Коммунистический способ производства
На модерации
Отложенный
Способ производства — предмет исследования такой серьезной науки как политическая экономия, менее всего занимал умы перестроечных публицистов. Досадливо отмахиваясь от старомодных теорий, партийные экономические авторитеты переходили сразу к более понятному обывателю процессу распределения, к бесчисленным рассуждениям о том, кто и сколько должен получать «по справедливости». Вариантов было множество и пищей для умствований сии ученые мужи были обеспечены на столетия вперед. И в самом деле, кто должен получать больше – квалифицированный работник с легкими условиями труда или неквалифицированный с тяжелыми? Кто обществу нужнее, шахтер или хирург, инженер или учитель, водитель или доярка?
Никому не приходила в голову простая мысль не только об абсурдности, но и постыдности самой постановки вопросов, дискриминирующих человека на основании рода его деятельности в системе общественного разделения труда. Даже обсуждать такие темы непорядочно, как непорядочно доказывать расовое, национальное, конфессиональное превосходство одних людей над другими. Единственно непротиворечивая форма организации общественных отношений может исходить только из принципов равенства. И все разговоры могут вестись лишь о практическом воплощении равенства на разных этапах движения к коммунистическому обществу.
Наивные упования перестроечных идеалистов на всемогущество «объективных экономических законов», которые, действуя сами по себе, организуют производство и распределение общественного продукта наилучшим образом, как и следовало ожидать, оказались заурядной утопией. Закон стоимости не имеет никакого отношения к удовлетворению общественных потребностей. Он всего лишь выравнивает предложение с платежеспособным спросом в денежном эквиваленте, вне всякой зависимости от его общественной пользы. Целью производства при капитализме является извлечение прибыли, бессмысленное наращивание денежной массы, а не какая-то «забота» о народе, образовании людей или их здоровье.
Еще в «Манифесте Коммунистической партии» отмечено: «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».
Как говорится, разумному достаточно. Вместе с частной собственностью исчезает и такое её прямое следствие, как товарно-денежные отношения. Ни товаров, ни денег при коммунизме нет и быть не может. Вместе с деньгами исчезают и товарный обмен, рынок, конкуренция, наемный труд, все те унизительные рудименты цивилизационного младенчества, которые буржуазные экономисты возводят в ранг «естественных» и вечных спутников всякой человеческой деятельности.
Но так ли уж нужны людям деньги, акции, кредиты, конкуренция, экономическая свобода, биржевые спекуляции — те формы перераспределения общественного продукта, которые не имеют никакого отношения ни к его производству, ни к потреблению? Спросите любого инженера, рабочего, выходящего из проходной, например, автомобильного завода – много ли акций он сегодня привинтил к автомобилю? А сколько денежных купюр он потратил на оклейку салона?
В лучшем случае ваши вопросы будут восприняты как глупая шутка, в худшем вам покрутят пальцем у виска и посоветуют сходить подлечиться. Хорошо, но может быть, на завтрак человек ест кредиты или ценные бумаги? Даже не трудитесь интересоваться. Кофе, бутерброд с маслом и сыром, салатик, омлет – дело вкуса и аппетита, менее всего имеющее отношения к обменным махинациям и поиску выгоды.
Но что из этого следует? Следует простой вывод. Вся эта суета вокруг экономических «проблем», кризисов, гадания насчет спадов и подъемов «экономики», прогнозы курса валют, инфляционные страхи и ожидания, неопределенность будущего носят искусственный, классовый характер, служат алчным интересам немногочисленных социальных паразитов, не склонным внимать никаким доводам, угрожающим их привилегированному социальному статусу. Назвать всю эту «экономическую науку» шаманскими плясками с бубном вокруг костра, значит кровно обидеть шаманов.
Как капиталистический, так и коммунистический способы производства носят ярко выраженный общественный характер. В условиях разделения труда, никто давно уже не работает «на себя», не ведет натуральное хозяйство - все работают на общество. Все потребительские блага человек также получает от общества. Как капиталистическое, так и социалистическое производства является монополистическими и разница между ними лишь в том, что при коммунизме этот монополизм доведен до логического предела, до охвата всего производственного цикла единым технологическим процессом. Но если коммунистическое производство имеет своей целью удовлетворение общественных потребностей в натуральном виде, то при капитализме эта задача решается лишь в той степени, в какой производство приносит прибыль своему собственнику.
Как же практически будет организовано производство в коммунистическом обществе?
Чем оно будет отличаться от советской модели плановой экономики, сочетавшей в себе элементы социалистического и капиталистического укладов?
Каковы будут прямые следствия упразднения частной собственности? Насколько обоснованы страхи обывателя о возвращении «дефицитов», очередей, «блата» и произвола партийной бюрократии?
Несомненно, риск такой есть. Но только, если кто-то умышленно задастся такой целью. Такая угроза всегда присутствует, пока сохраняется в какой-либо форме частный интерес, питаемый возможностью получить от общества больше, чем дать ему. В советских партийных учебниках этот интерес стыдливо именовался «заинтересованностью» работника в результатах своего труда, а экономическая самостоятельность предприятий, формально являющихся частями единого народнохозяйственного комплекса, вполне позволяла активировать такую «заинтересованность».
В коммунистическом обществе заинтересованность людей в результатах своего труда, конечно остается. Исчезает лишь частный, корыстный «интерес», желание «заработать», возвысится социально над другими членами общества. Легенды об особом «поощрении» талантов, выдающихся трудовых успехов, достижений распространяются чаще всего людьми бесталанными, бездарными, поскольку истинный талант, одержимый своим делом, не расположен тратить время на карьерную суету, на статусное самоутверждение и ритуальные сидения в президиумах. Коммунистическое бытие будет порождать и соответствующее общественное сознание, полностью отвечающее истинной социальной природе человека, в котором не будет места всем тем извращениям, которые сегодня массово обусловлены господствующими буржуазными отношениями.
Популярно идею коммунизма можно изложить очень коротко – солидарность вместо конкуренции. Хорошим примером может служить любая капиталистическая корпорация, увеличенная до размеров страны. Об этом писал и В. И. Ленин: «Ибо социализм есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией». Внутри производства и при капитализме отсутствуют товарно-денежные отношения, поэтому их устранение не есть какая-то фантазия или утопия — это всего лишь освобождение производства от паразитических элементов, а человека от рабства наемного труда на частного собственника, на «хозяина», о чем восторженно голосили в своё время образованные советские простофили.
Очень часто у обывателя понятие «товар» ассоциируется с покупкой средств индивидуального пользования – продуктов питания, одежды, мебели, электроники и т. п., чем успешно пользуются буржуазные «ученые», включая вещи повседневного спроса в рыночный оборот наравне с заводами, фабриками, нефтяными промыслами, станками, экскаваторами и прочими средствами производства. Ход, несомненно, очень ловкий – поставить в один ряд предмет потребления и форму производственных отношений. Приравнять личную и частную формы собственности и на этом основании нахраписто вопрошать – вы что, хотите «обобществить» мои кровно заработанные штиблеты, джинсы и зубную щетку?
Как и любой проект, коммунизм может быть жизнеспособен лишь при условии полного понимания строителями будущего мира его идеи, научных принципов, при наличии политической воли у завоевавшего власть трудового народа для воплощения их в жизнь. При всей кажущейся радикальности, новый способ производства внешне мало чем будет отличаться от капиталистического производства. Те же заводы, фабрики, электростанции, дороги, магазины и т. д. Кардинальные изменения коснуться лишь невидимых глазу производственных отношений, в которых человек обретет господство над вещами и освободится от всяких рукотворных ограничений, не диктуемых физическими законами нашего мира.
Нельзя утверждать, что со снятием противоречий, порождаемых частной собственностью, никаких проблем больше не останется. Останутся вопросы неравенства, связанного с различными видами трудовой деятельности, сохранением государственного насилия, проявлениями частного интереса, в том числе и на руководящем уровне. Буржуазное общество развращает, деформирует, уродует общественное сознание, с чем придется считаться и не форсировать чрезмерно смену производственных отношений. Как нельзя будет и продолжительно топтаться на месте, в ожидании явления Избавителя, который чудесным образом разрешит все наши социальные и экономические проблемы. Ясно лишь одно. Коммунистический способ производства многократно превосходит капиталистический в производительности общественного труда. Кто первый поймет это и сумеет воплотить в жизнь этот новый метод хозяйствования, получит огромные цивилизационные преимущества не только и даже не столько экономического рода, сколько в сфере человеческих отношений, приведенных к своей естественной норме – солидарности, единства, сплоченности и, не побоюсь этого слова, - братства всех людей труда.
Комментарии
Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость,
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,
Быть скованными одной цепью...
"
(С)
"
Отсюда и до обеда...
"
Как Вы представляете жЫзнь без "Них", как "делить произведённое"?
Предлагаю как Митьки:
"
При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трем типам распределения вина между Митьком и его собутыльниками.
РАЗДЕЛИТЬ ПОРОВНУ — вино разливается поровну.
РАЗДЕЛИТЬ ПО-БРАТСКИ — Митек выпивает большую часть.
РАЗДЕЛИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ — Митек выпивает все сам.
"
(С)
К.Маркс. Ф.Энгельс. Собр. соч., т. 23, стр. 49.
Другими словами словами стоимость это и есть рабочее время.
Комментарий удален модератором
1.и да- для любой экономической системы- именно отношение к собственности является фундаментальным.
и да при коммунизме в производственных отношениях именно в следствии их сокращения уничтожается и частная собственность.
и да в следствии военного коммунизма, как писал Маркс в главе Коммунизм в философских рукописях- паскудными методами- разрушения ея, ибо пролетариат видит в ней причину своих бед, либо ее обобществления, по ходу развития общественного самосознания.
2. но не стоит забывать, что именно при коммунизме идет возврат к частной собственности, но уже с иным вложенным в это, смыслом.
и всё это достаточно подробно прописывается в тех же философских рукописях Маркса
3.но фундамента для коммунистической общественной экономической формации маловато только этого условия- как для объективной реальности.
а)и да сокращение производственных отношений
б) обобществление частной собственности и ее упразднения как средства обмена
в) уничтожение труда- также как средства обмена
г) и самое главное отчуждение общественных экономических отношений от общества.
и да
Ведь не просто так одним из Первых Законов после вступления в ВТО,был закон о Образовании.Навязывающий ПОКОЛЕНИЯМ Эгоцентризм ,доведенный до маразма.Т.е.-тот самый "человеческий фактор",который НИВЕЛИРУЕТ любые начинания.
Комментарий удален модератором
Что такое воспитание? Передача нравственных ценностей, и более того (желательно) выработка способности к самостоятельной выработке нравственных ценностей совместно с обществом.
А вот какой закон навязывал эгоцентризм - это уже к авторам того закона, а не к уважаемому Сергею Метику.
Он спросил-Сколько ребенку
ответ-1,5месяца
Мудрец ответил-Вы ОПОЗДАЛИ на 1,5 месяца.
Базовые Критерии отношения к Реальности ВОСПИТЫВАЮТСЯ ДО появления признаков Личности( Я Могу,я Хочу). Это происходит ДО 5-6лет.Далее идет только Шлифовка Отношения к Реалиям.
А "закон" лоббировала и протолкнула ВШЭвая школа(Главный Агент Иностранного Влияния в РФ).Против высказался только ОДИН академик(Алферов) Светлая ему память!
Он уже в утробе многое слышит и запоминает. А вот осознание этого происходит позднее.
Я знаю человека, который помнил родовые схватки своей матери. Лишь потом он понял, ЧТО это было такое: "так давит-давит-давит, а потом легче" - это о сне, регулярно повторявшемся у 4-хлетнего мальчика.
И периодичность этого "давит-давит" совпадала с периодом родовых схваток перед родами.
Другой мальчишка спрашивал у матери - "где это было?" - и описывал интерьер родильного отделения той больницы, где он родился.
Я уже не говорю о роли музыки, которую слышит ребёнок во время внутриутробного развития...
В утробный период Нервная система матери и ребенка объединены. А Воспитание начинается с 3го месяца(формирование Мозга).
Я имею желание купить дом, но не имею возможности.
Я имею возможность купить козу, но не имею желания
Так выпьем же за то, чтоб наши желания совпадали с нашими возможностями!
"
(С)
И к реплике Мазина, сбежавшему в ч.с.:
Не надо трактовать понятие "частная собственность" как кусочек общенародной собственности.
Это совершенно различные, даже несопрягающиеся понятия.
К.Маркс. Ф.Энгельс. Собр. соч., т. 23, стр. 49
Ну и где тут субъективность?
Не знаешь, что такое ценовой сговор? Монополия?
Капиталист лучше сгноит товар, чем скинет цену.
Конкретно о частной собственности. Автору надо было задаться вопросом: о какой части идет речь, и что собой представляет общая собственность, часть от которой мы то признаем, то отвергаем? А такой разброс мнений свидетельствует только об одном: мы понятия не имеем, что такое собственность, поэтому и трактуем ее исходя и сложившейся сегодня политической ситуации.
Что касается перестройки. Горбачев попытался построить коммунизм, он даже успел создать две Гос. структуры из 12 необходимых - Госкомприроду и Госкомобразование. Вот вторая должна была внедрить в общество новую идеологию - коммунистическую. Работать ей не дали. Кто? Предатели из АН СССР.
Что такое коммунизм? Это справедливая, беналоговая (налог, это узаконенный грабеж) система. В ней каждый зарабатывает только то, что сделал сам согласно принципу: что сделал, то и твоё.
впрочем что такое схлопывания государственных экономических систем можно сейчас наблюдать во всем мире, только уже не с переду, т.е. не с идеологической в финансовую,а с заду, с финансовой в идеологическую
впрочем об этом уже сегодня писала вот тут в комментах
http://maxpark.com/community/5134/content/6929019#comment_100693928
Злые языки шутили:
"
К 1980-му Коммунизм построить не вышло - заменили Олимпиадой.
"
(С)
Самое смешное, тогда, в закрытой Москве при ОИ-80 был "коммунизм" - все дыфсыты свободно, очередей Ноль, "мешочников" - Ноль. Жаль, быстро всё кончилось.
запуск процесса по развалу и схлапывании системы, вовсе не мешает хайпу по любому поводу..
Деньги весьма удобная штука.
"
Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
"
(С) Булгаков
Что касается врачей, учителей и пр. Здесь все гораздо проще: они должны получать только то, что заработали. Путин попытался внедрить эту систему, но он о ней ничего не знает, поэтому у него вся политика и проваливается. Дилетант всегда делает то, что делать нельзя.
Что же реально сделал Хрущев? Он взял пустую папку, написал на ней "Научный коммунизм", и отдал её АН СССР, чтобы та её заполнила. Что из этой авантюры получилось, знают все, кто сдавал Гос. экзамен по "Научному коммунизму". Но у Хрущева не было другой возможности инициировать создание научной базы коммунизма. Причина стала известна в 1983-м. наша общественно-политическая и общественно-экономическая наука оказалась банкротом. Вывести из этого ее состояния попытался Андропов. У него этой получилось, и если бы не наше предательство, мы бы сегодня жили в совершенно другой стране.
Это же смешнее, чем за "хохлов" бодягу разводить?
Кстати, "вычислить "свою" часть труда" довольно-таки просто. Это является бессмыслицей для тех, кто не сведущ в этих вопросах.
Хотя ... есть книжка, кажется Пьецух написал - "История города Глупова в новые и новейшие времена". Почитайте, весьма прикольно.
У Вас есть простая, но в то же время Гениальная формула, типо E=m*c^2 ?
Хотя... если изобретут "вечные батарейки" и "вечный хлеб", то вполне реально. Однако... всё равно, кто-нибудь захочет и будет стремиться к тому, что другим недоступно.
Почитайте фантастов. Того же Лема, "Возвращение со звёзд". Там общество, суть коммунистское, искусственно лишили "порочных страстей", кажется "бетризация" называлось, Человечество мухой утратило Тягу к этим самым Звёздам.
Ежели у нас весь трудовой народ по утрам вместо физзарядки будет яму копать, уй, ямища-то будет!.. Вот туда воды накачать… и этих, водоплавающих пустить. Гусей! Перспектива! Через год на каждого — во! — по два гуся! Не, по четыре! По четыре гуся — это вместо физзарядки!
"
(С) Читал Райкин.
в современном мире только государственная система является субъектом человечества.
а я в свою очередь ничего не ведаю про мета коммунизм и не желаю ничего знать про любые извращения . касающиеся экономических формаций..
всего доброго!
Дело не в том, будто " наша общественно-политическая и общественно-экономическая наука оказалась банкротом". Он (Мазин) просто застрял в догмах начала 70-х. А ещё в 1976 году в КПСС был выработан такой вывод, что наука сама по себе стала производительной силой. И особенно, естественные науки.
Но этот вывод не был осознан, и даже похерен официозом.
Нетоварное производство к личности хохла-интенданта не имеет никакого отношения.
вы путаете с социализмом
Коммунизм, как и социализм, можно построить на любой территории. Достаточно иметь разработку (Проект) и соблюдать технологию.
При коммунизме "персонажи" не получают все, что захочет, а приобретает право пользоваться всем, что ему нужно. Т.е., платит деньги. Ибо при коммунизме каждый получает только то, что сам сделал. И без налогов (налог, это узаконенный грабеж).
4.таким образом общество и человек снимает с себя зависимость от общественных экономических отношений и прежде всего обменного типа производственных отношений и переходит к распределительной системе.и возвращается своему общественному и человеческому естеству.
государствам же остается разрешение общественных и межличностных отношений
5. именно отчуждение экономических общественных обменных производственных отношений в том числе , но не на уровне отдельно взятого колхоза или государства, а на глобальном уровне, т.е. технологически освоенного доминирующей частью человечества, т.е. как минимум двумя третями его, и дает гарантию не сталкиваться ни с дефицитом ни с перепроизводством., ни спроса ни предложения, т.е. рынка- как основы экономического взаимодействия.
по сути сейчас человечество уже живет при коммунизме, и переформатируется уже на уровне своих субъектов , т.е. государственных систем, где уже можно видеть проявленные формы такой трансформации
уже писала вот тут
http://maxpark.com/community/5134/content/6929019#comment_100693928
учите матчасть.
Недостаток коммунистического воспитания и привел как раз к развалу СССР.
К.Маркс. Ф.Энгельс. Собр. соч., т. 20, стр. 95.
К.Маркс. Ф.Энгельс. Собр. соч., т.2, стр.239.
Но с другой стороны, не привив коммунистическую мораль, коммунизма добиться невозможно - так и будем ходить кругами.
Просто на тот момент эта сущность не была осознана ещё почти никем.
Самим и исправлять придется...
Нравственные воззрения вырабатываются самими людьми, но именно в процессе познания, в процессе освоения (в т.ч. нравственного освоения) объективной реальности, в которую входят и нравственно-этические характеристики общественного бытия.
К.Маркс. Ф.Энгельс. Собр. соч., т. 3, стр.240.
Теория Маркса создана в середине XIX века, а на дворе уже XXI-й, наука ушла далеко вперёд.
Таким как вы, даже термин синергетика кажется ругательным, как кибернетика или генетика демагогу Хрущёву.
А что Вы понимаете под "теорией Маркса" - это малоинтересно. Наверняка какую-нибудь считалочку типа "Т-Д-Т", или "учение о диктатуре пролетариата"...
Вам, небось, даже неведомы такие понятия, как аутопоэйзис, а о явлении динамического хаоса Вы, уверен, даже не слышали.
"Марксизм не догма, а руководство к действию". :))
Ленин, например, не бедствовал...
Метик - это та же Цаголовская школа антитовареиков. Они не видят различий между эксплуатацией и товарно-денежными отношениями. Им кажется, что отмени последнее и эксплуатация умрёт сама собой. СССР показал, как на этой идеологии расцвёл дефицит и спекуляция на нём, какую власть обрели чиновники. Если бы эти догматики в своё время не мешали, то мы бы и сейчас жили при социализме. Да, он чем-то напоминал бы китайский, но и это можно было бы преодолеть, если бы КПСС осознала, что необходимо доверять народному самоуправлению. Статья, даже не вче...