Открывают первую ночлежку для мигрантов

В Санкт-Петербурге завершился ремонт здания, в котором будет открыт первый доходный дом для гастарбайтеров. Это здание расположено на Лиговском проспекте неподалёку от станции метро «Обводный канал». В нём три этажа, в ходе капитального ремонта освежён его фасад, в окна вставлены стеклопакеты, в холле установлен турникет, а также будка вахтёра.

В скором времени планируется сдача в эксплуатацию ещё одного доходного дома для мигрантов, он расположен на набережной Обводного канала. Всего к 2013 году в северной столице планируется открыть 27 таких домов для проживания гастарбайтеров. Для оборудования доходного дома выбираются расселённые дома, а также бывшие общежития — все они находятся в аварийном состоянии и реконструируются за счёт города.

За три года на эти цели из питерского бюджета будет потрачего 3,9 млрд рублей, и треть от этой суммы будет освоена уже до конца текущего года. «Невское время»поясняет, что за счёт таких заведений город стремится решить сразу несколько проблем.

Во-первых, власти Петербурга таким образом хотят очистить город от нелегалов, во-вторых, как подсчитали чиновники, за счёт сдачи в аренду помещений доходных домов для трудовых мигрантов к 2018 году город заработает не менее 5 млрд рублей. По планам властей, в таких домах будет жить около 20 тыс. гастарбайтеров, в каждую комнату планируется заселять до шести человек.

Кроме проживания, гастарбайтерам будут предоставляться услуги прачечной и столовой. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, отзываясь о таких домах, сказала, что в них будет «бедненько, но чистенько». Один месяц проживания в доходном доме для гастарбайтеров будет стоить около 6 тыс. рублей, и платить эти деньги, как рассчитывают чиновники, будет компания-наниматель того или иного мигранта.

Таким образом, безработным приезжим в доходные дома путь окажется закрыт. Представитель управления Федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленинградской области Дарья Новикова сообщила, что необходимо понимание, что в доходных домах смогут жить только рабочие — в них нельзя будет, например, переехать с семьёй, чтобы просто жить.

Кроме прочего, в таких доходных домах планируется организовывать курсы русского языка, а также курсы по изучению истории и традиций северной столицы. Между тем, в начале февраля в Питере начала выходить газета «Петербург Уз», её целевой аудиторией являются прежде всего граждане Узбекистана, проживающие в Петербурге.

Владельцы газеты оценивают свою аудиторию в 850 тыс.

человек, хотя, по данным переписи 2002 года, в Питере живёт чуть меньше 3 тыс. узбеков. «Независимая узбекская газета» — так сами себя называют её издатели — пишет статьи на русском и узбекском языках под яркими заголовками, например, «Питер стал узбекским городом» или «Мехнат мигрантига ёрдам» («В помощь мигрантам»).

Впрочем, оценить по достоинству такую газету смогут далеко не все приехавшие в Питер узбеки. По словам руководителя узбекской диаспоры в Петербурге Алиджана Хайдарова, на русском языке разговаривает лишь каждый третий мигрант из Узбекистана, а многие из них вовсе неграмотные. Для тех, кто не умеет читать, «Петербург Уз» печатает картинки, изображающие жизнь Узбекистана.

Как отметил главред газеты Равшан Курбанов, это издание необходимо для того, чтобы привлечь внимание общественности к нелёгкой жизни узбеков в чужом государстве. Тираж первых двух номеров этой газеты составил 5 тыс. экземпляров, все они быстро разошлись. На вопрос об источниках финансирования газеты Курбанов ответить затруднился, сообщив лишь, что они частные.

Но он добавил, что правительство Санкт-Петербурга одобрило выход газеты и собирается в дальнейшем помогать финансировать её из бюджета. Впрочем, в Смольном никто об этом пока ничего не слышал. «Росбалт» предполагает, что это потому, что чиновники пока не в курсе, что «Питер стал узбекским городом».

Между тем, как сообщил глава рабочей группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика», ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, Россия в настоящий момент стоит перед выбором одной из четырёх моделей миграционной политики. Первая из них подразумевает, что Россия способна обойтись и без мигрантов, пишет «РБК daily».

По словам Кузьминова, такой модели придерживаются политики-популисты, рассчитывающие на сырьевую модель экономики, по которой чем людей меньше, тем лучше оставшимся. Вторая модель предполагает массовый ввоз в Россию среднеквалифицированных трудовых мигрантов, которые помогут возродить обрабатывающую промышленность.

Третья модель подразумевает инновационный рост — ввоз в Россию иностранных студентов, высококвалифицированных работников и их семей. Сторонники последней модели предлагают тотальное открытие границ для мигрантов и их семей с последующей активной их интеграцией в местное общество. Решение, какой именно модели следует отдать предпочтение, будет решён экспертами в ближайшее время.