Как в СССР пытались запретить «Курочку Рябу»

Из-за нее между двумя цензурами разгорелся конфликт

 

Изображение с сайта

Изображение с сайта http://stavgorod.ru

В 1927 году в список литературы, запрещенной к публикации на территории нашей страны, могла попасть совершенно невинная детская сказка - о курочке, которая снесла золотое яичко для незадачливых деда и бабки.

О том, что этот текст непригоден для печати, высказалась ни много ни мало Детская комиссия при Главном ученом совете Наркомпроса. Мотивировка запрета до наших дней не сохранилась. Но косвенный вывод о ней мы можем сделать по практически мгновенному отклику на эту инициативу в газете "Вечерняя Москва".

"На днях деткомиссия при ГУСе высказалась против напечатания сказочки "Курочка-ряба".
В самом деле, где это слыхано, чтобы дед и баба общими усилиями разбивали яичко и все же не в состоянии были разбить, а мышонок хвостиком махнул - и от яичка осталось одно мокрое место?
Это доподлинный мистицизм и антропоморфизм. Правда, в сказочке есть и кое-какой "демократизм" - курочка огорченным и плачущим старикам обещает вместо золотого яичка снести простое. Но эта "демократия" вовсе не искупает зла от "чудодейственных" возможностей "курочки-рябой".
Словом, мы согласны с деткомиссией по вопросу о вреде сказочки на все 100 проц".
("Вечерняя Москва" от 3 февраля 1927 г.)

Запретительный вердикт поднялся по инстанциям и добрался до Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств Наркомпроса).

Именно в этом учреждении окончательно решалась судьба книг - пойдут они в типографию или в мусорную корзину.

 

Изображение с сайта https://i.ytimg.com

Изображение с сайта https://i.ytimg.com

Однако в Главлите пришли в недоумение. Дело в том, что тут же активизировалась другая организация, тоже имеющая право высказываться по вопросам цензуры: Главсоцвос (Главное управление по социальному воспитанию при Наркомпросе). Там отвечали за допуск тех или иных книг и учебников в школы.

Так вот, Главсоцвос совершенно определенно был против такого запрета. Аргументация в докладной записке приводилась следующая:

"Сказка „Курочка-Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов — объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают".

В итоге Анатолий Луначарский, возглавлявший тогда как Главлит, так и весь Наркомпрос, объявил - сказке быть!