Шлем Александра Невского

Вещи порой говорят о своем хозяине больше, чем письменные свидетельства современников и домыслы историков. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, относится к таким безмолвным свидетелям того, кем был легендарный князь.

Шлем поражает своей редкой красотой и смысловой символикой, которая на первый взгляд кажется христианской. Прежде всего, бросается в глаза образ архистратига Михаила Архангела над носовой стрелкой, который выполнен с редким ювелирным мастерством. Поражает с каким изяществом расположены алмазы, рубины, изумруды, жемчуг. Но! Далее по всему периметру шлема идет арабский текст «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы» (Коран, 13-й стих 61-ой суры).

Многие видят в этом парадокс: как сочетается образ Архангела Михаила и высказывания из Корана? Да очень просто сочетается. В исламе Архангел Михаил (Микаил) возглавляет небесное войско и является символом победы над силами зла.

Надпись из Корана на шлеме Александра Невского это расшифровка символики – там, где Михаил Архангел, там «скорая победа». Кстати говоря, арабские тексты из Корана украшали и шлем Ивана Грозного, и многих других родовитых персон средневековой Руси. Приемный сын хана Батыя, легендарный Александр Невский не был «белой вороной» среди сородичей, скорее, наоборот, был частью того тюрко-славянского союза, который и заложил основы государственности России подробнее см. в кн.: (Шангареев И, Латыпов Н. Ислам и мир: Восток глазами классиков. М.: АСТ, 2017).

Александр Невский оставил самый яркий след в истории допетровской России. Я специально подчеркиваю допетровской, потому, что далее начинается период фальсификаций истории России, который продолжается и по сей день. И речь идет не столько о фактах, сколько об их интерпретации.  Мало кто из историков остался равнодушен к тому, что Александр Невский был приемный сыном хана Батыя, сотрудничал после его смерти с ханом Берке, который, кстати к тому времени, принял ислам (не случайно же мы находим стих из 61 суры из Корана на шлеме Александра Невского).

Ради справедливости надо сказать, что в последние годы появились ученые, которые освещают главные смыслы отношений Александра Невского с золотоордынцами с позиций, я бы сказал, исторической целесообразности, развенчивая мифы и стереотипы, складывавшиеся веками, отбрасывая при этом, на сколько это возможно, субъективные оценки.

В книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков» я не раз подчеркивал, что категоричность суждений – тупиковый путь. Подчеркивая, что, говоря с позиций вероятности, мы с вами свободны делать самые смелые предположения, оценивать события так, словно перед нами несколько альтернативных реальностей. Это, безусловно, продуктивный и, главное, в своей основе системный подход. Кто-то очень верно заметил, что часто через ворота мечты, мы легко попадаем в мир реальности. В нашем случае это возможная реальность, неизрасходованный ресурс самоорганизации в истории России.

Скажу сразу, что пытаясь восстановить историческую справедливость, некоторые авторы пытаются одни мифы заменить другими. Так, например, не могу разделить утверждение Геннадия Тюньдешева, которое он вынес в заглавие своей книги «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». У меня не вызывает сомнений, что история России начиная от незапамятных времен Великой Тартарии, а позднее с внуков кагана Муэмина II — Бориса и Глеба, неразрывно связана с эволюцией тюрко-славянского этноса и монгольская составляющая здесь весьма ограничена, как бы кому не хотелось ее идеализировать.

Основу – ядро истории допетровской России составлял тюрко-славянский этнос. Золотая Орда как феном монгольской культуры, по моему глубокому убеждению, сыграла уникальную системообразующую роль, которую блестяще использовали такие пассионарии как Александр Невский. Он нуждался в Батые как в союзнике и отце-наставнике, но и Батый нуждался в нем как в умном и сильном союзнике. Это был тот самый пример разумного симбиоза людей различных культур, который сыграл решающую роль в формировании будущей России, ее евразийской сущности, о которой в наши дни многие забывают, абсолютизируя «русскость» в ущерб «татарскости».

Однако, именно Александр Невский с его ориентацией на единство с татаро-монголами, с его более чем лояльным отношением к исламу (в период союза с ханом Берке) в коллективном бессознательном современной России  по результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года был выбран «именем России».

Если отбросить все рассуждения о Невском в духе «наш или не наш», то не трудно представить себе ситуацию, при которой он одновременно являлся по сути ордынским ханом (имея ярлык на великое княжение), побратимом сына хана Батыя — Джучи хана Сартака и князем новгородским, великим князем киевским, и великим князем владимирским. Некоторые историки пишут, что такое невозможно. Позвольте спросить почему?

Филипп Москвитин. Князь Александр Невский и его побратим правитель улуса Джучи хан Сартак.

Киевская Русь во все времена была в тесном контакте с тюркскими народами, было много общего в языке, песнях и плясках.  Почему двое молодых князя не могли дружить и сражаться плечом к плечу. Лев Гумилев в своих исследованиях этого периода истории отмечал, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».

Слышу возгласы возмущения. Не спешите. Сегодня мы доподлинно знаем, что те «русские земли, которые приняли союз с Ордой, смогли сохранить свой уклад, частичную самостоятельность, право жить по своему порядку. Русь же в Монгольском улусе стала не провинцией, а страной-союзником великого хана…».

Вот как выглядели геополитические успехи Александра Невского.

Мне могут возразить, но ведь был шанс стать страной — союзником Европы? Увы, в этом случае русские княжества ждало как духовное, так и физическое поглощение. В доказательство тому — судьба земель, которые не согласились на союз с Ордой — они были захвачены Польшей и Литвой. Но главный враг – Германия, для которой с 1202 года походы на Русь стали чуть ли не смыслом всей внешней политики. На Чудском озере 5 апреля 1242 г. Александр Невский выиграл одно из самых своих ярких сражений, но это была только отсрочка. Он это хорошо понимал, как и то, что остановить превосходящие силы с Запада может только одна сила – Золотая Орда.

Предположим, что он сделал свой выбор преследуя различные, в том числе личные интересы и предпочтения (в чем его постоянно обвиняют), но в масштабах истории это был выбор в пользу России, в пользу православия, Выбор, который заложил ключевой камень в фундамент российской государственности.

«К сожалению, — писал Лев Гумилев, — среди современников, безвозвратно терявших пассионарность, политический курс Александра Ярославича популярностью не пользовался. Никто не думал благодарить князя за его героические усилия по спасению Русской земли».

Писатель-публицист Исмаил Шангареев

Заметьте, это при том, что во многом благодаря его усилиям, на время Золотой Орды пришелся расцвет православия. В этот период появились многочисленные монастыри, которые по высочайшему повелению монгольских ханов полностью освобождались от налогов. И все же, кто бы что не говорил, но время все ставит на свои места. Спустя столетия после того как началась удивительная история жизни Александра Ярославовича, 10 сентября 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению в 2021 г. юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского.

Мне представляется, что это празднование должно стать не просто торжеством исторической правды по отношению к одному из архитекторов российской государственности, обладателю ярлыка на великое княжение Александру Ярославовичу Невскому, но и к тому, чем в действительности была золотая Орда, и те народы, которые она объединяла на евразийском пространстве.