Бутину цинично использовали - как Кремль, так и ФБР

 

После возвращения Марии Бутиной в Россию, на всех федеральных каналах мы услышали из первых уст, что ей пришлось испытать в США после ареста и тюремного заключения. Главные ее выводы: в Америке нет никакого правосудия, и гражданам России, которые собираются приехать в США, стоит вести себя весьма “аккуратно”, если они не хотят стать жертвой американского произвола и русофобии.

Могу согласиться с Бутиной в одном: ФБР и американская контрразведка весьма цинично использовали ее, по сути, мелкое техническое нарушение американского закона об иностранных агентах с целью получить у неё ценную информацию по поводу гораздо более важного фигуранта - её “куратора” Александра Торшина, с которым Бутина тесно сотрудничала, когда жила в США.

Торшин - бывший сенатор и заместитель председателя ЦБ РФ -давно интересовал ФБР. Он находится в санкционном списке США, в розыске у испанских властей по статье отмывания денег и подозревается американскими властями в попытке незаконно финансировать предвыборную кампанию Дональда Трампа через пожертвования американской влиятельной лоббистской группе “NRA” (Национальная стрелковая ассоциация США). Бутина, которая давно была активисткой в российском движении “Право на оружие”, начала активно участвовать в мероприятиях “NRA”, расположенной в пригороде Вашингтона, и фактически стала американским связующим звеном между Торшиным и этой ассоциацией.

В данном случае, Бутина была просто “удобным” инструментом ФБР в более важном деле против Торшина. Одним словом, она просто “попала под раздачу”.

Но надо сказать, что она оказалась в ловушке, которую сам Торшин волей-неволей устроил для нее. Будучи “стреляным воробьём” в делах мировой политики и лоббизма, он, конечно же, должен был знать, что Бутина - фактически лоббируя интересы РФ по его собственным инструкциям и не зарегистрировавшись иностранным агентом - все время подвергалась юридической опасности в США.

Получилось так, что обе стороны Бутину цинично использовали - как Торшин, так и ФБР.

ФБР интересовала сама Бутина только в том качестве, что она могла бы передать ценную информацию о Торшине. Естественно, были использованы все легальные методы давления на Бутину, чтобы принудить её как можно теснее сотрудничать по делу Торшина.

Подло ли это? Разумеется, но у контрразведки работа такая. Часто цель оправдывает средства, лишь бы это было в рамках закона.

Не думаю, что такие методы воздействия отличаются от методов контрразведок других западных стран -и уж точно не отличаются от методов работы российской контрразведки. Работа контрразведки везде сугубо серьезная - и порой жестокая и грязная.

Уверен, что российская контрразведка ведет себя аналогично (или намного жестче) в подобных ситуациях, когда надо добыть ценную информацию от какого-либо фигуранта, который “попал им в руки”.

Но ФБР явно перестаралось с преследованием Бутиной, в результате чего оно дискредитировало себя. В конечном итоге гора родила мышь: судя по всему, ФБР особо ценной информации о Торшине не получило от Бутиной, а только испортило 18 месяцев ее жизни. Безусловно, это было крупной “осечкой” - или, вернее, “выстрелом в ногу”. К сожалению, в этих ведомствах такое бывает время от времени - причем во всех крупных странах.

Скандал этот, разумеется, дал выгодный козырь российской пропаганде, которая по полной программе и с большим энтузиазмом пользуется (и будет долго пользоваться впредь) явными промахами ФБР и американской судебной системы. Российские пропагандисты уже начинают настоятельно проводить свою линию по поводу “лживой и фальшивой американской демократии”.

На основании дела Бутиной они грубо обобщают в попытке продемонстрировать на отдельном и действительно редком примере Бутиной, что в США нет никакого независимого суда и нет демократии вообще. А, дескать, наоборот: в Америке бушует вездесущая “русофобия” и государственный произвол.

(Если спросить у российских обманутых дольщиков - или любую другую группу обманутых, обиженных и оскорблённых граждан РФ - в какой системе правосудия они гипотетически хотели бы отстаивать свои права - на Западе или в России? - то не думаю, что ответ был бы в пользу российской судебной системы. Огромный поток исков каждый год от российских граждан в ЕСПЧ в Страсбурге - яркий тому пример.)

Так называемая “русофобия в США” - это любимый миф российской пропаганды. Как известно, российская диаспора в США составляет около 3 млн. человек, и подавляющее большинство из них весьма успешно работает и интегрировано в американское общество. К тому же, тысячи студентов из России каждый год приезжают на учёбу в США. Какая-либо дискриминация россиян - крайне редкое явление в Америке. За последние годы появился даже новый вид туризма среди наиболее состоятельных молодых россиян - “бэби-туризм”: беременные российские женщины приезжают в США специально, чтобы родить там ребёнка для автоматического получения им американского гражданства.

Так что главный вывод изо всей этой американской “русофобской” кампании против Бутиной следующий: если граждане РФ не собираются тесно сотрудничать с известным “токсичным” российским государственным деятелем, подобным Торшину, который находится в американском санкционном списке, и если россияне по-любому будут соблюдать американский закон, то они могут совершенно спокойно и благополучно приезжать в США и работать, учиться, путешествовать или рожать детей.

Возникает резонный вопрос: Как дальше будут обстоять российско-американские отношения после скандала с Марией Бутиной?

Уверен, увы, что США и РФ в своих информационных войнах будут и дальше поливать друг друга грязью по поводу громких политически мотивированных судебных дел. Возьмите, например, американца Пола Уэлена, который сейчас находится в российском СИЗО, и американца Майкла Калви, который находился в российском СИЗО и сейчас под домашним арестом в Москве. Поскольку оба были арестованы после ареста Бутиной, тут уместно было бы задать любимый вопрос Дмитрия Киселёва: “Совпадение? Не думаю.”

Когда эти два подданных США выйдут на свободу, то они, наверняка, точно также будут выступать на американских главных телеканалах (как Бутина на российских), и будут долго повторять:

- о том, что все уголовные дела, возбужденные Россией против них, были полностью сфабрикованными;
- о безобразном произволе российских властей; и
- об ужасных, нечеловеческих условиях, в которых власти РФ содержали их в СИЗО, начиная с клетки, где они были вынуждены сидеть, как дикие звери, во время судебного процесса, и заканчивая избиением, угрозами, оскорблениями и другими видами унижения и издевательств со стороны тюремщиков.

Это взаимное поливание друг друга грязью будет означать только еще один виток обострения в информационной войне между нашими странами, в частности, и ухудшения российско-американских отношений в целом.

Но эта информационная война вовсе не ограничена отношениями между США и РФ. В Дании, например, будут долго говорить о том, как датчанин Денис Кристенсон недавно получил аж 6 лет российской тюрьмы за “экстремизм” - всего лишь за то, что он проповедовал в РФ христианскую веру общины “Свидетелей Иеговы.” (запрещена на территории России)