Общий сектор. Американцы хотят иметь возможность ввести на Севморпуть корабли-носители системы ПРО “Иджис”

До 1991 года существовавший на тот момент раздел Арктики на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями - обращенные к полюсу северные границы сопредельных государств, а боковыми сторонами - значения географической долготы, всерьез никто не оспаривал. Но в 1997 году Ельцин подписал Конвенцию по морскому праву 1982 года. Она предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом - морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства. При этом, согласно 76-й статье конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Конвенция 1982 года худо-бедно подходит к Атлантике, но совершенно неприемлема для Арктики. В российском секторе Арктики, согласно конвенции 1982 года, России принадлежат все без исключения острова, а нейтральной территорией является центральная часть Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом.

Добраться туда, за исключением краев русского сектора, можно, только используя Северный морской путь и заходя в территориальные воды РФ. Через полюс в сектор РФ на самолетах или подводных лодках можно доставлять полярные станции, исследовательское или шпионское оборудование. Но любое экономическое использование спорных вод в приполюсных районах технически невозможно.

Знали ли те, кто подписывал Конвенцию 1982 года, что стабильные прежде секторные границы в Арктике станут “плавающими”? Откроют океанологи новый хребет – и РФ или Канада объявляют огромный кусок Арктики своей экономической зоной. В российском секторе Арктики с 1997 года было открыто несколько десятков островов, ставших территорией РФ, и “закрыто” несколько “островов”, оказавшихся ледяными полями.

Казалось бы, кому нужны безлюдные гористые острова? Но присоединение острова-скалы дает государству 1172 квадратных километров территориальных вод. А остров размером в 10 миль приносит уже 2250 квадратных километров и т.д. На дне которых могут быть полезные ископаемые.

В 1991 году иностранным судам был разрешен проход по Севморпути. Однако два первых иностранных судна прошли там лишь в 2009 году. В 2011 году их оказалось 34, в 2012-м – 46. Ну а далее число судов, идущих транзитом по Севморпути, снизилось до 18 в 2015 году. В 2018 году по нему прошло около 800 судов, из которых транзитных рейсов оказалось всего 27, а из них судов под иностранным флагом только 17. Из них ни одного американского. Тем не менее США, Норвегия и ряд других стран официально настаивают, что Севморпуть является международным морским путем.

Понятно, что никаких экономических дивидендов ни США, ни ЕС, ни страны Азии в случае интернационализации Севморпути не получат. Цель США – заполучить возможность оказывать военное давление на РФ с Севера. Американцы хотят иметь возможность свободно ввести на Севморпуть десятки своих крейсеров и эсминцев – носителей крылатых ракет “Томагавк” и системы ПРО “Иджис”. Эта система может сбивать на восходящих траекториях российские баллистические ракеты, запущенные из шахтных пусковых установок и с атомных подводных лодок. Заметим, что все отечественные баллистические ракеты запрограммированы на полет через Северный полюс.

Помимо этого, взяв под контроль Севморпуть, флот США сможет управлять российским северным завозом. Формально придраться можно будет к чему угодно, хоть к той же экологии. Проще говоря, интернационализация Севморпути станет для РФ реализацией пословицы “коготок увяз – всей птичке пропасть”.