Эпичная восьмичасовая битва в мексиканском городке Кульякан, в финале которой правительственные войска капитулировали перед гангстерами и отпустили арестованного сына наркобарона Эль Чапо, опозорила страну на весь мир. На Западе нарастает волна возмущения слабостью правительства Мексики перед картелями, поставляющими в Штаты наркотики и нелегальных мигрантов. США усиливают давление на Андреса Мануэля Лопеса Обрадора.
«Кто управляет страной? Наркокартели превзошли по боевой мощи армию Мексики». «Почему Мексика проигрывает свою войну против параллельного государства наркокартелей». «Нарко-террористическое государство у нас за стеной». Статьи с такими кричащими заголовками наводнили западную прессу после произошедших 17 октября событий в Кульякане.
Американские эксперты драматизируют ситуацию, называя Кульякан «столицей государства картеля «Синалоа», а Мексику – «несостоявшимся государством» и «страной банд». Победу членов наркокартеля над солдатами в битве в Кульякане, по словам колумниста издания The Federalist Джона, можно считать «поворотной точкой на пути к коллапсу» мексиканского государства со 120-миллионным населением и 3145-километровой границей с США. По его убеждению, Кульякан должен стать для правительства США «пробуждающим звонком» и заставить задуматься о нарастающей угрозе войны с юга.
Что именно произошло в Кульякане
Трактовки мексиканской и американской сторонами произошедших 17 октября событий разнятся.
Изначально министр безопасности Мексики Альфонсо Дурасо рассказал, что во время обычного рутинного обхода престижного района Tres Rios в 800-тысячном городе Кульякан (1200 км к северо-западу от Мехико) патруль солдат Национальной гвардии подвергся обстрелу из городского дома. Окружив дом и подавив сопротивление боевиков, военнослужащие задержали там сына Хоакина «Эль Чапо» Гусмана – самого знаменитого наркобарона Мексики. Однако после этого они сами попали в окружение боевиков, подоспевших к месту событий на бронированных пикапах с крупнокалиберным оружием. И после нескольких кровопролитных столкновений с разрешения властей гвардейцы были вынуждены отпустить арестанта, чтобы избежать гибели мирных жителей города.
https://youtu.be/GC-uErNe-K0
На следующий день президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор поддержал решение отпустить сына Эль Чапо, заявив на пресс-конференции, что «захват преступника не может стоить дороже жизней людей».

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор
Фото: https://www.upi.com
Как уточняют СМИ, гангстеры из картеля «Синалоа», атаковавшие 17 октября солдат в Кульякане, среди белого дня превратили городской район в военную зону со снайперами на крышах, горящими автомобилями и интенсивной стрельбой из крупнокалиберных пулеметов. Они установили на дорогах города 19 блокпостов, чтобы не пустить к окруженным военнослужащим подкрепление. Также они провели рейд на местную тюрьму, откуда освободили около 49 заключенных. Власти Мексики подтвердили гибель 13 людей в перестрелках в Кульякане 17 октября. Еще около 20 человек получили пулевые ранения.
Между тем спецслужбы США считают информацию, распространяемую правительством Мексики о событиях в Кульякане, недостоверной.
Как пишет информагентство Bloomberg, ссылаясь на источники в Управлении по борьбе с наркотиками США, мексиканские солдаты в Кульякане совершали не рутинное патрулирование, а спланированную операцию по задержанию наркобоссов, в ходе которой они арестовали не одного, а сразу двух сыновей Эль Чапо. Старший из них и более значимый для «Синалоа» – 36-летний Игорь Арчивальдо Гусман был по непонятной причине отпущен сразу.
Сам Эль Чапо, как писал Mind, был схвачен в Мексике и экстрадирован в США три года назад. После долгого и громкого судебного процесса его приговорили к пожизненному заключению и поместили в тюрьму высшей категории надежности в штате Колорадо. Эксперты надеялись, что, оставшись без лидера, картель «Синалоа» ослабнет, однако события в Кульякане свидетельствуют об обратном.
Как разворачивалась словесная дуэль США и Мексики
Администрации Дональда Трампа выразила недовольство отсутствием у правительства Мексики политической воли в борьбе с картелями. В минувшую среду, 23 октября, в американском Конгрессе выступил Рич Гленн, специализирующийся на вопросах международной наркоторговли помощник заместителя госсекретаря США. Он выразил обеспокоенность событиями в Кульякане и посетовал, что прогресса в борьбе с наркотрафиком в США не предвидится до тех пор, пока Мексика не разработает и не покажет «всеобъемлющую стратегию противодействия транснациональной организованной преступности».
Соединенные Штаты за последние 10 лет потратили около $2 млрд на антинаркотические инициативы в Мексике, но положительных сдвигов не произошло. Ранее в этом году Дональд Трамп угрожал применить экономические санкции на $500 млрд против Мексики, если она не приложит больше усилий для остановки наркотрафика в США.
«Мы знаем, что у Мексики достаточно возможностей [для борьбы с картелями]. Мы знаем, потому что мы помогали ей в создании этих возможностей», – заявил в американском конгрессе Рич Гленн.
Обрадор быстро отреагировал на выступление Гленна. Упрек в непротиводействии наркотрафику в США он парировал ответным укором в способствовании контрабанде американского оружия в Мексику.
«Официальные лица из других стран не должны высказывать свое мнение по внутренним делам, касающимся только нашего правительства. Это признак плохого тона. Представьте, если я объявлю, что стратегия США неправильная, потому что они разрешают у себя бесконтрольную продажу оружия, которое оказывается в Мексике и приводит к гибели гражданского населения», – заявил 24 октября Обрадор.
Кто главный в мексиканском криминале
События в Кульякане вызвали повышенный интерес мировых СМИ к мексиканским наркокартелям. В этой стране эксперты выделяют две супергруппировки – это картель «Синалоа» и отколовшийся от него в 2009 году картель нового поколения Халиско. Помимо них есть еще семь картелей и около восьмидесяти зависимых от них преступных группировок. Но поскольку масштабы мексиканских группировок несоразмерны, и слабые пребывают в вассальном подчинении у сильных, проще рассматривать их не как отдельные организации, а как три соперничающих друг с другом альянса.
Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor называет эти альянсы «Синалоа», «Тьерра кальенте» и «Тамаулипас», по названиям трех мексиканских штатов, где их влияние особенно сильно.
Альянс «Синалоа» контролирует обширные северо-западные территории Мексики и состоит из картеля «Синалоа», остатков картеля Бельтран Лейва, Тихуанского картеля и картеля Хуареса.
Альянс «Тьерра кальенте» контролирует южные территории Мексики и северо-западный участок границы с США. Его главной силой стал картель нового поколения Халиско – самая быстрорастущая преступная группировка страны, заключившая союз с остатками картелей «Тамплиеры» и «Ла Фамилиа Мичоакана».
Альянс «Тамаулипас» контролирует восточные территории Мексики. В него входят остатки картеля «Дель Гольфо» и военизированного формирования «Лос Сетас», заслужившего дурную славу самой профессионально организованной, технологически продвинутой и жестокой криминальной «армии» страны.
ДЕНИС ЗАКИЯНОВ
Комментарии
На месте преступления следователи Генеральной прокуратуры нашли 155 гильз. Момент убийства попал на видео. С мужчиной расправились, когда он находился в автомобиле на стоянке, сообщает Infobae.