Музыка и кавалеристская атака

На модерации Отложенный

  Мне нравятся марши - старые марши. У меня неплохая подборка и больше всего люблю слушать марши лейб-гвардии Преображенского, лейб гвардии егерского полка, лейб-гвардии гусарского полков. Причем обратил внимание, что скажем, марши тяжёлой кавалерии очень отличаются от всех прочих - они более тяжелые, что ли. Впоследствии выяснил - почему это.

  Рейтары, драгуны, кирасиры (в русской гвардии было четыре кирасирских полка - кавалергардский, конной гвардии и л.-гв. кирасирский, ). Тяжелая кавалерия играла роль танков. Она пробивала плотные массы войск неприятеля единым сплоченным ударом. Именно кирасирских и драгунских лошадей учили ходить в ногу сомкнутым строем. Надо понимать, что "ходить в ногу" для человека и лошади - это разные понятия. Полной синхронизации можно добиться только у цирковых лошадей, да и то методом целенаправленного истязания с детства. Лошадей же в кавалерию ремонтировали в три-пять лет. Добивались, во-первых чтобы лошади одной шеренги одновременно подымали одну из передних или задних ног, не важно, что одна подымает правую, а другая левую, важно, чтобы передние и задние ноги не шли в разнобой. И, во-вторых, вплоть до легкой рыси у лошадей должен был быть одинаковый размер шага.
   Существует исследование одного английского этолога. Он проанализировал влияние различных маршей тяжелой кавалерии - английских, французских, русских и немецки на лошадей породы першерон, которая как известно является самой древней в Европе породой боевых скакунов, поскольку была выведена в Брабанте (тер. совр. Бельгии) специально для рыцарей - тяжелых всадников в латах. Это порода, более известная ныне как тяжеловозы, на самом деле порода верховых лошадей, и обязательно использовалась при селекции лошадей для тяжелой кавалерии в 17 -19 вв. Так вот, по замечанию этого этолога першероны при исполнении маршей тяжелой кавалерии впадали в состояние легкого транса и становились легкоуправляемыми под седлом, в тоже время марши легкой кавалерии на них никакого влияния не оказывали. Не знаю на счет транса, но марш активно использовался в тяжелой кавалерии не только как средство информации начальства, но и как средство, помогающее держать строй.

  При начале боевого движения оркестр (разумеется конный оркестр) находился в голове боевого порядка несколько с боку. С постепенным возрастанием темпа движения боевого порядка оркестр постепенно перемещался в тыл, но продолжал сопровождать порядок.

Где-то за сорок-тридцать метров до порядков противника тяжелые эскадроны переходили на скач. Лошади в этом темпе срой держать уже не могут, но из-за малого расстояния эскадрон не рассыпался лавой, а сомкнутым строем на скорости около 35 км/ч врезался в каре или батальон противника (першероны могут держать такую скорость где-то 1-1,2 км, кирасирские породы - производные от першеронов, где-то до 1,5 километров). Удар бывал, как правило, страшный - первые пять-шесть рядов пехоты чаще всего просто затаптывались лошадями. И вот для тяжелой кавалерии было очень важно сохранить плотность строя до самого момента врезания в ряды противника, не распластаться лавой. Удар мог быть только один, так как лошади тяжелой кавалерии, хоть и были выносливыми в переходах, но полностью утрачивали это качество после короткой резвой атаки. И здесь очень высока была роль оркестра.
в состав оркестра кирасир входят огромные литаврные "комбайны" из четытерх литавр, размещенные на спинах чистокровных черных першеронов (характерное отличие этой породы - густая "бахрома", закрывающая копыта). В переди же каждой колоны, вслед за знаменем идет литаврщик на першероне с двумя литаврами и активно но тихо и мерно бьет в литавры. Звук литавр на фоне оркестра почти не слышен, где-то на уровне инфразвука, но постоянен и ровен, при этом от этого звука дребежжат стекла. В концертных же исполнениях маршей тяжелой кавалерии литавры либо вообще не используются, либо используются громко, для музыкальной акцентировки. Т.е. концертное исполнение (концертная аранжировка) маршей тяжелой кавалерии не дает представление о реальном звучании этих маршей как на плацу, так и на поле боя. И во французской, и в русской, и в прусской, и в австрийской тяжелых кавалериях обязательно были литаврщики. У них были лучшие лошади. Русский егерь периода наполеоновских войн, подстреливший французского литаврщика-кирасира, получал Крест. Наполеон лично наградил одного из своих солдат орденом Почетного легиона, за то что тот в битве при Аустерлице подсрелил двух русских литаврщиков кавалергардского полка. Вероятно, именно мерно-тихий бой литавр и помогал кирасирским лошадям держать строй, а сам марш был им не важен.

 

   А ещея мог бы порекомендовать послушать "Богему" Пуччини, "Лючию ди Ламмермур" Доницетти и "Сицилийскую вечерню" Верди на немецком языке ;)