ГОРБАЧЕВ И ЕЛЬЦИН: ЧЬЕ НАСЛЕДИЕ СТРАШНЕЕ ДЛЯ РОССИИ?

Любопытно, а что через 100 лет будут рассказывать своим ученикам преподаватели истории о периоде правления Горбачева и Ельцина? И совпадут ли их оценки с теми оценками, которые сегодня мы готовы им дать? Давайте немного порассуждаем…

 

Для сегодняшних нас, для большинства, Горбачев и Ельцин – категорически отрицательные персонажи. И эта отрицательность, пожалуй, единственное, что их роднит.

Горбачев – слабый государственный деятель, не сумевший справиться с вызовами своего правления. Итогом стал развал СССР, локальные региональные войны, деградация всех сфер жизни. Именно правление Горбачева, возглавлявшего ЦК КПСС, его неуклюжие игры в демократию, привели к параду суверенитетов бывших советских республик. И всё бы ничего, если бы этому процессу сопутствовала позитивная экономическая составляющая. Возможно, кто-то позабыл, а кто-то и не знал, но именно в горбачевский период советский народ познал на себе все тяготы слова «дефицит». Экономика государства за считанные годы деградировала настолько, что сигареты и основные продукты питания продавались по талонам.

В тоже самое время, партийные элиты были целиком всем обеспечены и ни в чем не нуждались, с улыбками рассуждая о пользе перестройки и гении Горбачева. Попытка же исправить плачевную ситуацию через либерализацию экономической деятельности ещё больше ухудшили положение дел, резко нарастив негатив в обществе. Уже в 1987-88 годах было ясно, что общественный взрыв неминуем. Наш «Мишкой меченным» или «Пятнистым Мишкой» смеялись даже дети. Бунт зрел, но никто не предполагал, что он приведет к развалу великой страны. События 19-23 августа 1991 года окончательно поставили точку не только в истории социализма на 1/6 части суши Земли, но и в истории СССР.

Мог ли Горбачев спасти ситуацию? Конечно мог. Сегодня, спустя почти 30 лет, пример варианта решения для тогдашнего времени очевиден – это Китай. Горбачев, при активной поддержке ЦК КПСС и армии, мог решить вопрос в стиле китайского Таньаньмэнь, уже случившегося к тому времени. Но для этого он должен был понять и принять факт собственной ошибки в стратегическом курсе на политическую либерализацию, что было невозможно для него. Остается загадкой, что сподвигло Горбачева на либеральные решения – собственные ли убеждения, или убеждение его жены, Раисы Максимовны, которая по утверждениям некоторых, близких к семье Горбачева людей, была глубокой поклонницей западной модели общества. Но как бы там ни было, бездействие Горбачева в августе 1991 года лишило мир крупнейшего социалистического государства и не только породило на его месте 15 новых, со своими региональными конфликтами, но и запустило черед европейских войн, самой значимой из которых явилась война стран НАТО против Югославии.

Именно по этой причине, нельзя сегодня говорить о Горбачеве, как о человеке, не испачкавшим руки в крови. Запустивший маятник вседозволенности западной глобализации, Горбачев вольно или невольно является соучастником всего того страшного и бесчеловечного, чего бы никогда не произошло, сохрани он от развала в 1991 году Советский Союз. Именно неумение, неспособность и предательство интересов государства Михаилом Горбачевым, по сей день несут на поклон смерти новые жертвы. Донбасс, Косово, Приднестровье, Карабах, Ливия… Список далеко не полный. Когда в новостных издания проходит информация о том, что Горбачев рассылает послания со своими советами лидерам мира, единственное, чего стоит опасаться – это того, что кому-то придет в голову его послушаться. И тогда – жди беды.

 

Пришедший на вершину власти, в результате вооруженного переворота, Борис Ельцин, как и Горбачев, не пользуется какой-либо любовью у вспоминающего его населения. Но причины нелюбви к Ельцину совершенно иные, хотя и их нельзя оценить, как более мелкие.

Борис Ельцин категорически отличался от Горбачева. Он был харизматичен, смел, не слушал никого из ближайшего окружения и всегда следовал исключительно своему пониманию прекрасного. Он не испугался забрать власть в стране, когда трясущиеся руки Янаева всему миру показывали кончину КПСС. Именно Ельцин призывал своих сторонников к противостоянию, забравшись на броню боевой машины. И будь у ГКЧП тогда хотя бы один решительный человек, Борис Ельцин был бы мёртв уже к ночи 20 августа. Но такого не нашлось. Переворот, совершенный региональными партийными элитами, произошел почти бескровно, и в тот момент казалось, что падение, которое начал Горбачев, будет остановлено. Обескровленная глупостями перестройки экономика начнет жить по цивилизованным лекалам, и надо лишь потерпеть пару лет переходного периода. Но все произошло не так.

Откровенно слабо подкованный в экономике, Ельцин делал одну ошибку за другой, приводя на ведущие государственные посты людей, категорически не способных работать на государство, во благо его и его населения. Ещё не отошли от шока павловской реформы люди, когда в одну ночь они потеряли все свои советские накопления, а Ельцин уже доверяет экономику Егору Гайдару, молодому экономисту-западнику, который оформляет концепцию «Шоковой терапии» и отпускает цены. Инфляция в стране достигает в 1992 году 2600%. А в 1995 году доля бедных в стране переваливает за 45,9%.

На фоне катастрофического падения производства, и как следствие – ВВП страны, дорожает буквально всё. Владельцы частных магазинов перестают номинировать цены на товары в рублях и устанавливают их в долларах, меняя рублевую стоимость в зависимости от колебания курса валюты. Покупательская способность населения за 7 лет либерального самоуправства команды Ельцина сократила ВВП страны относительно 1991 года почти в два раза. Растет госдолг. Не выплачиваются пенсии, пособия, зарплаты в бюджетной сфере. Как грибы после дождя в стране один за другим начинают бастовать регионы.

На улицы выходят шахтеры Кузбасса, металлурги Урала, перекрываются и блокируются железные дороги, аэропорты, морские порты.

Всё это в совокупности приводит к трем социальным катастрофам.

Первая – бандитизм. Страна охвачена преступностью настолько плотно, что обращение граждан к правоохранительным органам не имеет смысла. Даже бытовые проблемы люди зачастую идут решать к местным авторитетам. Организованная преступность диктует свои условия жизни и хозяйствования. Число убийств растет год от года с геометрической прогрессией. На федеральных каналах появляются передачи, где вполне буднично, в ежедневном режиме рассказывают о том, как кого-то расстреляли, взорвали, отравили и т.п.. Гибнут и обычные граждане, и представители крупного бизнеса, и политики.

Вторая социальная катастрофа – масштабный рост смертности от алкоголизма и наркомании. По скромным подсчетам, за «свободные 90-е» страна потеряла до 18 млн. населения. Большинство из них – люди репродуктивного возраста, т.е. те, кто был в состоянии производить потомство, работать, зарабатывать и производить продукцию. В эту же графу можно записать и потери населения от окончательного обнищания. Смертность от нерегулярного и некачественного питания буднично уносила людей пенсионного возраста. Их никто не включал в статистику именно по причине возрастного ценза. Ну кто поймет, умерла ли бабулька от старости или от того, что последний раз она смогла поесть мясное месяц назад, а купить нужное лекарство она не может уже более года? Росла и детская смертность. Цифры младенческой смертности также неуклонно росли.

Третья составляющая социальной катастрофы – война. И здесь я не стану делить людей на своих и чужих. Есть разные оценки того, сколько мы потеряли в чеченском конфликте. Цифра в полмиллиона мне кажется наиболее точной. Однако, все это не отражает мультипликатора потерь, т.е. тех потерь, которые произошли не напрямую, а опосредовано. Болезни, не родившиеся дети, голод, бандитизм и мародерство. Я полагаю, что наша страна в том конфликте лишилась как минимум 2 миллионов своих граждан, так или иначе пострадавших и умерших, либо погибших. И всё это – «заслуги» Бориса Ельцина.

В 1999 году, когда Ельцин передавал бразды правления молодому, как он думал, либералу Путину, России оставалось жить два, может быть три года, в тех границах, в которых она была на тот момент. Уже вовсю шли сепаратистские настроения в крупных республиках страны. Горел Кавказ. До предела накалился Дальний Восток. Бензин уже был разлит всюду, оставалось лишь поднести спичку… Но о периоде 1999 – 2003 мы поговорим в другой раз.

Правление Ельцина разорило страну, породило олигархию, уничтожило внешнюю политику и суверенитет России, ослабило армию и флот, привело к демографическому коллапсу, уронило научно-технический потенциал страны, изуродовало образование. При этом, как не устают нам указывать либертарианцы, оно дало свободу. Свободу в том понимании, в каком бы её хотели видеть сами либертарианцы, т.е. возможности говорить и делать что угодно, без какого-либо ограничения. И действительно, «аналитики» в авторских программах на федеральных каналах радостно упивались гибелью российских солдат, брали интервью у таких «борцов за независимость», как Басаев и всячески показывали своё пренебрежение к интересам реальных, живых людей своей страны. К слову, часть этих «журналистов и аналитиков» и по сей день не сменило риторику, только теперь они несут свою желчь в русофобских эфирах Киева, Варшавы, стран Прибалтики, Канады и США.

Подводить итоги за вас я не хочу. Каждый для себя сам определит свое отношение к Горбачеву и Ельцину. Возможно, кто-то поставит между ними знак равенства, признав обоих равнозначным злом России и её постсоциалистической истории. Возможно, кто напротив, поставит им плюс, найдя в их деяниях позитив. Для меня же ответ выглядит так…

Наследие Ельцина – это прежде всего экономический и ментальный провал. Мы и по сей день, часть из нас, находимся в плену его бредовых иллюзий о равноправном и свободном мире, где для России якобы уготовано светлое будущее. Эту концепцию история уже опровергла и не нужно долго ждать, чтобы ей дать оценку. Моральная травма нашего народа, которую мы получили в «святые» 90-е будет жить вместе с нами, с моим и последующим поколением. Но уже наши дети будут свободны от неё. И если мы не ошибемся ещё раз, то через 30-50 лет окончательно избавимся от ощущений второстепенности, которую в нас вбивал Ельцин и его приспешники. Поэтому, всё что нам нужно, это помнить, рассказывать и информировать за нами идущих, об ошибках недавнего прошлого.

Что же касается наследия Горбачева, то оно мне видится куда более опасным, нежели наследие Ельцина.

Да, именно Горбачев и коммунистическая партия Советского Союза, повинны в том, что произошло после августа 1991 года. Наивность, глупость, полное отсутствие реальной аналитики, медлительность, презрение к интересам народа – вот наследие Горбачева и КПСС. Совокупность личностных ошибок Горбачева и стремление партийных элит к наживе, через появившиеся окна возможностей, созданных глупейшими решениями в экономике, были разменяны на целостность огромной и великой страны, за каждый метр территории которой было заплачено жизнями наших предков. И для меня зло Ельцина – это лишь логичная производная из зла Горбачева. Не было бы второго – не появился бы первый.

Гарантией недопущения реинкарнации наследия этих «великих» деятелей может стать лишь стремление государства к справедливости в обществе. Для России – справедливость – высшее, фактически сакральное сущее. И если власть будет это понимать и ретранслировать действиями в общество, то будущее нашей страны мне представляется успешным и процветающим.

Если же справедливость будет вновь, как во времена Горбачева и Ельцина, заменена на потребительство и встраивания в эфемерный «свободный» мир, по факту являющейся тюрьмой наций, нас будет ждать неминуемый ГорбЕльцин-2.0 и история вновь нас отбросит на дно цивилизации.