру. Никто в селе о таковой не знал. Но сын часто бывая в командировках, видел как энергично и быстро справлялись технички в гостиницах, что он останавливался, с уборкой помещений. Увидев это приспособление в магазине кооперативной торговли, он решил приобрести для облегчения труда жены .

   Новшество Зарифе понравилось. Комнат-то в доме было много. Но Момине считало всё это баловством, что дом от этого чистым не становится. И вот однажды Момине вечером, выдоив крынку молока, возвращалась домой у порога не заметила лежащую швабру. Она споткнулась об неё и уронила крынку и та разбилась вдребезги. Ей не было так жаль крынки, что досталась ещё от свекрови, ей немного было жаль молока. Но особенно ей было жаль труда,что она положила. Какой был скандал! две женщины наговорили друг- другу много резкостей и Зарифа, обидевшись, забрала двоих своих сыновей ушла в дом к матери.

     Вечером сын вернулся домой усталый. Ужин подала мать. Он поинтересовался .где жена. Узнав, крякнул и, снова одевшись, пошёл к тёще. Привёл жену и стал их мирить. Женщины обе плакали. Обнимались и клялись больше не говорить такого друг-другу.

       Спустя две недели Момине проходя по соседней улице мимо дома Хейрансы ханум, услышала крик. Она открыла калитку и по лестнице поднялась на веранду. Подошла к двери. За стеклянной дверью,она увидела как Хейранса за волосы оттаскивает свою невестку Розу. Та кричит, просит пощады. Рядом молча на всё это взирает её муж. Момине решительно открыла дверь.

-Что это у вас?- и после того как Хейранса отпустила волосы невестки, обратилась к ней,- А ты доченька пойдешь со мной. Сегодня у меня переночуешь.

Роза была молдаванка, познакомилась с будущим мужем на ярмарке в ВДНХ. Дома Момине сказала Розе:

- Это твой дом, Роза. Отчий дом далеко. Так знай я здесь твоя мать и в случае чего обращайся ко мне.

На следующий день Хейранса с сыном пришли уговаривать Розу вернуться домой. Это не был просто прецедент. Момине задумалась, а сколько таких женщин живут вдали от отчего дома. И они не должны себя чувствовать как будто попали на чужбину. В течение месяца она посетила все семьи со смешанным браком в своём селе. А потом она наводила справки по району и всех жён прибывших издалека брала под своё покровительство. Здесь были русские..армянки, осетинки и все-все кого судьба Гименея занесла в этот край. Была также и одна азербайджанка, у которой родня жила в Ташкенте.

И на все праздники у Момине были гости аж со всего района. Особенно это было здорово на Новруз. В течение недели её посещали дочки со своими детьми. Приносили подарки и сами были одариваемы. А во дворе был детский шум и хохот.

Дети между собой перезнакомились и дружили. И часто , когда родные этих женщин приезжала навестить своих дочерей, был обязательный визит к Момине ханум.

     

           Самым вопиющим было отношение одного мужчины к своей жене- хемшилке. Привёз он её из Батуми. Никто толком и не знал, что это за народ. Только знали, что она из христиан. Муж её частенько избивал, особенно по пьянке. Несчастная убегала и пряталась в течение нескольких дней у Момины. Затем приходил муж. Чаще всего один. Иногда с матерью или сестрой. Момине его увещевала, он кивал головой, как бы соглашался. Но ничего у них в семье не изменялось. Тогда однажды Аликпер собрался и нанёс визит в дом хемшилки. Между ним и её мужем состоялся такой разговор.

       - Закир, ты знаешь, что твоя жена названная дочь моей матери?

       - Да,это так.

       - Ты знаешь. Что и я сын Момине ханум, а значит я брат Сильвы ханум.

       - Да. Я понимаю.

        - Тогда ты сейчас дашь мне мужское слово, что более никогда с головы    моей сестры не упадёт ни один волос. Смотри, не разочаруй меня.

 

Закир всё понял. И больше у них таких проблем не было.

          

               Другой такой случай был с их соседкой. Зарифа ханум , их соседка , в молодости была очень красивой девушкой. Вышла замуж. Родила сына. И муж вдруг круто загулял. Дело дошло до того,что однажды в их дом пришла незнакомая молодая женщина и села посреди комнаты со словами,что она никуда не уйдёт. Это дом её мужчины. Он её соблазнил и сейчас она беременна. Такие события в сельской местности часто имели место. Но ,как правило, лихие молодцы были холостяками и женщины приходили в их отчий дом. Разыгрывалась драма и чаще всего женщины добивались своего. Но здесь эта дама пришла в дом женатого мужчины.

     Зарифа почувствовала себя оскорблённой забрала свои вещи, сына и ушла в отчий дом. А её муж подчинился обстоятельствам. В той новой семье новая жена поколачивала мужа и злые языки утверждали, что и навешивала ему рога.

                 Теперь же у Зарифы вырос сын Ариф. Пока он рос, она отвергала ухаживания других мужчин и отказывала предложениям выйти повторно  замуж. Ариф же  женился на грузинке и,видимо, решил пойти по стопам отца- он тоже загулял. Нона стеснялась жаловаться Момине. Но это сделала сама Зарифа. Тогда Момине имела с ним такой разговор в присутствии его матери и жены.

       - Сынок. Ариф, тебе не мила твоя жена?

Тот мрачно отмалчивался.

         - А не ты ли запевал там дифибрамы любви и обещал спокойную жизнь? И Нона пошла за тобой. поверив тебе. Так ты значит ей врал?

Ариф промычал что-то невнятное.

         - Может она плохо готовит? Или плохо смотрит за тобой?.

   Молчание.

-Может ты хочешь, чтобы твои дети повторили твою судьбу, а Нона судьбу твоей матери? Или может ты завидуешь своему отцу, что стал посмешищем во всём районе?

Пауза.

         -Так знай, Ариф. Если ты и далее будешь гоняться за юбками. Твоя Мать , а ей это не впервой, и Нона поставят твоих детей на ноги самостоятельно. И я им помогу. А тебя не пригласят на свадьбу твоих детей.

После всего этого Ариф стал шёлковый и больше таких проблем у них не было.

         А вот какая история произошла в их семье.

           А когда старший сын Аликпера и Зарифы отслужил в армии и вернулся домой, то через некоторое время к ним поступило письмо. А служил Али в Ржевской области. А письмо было следующего содержания. Дело в том,что Али во  время службы ходил по увольнению, а ещё чаще в самоволку, где встречался с девушкой. Результат этих встреч: он её обрюхатил, а потом не простившись отбыл на родину. Родители её не требуют от Али ничего, только подтверждение его отцовства. Тут уже на семейном Совете Аликпер обсудил это письмо с женой и с матерью. Момине была категорична. Пусть внук едет и привозит эту женщину домой. Он сам нам не нужен. А это дитё- наш внук и оно будет расти в нашей семье. Али долго просил прощения у своих. Особенно ему было стыдно перед своей бабкой. Затем получив добро и подъёмную сумму, он отправился в Ржев. Там он сочетался браком со своей подругой. Далее он поступил в Калининский университет на юридический факультет. После окончания молодые с дочкой вернулись в район. Али устроился работать в райпрокуратуру.

 

          Не во всех семьях её названные дочери нуждались в защите от домостроя. Но все пользовались её помощью в различных семейных и бытовых делах.

                 Были и другие ситуации. Молодая пара, оба врачи, прибыли из Баку по направлению. Она из Саратова, училась в Баку, здесь же вышла замуж за однокурсника. Вот тут им нужна была в основном бытовая помощь. В начале они жили на съёмной квартире. Потом переселились на ведомственную. Работы было невпроворот. А потом уже пошли дети. Ясли в провинции были уж очень уж неустроенные - дети в них постоянно болели, в основном кишечными заболеваниями. Вот тогда Момине настояла, чтобы детей оставляли у неё. А она и невестка Зарифа за ними присмотрели бы, тем более. что в семье росли их же ровесники. Рауф был хирург, а Люба гинеколог. И довольно часто они оказывались на операциях аж за полночь. Так что дети их иногда оставались ночевать у Момины. Такое продолжалось, пока дети не пошли в школу. Надо сказать, что Аликпер и Рауф здорово сдружились. И хотя несколько позднее супружеская пара перебралась в Баку, дружба эта продолжалась  и супруги и их дети поддерживали связь с Момине ханум.

          И при всём этом  Аликпер с интересом и иронией наблюдал, как как его жена ревновала свекровь к названным дочкам

     Но Момине ханум была не только Большой Мамой в районе, к ней также обращались за помощью в семейных спорах жители села,  да и района тоже. Ну в основном это были имущественные споры между близкими родственниками. И когда возникали такие спорные ситуации. то люди говорили: спросим у Момине хатун, что она скажет? И чаще всего дело завершалось в мировую, без обращения в суд

         Вот  о такой замечательной женщине мы беседовали всю ночь в доме у дяди Казыма, а потом и по пути в Баку  с Казымом и его женой. Да будет благословенна память этой неграмотной  но благородной женщины.

 

 Примечание:            Момине хатун- так звали жену  Правителя Азербайджана атабека  Шамс ад-Дин Ильдегиза

 

    Картинки по запросу Момине Хатун

                      Мавзолей  Момине хатун в Нахичевани