Гад же ты, гаджет!

На модерации Отложенный

Тут давеча, незадолго до Нового года, случился со мной курьез. По причине личной безалаберности остался я без мобильной трубки. Она лежала себе в запертом и недоступном для меня месте. Тогда как я испытывал жуткое чувство экзистенциальной затерянности. Ни сообщить о происшествии, ни позвать на помощь. Моментально оборвались все человеческие связи.

Воображаю, что творилось в этот момент с вещицей. Она наверняка дрожала в непонятках: за что ее так напрягают, так мучают? Входящие нагревают корпус, а контактов нет. Полнейшая аноргазмия!

Нынче стоит забыть где-нибудь трубку, - мгновенно вылетаешь из всякого социума. Стационарные телефоны сегодня остались, пожалуй, только в офисах. Телефонные книжки - атавизм.

Прежде по памяти я легко воспроизводил десятка два телефонных номеров (а сейчас не помню даже маминого). Надо бы записывать в специальный блокнотик, дублировать контакты на бумаге, да всё недосуг, и, когда по пьянке мобила предательски вылетает из кармана, сразу утрачивается весь круг знакомств. И приходится заново восстанавливать весь круг общения.

Следом нагрянула другая беда. Мой маленький сынишка, который, исследуя мир, как заводной апельсин, шарил по всей квартирке, пробуя реальность на вкус, так вот, малыш добрался-таки до компьютерной мышки, поймал и в момент надкусил её. Бэмс, и мой экран потерял управление, поскольку без мышки я набивать текст не умею.

Пришлось сочинять на бумаге, старым дедовским способом. Здесь вдруг и обнаружилось, что я совершенно разучился держать в руках перо. Психомоторика абсолютно другая. Почерк не круглый и красивый, как прежде, одни каракули. А каракули - это принципиально иная манера мышления.

Ясно, что в библейские времена я сочинял исключительно на бумаге, поскольку папирусы были недоступны, а пергаменты дороги. Однако это был целый ритуал! Чтобы сотворить толику текста, мне была жизненно необходима определенного типа бумажка, знаете, такая серая и чуть глянцевая, для машинописи. И еще толстая авторучка с таким стержнем, чтобы кончик мягко скользил по поверхности листа. Тут уже целый фрейдизм получается.

Технология переписывания и правки текста тоже, разумеется, была своя, существенно отличаясь от электронной. Переписываешь, допустим, абзац, а предыдущий, черновой, зачеркиваешь крест на крест, и так двигаешься вниз страницы.

Сейчас я убежден, что, когда сочиняешь на бумаге, то и мыслишь иначе, более плавно, что ли, и вычурней. С каждой фразой складываются интимные отношения.

Монитор и клавиатура кардинально меняют стиль. Набивая текст на кнопках и клавишах, мыслишь гораздо жестче и откровенней. При этом ты его, текст, видишь не частями, а практически целиком. Все это заметно ускоряет процесс.

Теперь выясняется, что без компьютера не только как без рук, но и без головы.

Месяца три назад на Псковской Ленте Новостей вырубился Интернет, так в конторе вся работа встала. Да, телефоны и факсы пока никто не вынес на помойку или в музей, но информации не хватало, как кислорода в пустоте Торричелли.

Мы у Интернета на подсосе, на игле. Информация аккумулируется и транслируется преимущественно в сети. А Интернет-зависимость есть яркое проявление победно раздуваемой глобализации. Ссылочные сайты, социальные сети и блогосфера создают эффект тотальной интерактивности. Глобального присутствия всех и всюду. Сидит какой-нибудь чел под Магаданом и сам с собой бредит, но у него, как и у всякого, есть шанс, что его увидят и услышат миллионы. Сбылось пророчество Энди Уорхола про пять минут славы для каждого остолопа.

А я, как и многие, тут и теперь, еще помню времена, когда без двух копеек в кармане нельзя было выйти на улицу. Две копейки - это был как бы тогдашний гаджет. Гуляли себе спокойно по улицам, дышали воздухом и в поисках любви - находили раздолбанные таксофоны и, как ни удивительно, почти всегда дозванивались!

А что сейчас?

Ужас и мрак.

Потому что Интернет и мобильная связь сделали наш мир обществом тотального контроля. Здесь и до тоталитаризма недалеко. Это - обратная сторона всеобщей открытости и доступности. Не случайно, остряки окрестили Фэйсбук - ФСБуком.

Ни для кого не секрет, что большинство технологических фишек разрабатывались и разрабатываются по заказу спецслужб. При желании можно вычислить любого. Вот уже и электронные карты вместо паспортов хотят внедрить. Так нам недалеко до вживленных под кожу индивидуальных чипов. Просветили специальным приборчиком, допустим, локоть, и вся подноготная индивида до седьмого колена у полицая в мониторе. Антиутопия какая-то!

Когда я родился, телевизоры имелись не во всякой семье, да и смотреть по телевидению было практически нечего. Ныне при наличии денег можно купить себе игрушку на сто телеканалов и переключать их, сидя на очке.

Бытовой аспект проблемы заключается, собственно, в том, что в случаях дружеских посиделок мужьям невозможно «шифроваться» от жен, как, впрочем, и наоборот. Так что число конфликтов между людьми выросло в геометрической прогрессии. Каждому из нас многократно приходилось наблюдать, как с виду интеллигентные индивидуумы, забыв, что они в супермаркете или, допустим, в автобусе, яростно названивали своим близким и обзывали тех последними словами.

До массового распространения мобильников подобное варварство было в принципе невозможно.

Люди вообще, а мужья и жены в частности больше отдыхали друг от друга, что было слабым, но зароком семейного покоя. А нынче где только не слышишь сакраментальное: «Ты где?!» Так и хочется ответить в рифму.