ПОЧЕМУ МЫ ДО СИХ ПОР ОБСУЖДАЕМ ЭТО?
НАГОЯ /Япония/, 23 ноября. /ТАСС/. Япония должна признать суверенитет России над южной частью Курильских островов для заключения мирного договора. Об этом заявил в субботу журналистам министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, комментируя заявление генерального секретаря кабинета министров Японии Ёсихидэ Суги о том, что правительство страны продолжит переговоры с РФ по мирному договору на основе своей базовой позиции – решение территориальной проблемы и последующее заключение мирного договора.
«При всём уважении к секретарю кабинета министров мы всё-таки руководствуемся договорённостями, которые достигаются на высшем уровне между президентом России и премьер-министром Японии», – добавил Лавров.
Я же, со своей стороны, добавлю следующее.
Договорённости же эти, как напомнил Лавров, заключались в том, чтобы продвигаться в обсуждении проблем, которые у нас остаются, на основе декларации 1956 года, в которой четко сказано: сначала мы (точнее, Япония. – Н.Х.) признаём территориальную целостность и суверенитет России над всеми нашими землями, включая и эти территории, признаём тем самым итоги Второй мировой войны, а потом, возможно, будет обсуждаться всё остальное».
Более того, напомню, в сентябре прошлого года во Владивостоке на Восточном экономическом форуме президент России Владимир Путин предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ заключить, наконец, мирный договор между Москвой и Токио – до конца 2018 года и без всяких предварительных условий.
Японский премьер незадолго до этого заявил, что отсутствие мирного договора – это ненормальная ситуация. Данные слова, казалось бы, были свидетельством того, что дорога к диалогу, который не удавалось наладить десятилетиями, вот-вот откроется.
Но, похоже, что этим надеждам не дано оправдаться.
Тот же генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга прокомментировал тогда дипломатичное предложение российской стороны грубовато. Японский чиновник дал понять, что переговоры относительно мирного договора возможны только после передачи японцам островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые те называют «северными территориями».
Более того, генсек кабмина Японии заявил, что официальный Токио «не будет комментировать все высказывания российского лидера Владимира Путина», и это прозвучало не только недипломатично, но и несколько странно – с учётом того, что обмен мнениями прямо касался страны, которую представляет Ёсихидэ Суга.
В общем, вопрос с мирным договором, был снова отложен в долгий ящик, и, возможно, нам даже нет смысла пытаться его оттуда доставать.
Впрочем, чему удивляться, если риторика находящейся сейчас при власти в Токио Либерально-демократической партии, не имеющей чёткой идеологии, десятилетиями зиждилась преимущественно на проамериканской и антисоветской риторике.
Кстати, прямо во время прошлогоднего ВЭФ Япония демонстративно провела совместные с США испытания системы противоракетной обороны Aegis.
Декларативно она была направлена против КНДР, однако даже школьнику должно быть очевидно, что её реальные цели – это Россия и Китай. Токио чётко идет в кильватере внешней политики США и даже не предпринимает никаких попыток вернуть себе суверенитет.
Поэтому любые переговоры о статусе Курильских островов для России – самоубийственны. Дело тут не только в морских ресурсах, но и в том, что острова позволяют фактически запереть в Охотском море наш Тихоокеанский флот.
И даже если японцы вдруг пообещают нам не использовать Курилы в военных целях и не пускать туда американцев, чего стоят реальные обещания стран западного блока, мы уже видели в ходе расширения НАТО на Восток.
Так что к очередному отказу Токио подписывать мирный договор стоит отнестись философски. Это не мы устроили агрессию у Хасана и Халхин-Гола. Не мы убивали мирных жителей Нанкина. И не мы сбрасывали атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Пересмотр итогов Второй мировой войны – это джинн, которого, определённо, не стоит выпускать из бутылки. И если в Токио не хотят вести конструктивный диалог, то пусть свои «хотелки» просто оставят при себе.
Комментарии