Андрей Пелипенко, БЫДЛО
На модерации
Отложенный
Этот материал посвящается одному на первый взгляд частному, но характерному явлению сегодняшней реальности. В самом широком смысле оно относится к сфере ценностей и выражает собой процессы культурной динамики. История свидетельствует - зарождение и утверждение новой субкультуры имеет собственную логику. Вначале новое качество выделяет себя из порождающего бульона. Происходит коагуляция. Люди нового мироощущения узнают друг друга по глазам, по неуловимым деталям. Они объединяются вокруг общих потребностей, ценностей, стиля жизни. Новое утверждает себя как одна из культурных позиций, имеющих право на существование рядом с другими. Затем - если этой субкультуре принадлежит будущее - как доминирующая.
Такова общая схема. На следующем этапе, на пути к доминированию новое качество неизбежно натыкается на сакральные ценности и фетиши старого. Их переосмысление, а именно: профанирующее «переназывание» и перетолкование - часть утверждения нового. Выразительное слово «совок», вошедшее в русский язык в конце 80-х годов, чистый пример подобного рода. Наш материал посвящен одному из эпизодов утверждения личностного сознания в современной России.
Есть слово, которое все громче и отчетливее звучит в приватных беседах и оценках происходящего, изредка прорываясь на страницы печатных изданий. Пока оно не произнесено во весь голос, хотя потребность в этом ощущается все острее, поскольку заменить его нечем. Попробуем сделать экскурс от слова к понятию, от понятия к пониманию - без эмоций и истерик.
Итак, слово «быдло» пришло из польского языка - в значении рабочая скотина - что, впрочем, для нас несущественно, поскольку значения слов далеко уходят от первоначальной этимологии. Так и в данном случае, то, что в обыденном лексиконе понимается под словом "быдло", и шире и глубже первоначального смысла.
Зададимся вопросом: почему, собственно говоря, это слово столь боязливо входит в нормативный оборот? Здесь мы сталкиваемся с малоосознанной табуацией, адресованной к номинации мистифицированного и обоготворяемого НАРОДА. Ибо быдло - это руины, которые остаются после крушения мифологемы народа. Быдло – профаническая ипостась народа, а потому страшнее и недопустимее в произнесении, чем любая матерная брань.
Для того, что бы осознать процессы, которые вызвали актуализацию старого и, казалось бы, давно забытого слова, необходимо выделить встающие за ним культурные смыслы. Что же имеется в виду под "быдлом". Близкие понятия – хам, варвар, раб. То есть существо, лишенное индивидуально-субьективного начала. В широком смысле круг значений, связанных с толпой, охлосом, плебсом. Когда-то для выражения сходных сущностей было хорошее слово "чернь". Все это создает образное поле, но не выявляет сущностных моментов. Обрисуем портрет быдла как культурного субъекта.
Прежде всего, это существо коллективное в своих значимых проявлениях. Он энергично и целенаправленно уходит от ситуации выбора . Быдло жестко и императивно партиципируется к группе. Быдло – всегда часть некоторого МЫ, при уничижительном отношении к «я», своему и особенно чужому. Уничижительное отношение к чужому «я» - фундаментальная черта быдла. В этом отношении быдло - человек с крайне активной жизненной позицией.
Не будучи в собственном смысле слова личностью, быдло крайне нетерпим и агрессивен к проявлениям личностного начала в другом. Исторически быдло восходит к общинно-родовому человеку, и естественной, непротиворечивой средой его обитания является замкнутое патриархальное общество. В контексте современной цивилизации быдло чувствует себя крайне неуютно и потому – столь агрессивно.
Быдло отрицает личность во всех ее проявлениях. И прежде всего такие черты как свобода, собственность и достоинство. Прежде всего отрицается свобода. Такого понятия в сознании быдла просто не существует. Есть "дурь", "блажь", "своеволие", одним словом - опасное отклоняющееся поведение. Рабство, подъяремность, тотальная зависимость от вышестоящих социальных инстанций составляют существо миросозерцания быдла. Раб может терпеть всё - кроме свободы. Быдло не может растождествиться с предписанной извне социальной функцией и сценариями поведения. Выбор, предполагающий свободу, внутреннюю независимость и рефлексию, разрушает и отрицает быдло.
Еще одно, в высшей степени характерное свойство исследуемого нами явления может быть охарактеризовано как специфический, варварский по своей природе стиль общения. Здесь требуются пояснения. Любой зрелой культуре свойственно создавать особую буферную зону. Она формируется из норм этикета, стереотипов поведения, бытовых ритуалов. Такой буфер позволяет не тратить душевную энергию на бесконечные рутинные ситуации. Силы человека расходуются на решение нетривиальных задач, на сущностные процессы. У быдла сфера культурных стереотипов минимизирована. Отсюда болезненный, требующий массы сил стиль общения. Частые перескоки от агрессии к заискиванию. Неспособность адекватно "прочитывать" конвенциональное поведение других людей. Скачки и варварская непосредственность в поведении быдла противостоят опосредованности психических реакций культурой, свойственной цивилизованному человеку.
Быдло – враг собственности. Для него существует "свое кровное" и ситуационно чужое. Границы между своим и чужим внешни, контекстуальны и сиюминутны. Они изменяются при первой возможности. Как правило, быдлу присущ тот тип поведения, который в обыденном лексиконе определяется как «хитрожопость».
Хитрожопость – кратчайшая дистанция для достижения эгоистических целей с минимальными нарушениями заданных извне правил игры. При этом интересы людей, с которыми быдло вступает в контакт, изначально и принципиально игнорируются (поскольку эти интересы не ограждены извне заданным нормативом). Для хитрожопого быдла свежеуворованное воспринимается как "свое кровное", т.к. его социальный лейтмотив – подгребать под себя - вовсе не означает цивилизованного отношения к собственности.
Для быдла не существует человеческого достоинства. Оно не просто не понимает, но активно отрицает дистанцию, privacy, всю ту сферу культурного пространства, которая вызревала и укреплялась со становлением человеческой личности. Происходит это потому, что быдло не признает за отдельным человеком самостоятельного смысла существования. Для него человек всегда средство. Для быдла набожно-праведного – средство для укрепления социального абсолюта. А для лукаво-хищного – средство для удовлетворения его паразитических устремлений.
Здесь мы коснулись существенной темы: проблемы двух модусов исследуемого явления - раба добродетельного и раба лукавого. Во все времена они существуют рядом. Но динамика соотношения лукавого и добродетельного представляет особый интерес.
В устойчивом архаическом обществе они более или менее сбалансированы, и раб добродетельный может даже доминировать. Но в эпоху исторического изживания традиционалистской архаики лукавый раб буквально распухает, заполняя собой все социальное пространство. В полном соответствии с этой логикой набожно-праведное быдло встречается в последнее время все реже. Сегодня отчетливо доминирует лукавый раб. В этом, в частности, и проявляется нравственный кризис изживаемой архаики.
Из обрисованной ситуации есть два выхода. Немногие добродетельные рабы и циники-рабовладельцы тянут общество в идеализируемое ими прошлое, когда, как им представляется, доминировал добродетельный раб. ( В этой связи не могу не вспомнить властителя дум, "легендарного" обозревателя "Комсомольской правды" Инну Руденко. В 70-е годы сей представитель кабинетного быдла писала статью за статьей на темы "нравственного воспитания молодежи". В одной из них Руденко на целую полосу возмущалась тем, как в некой деревне колхозники на своих приусадебных сотках наладили товарное производство семян декоративных растений - вместо того, чтобы, как и положено рабам добродетельным, выращивать картошку. Для современного читателя поясню, что про налоги, фининспекцию и пр. речь и не шла - возмущение вызывал сам факт уклонения от решения "всенародной задачи" набивания пуза горожан крахмалом). Носители личностного сознания – к изживанию лукавого раба через становление автономной личности.
Генеральной для быдла является стремление к упрощению. При более глубоком рассмотрении стремление это направлено к "усинкретичиванию", к созданию структуры максимально подобной структуре традиционно-патриархальной.
А поскольку быдло – мигрант, заставший традиционную культуру в пору ее распада, то его эстетический идеал представляет собой обедненную и предельно упрощенную версию традиционной культуры. Субкультуру слободы, рабочих бараков, предместий.
Именно эти люди, столкнувшись с любым сколько-нибудь не банальным, выходящим за рамки стандартного советского масскульта, явлением - фильмом, телеспектаклем, романом, писали письма в "инстанции", где осуждали, требовали искоренения, искренне поражались - зачем и кому это нужно, риторически вопрошали - так вот на что идут народные деньги? - и так далее. Быдло исходят из принципиально гомогенной картины мира, культура которого соответствует его вкусам и представлениям. Отсюда устойчивое стремление к упрощению культурного контекста и примитивизации культуры.
Система представлений и поведение объекта нашего исследования строится на неразличении своей индивидуальной точки зрения и предполагаемой объективной. И это – универсальная характеристика рассматриваемого феномена. Быдло всегда абсолютно искренне вещает от имени Господа Бога. Именно поэтому в ситуации динамического развития культуры, когда конфликт ценностей и их диалог оказывается важнейшим моментом развития, быдло выступает как балласт, препятствие на путях динамики. Оно представляет собой тот самый неперевариваемый до конца материал, который несет угрозу попятных движений.
Опыт советской империи – едва ли не эталонный пример быдлократии. Тогда работал механизм отбраковывания и селекции, поднимавший наверх наиболее хитрожопых представителей быдла и загонявший личность в щели и поры маргинального бытия. Даже там, где нельзя было обойтись без людей определенного уровня - экспертов, специалистов, ученых – они находились на вторых ролях, были неусыпно подконтрольны и существовали как неизбежный компромисс. Достаточно вспомнить стиль, поведение, образ жизни, культурные рефлексы советских руководителей всех времен и уровней. Чтобы снять любые возражения, надо признать, что при всей сложности отношений к власти до самого последнего времени рядовой "совок" чувствовал, что на верху - «свои». И лишь в последние годы что-то стало смещаться.
Мы исходим из того, что в культурной памяти всякого человека от рождения присутствуют блоки программ и моделей соответствующие всем стадиям и фазам культурного развития от архаики и варварства до развитой личности. Соотношение этих блоков богато варьируется в зависимости от сочетания множества факторов, анализ которых - отдельная большая проблема. Далее, в возрасте трех-шести лет происходит качественный выбор в сторону той или иной ментальной программы самоосуществления.
Рождение и воспроизводство быдла задано прежде всего социальной средой, в которой рефлексы, сценарии и априорно присутствующие бессознательные программы быдла оказываются адаптивными. Разумеется, нельзя валить все на среду, но из любого психически здорового ребенка можно вырастить как минимум заурядного обывателя свободного общества. Примечательно, что дети, вырастающие в порождающей быдло среде, могут проявлять незаурядные способности, яркость ума, зачатки личностного мировосприятия, которые однажды (15-17 лет) совершенно бесследно исчезают, уступая место бесхребетной позиции дрейфа по течению жизни с более или менее активным подгребанием под себя. Иногда применяя все отпущенные Создателем таланты для того, чтобы не стать личностью.
Сегодня, несмотря на все разглагольствования, власть по прежнему предполагает быдло основным социальным субъектом. Ориентируясь на его социальную психологию и ценностные установки, власть тем самым воспроизводит тупиковую, безысходную ситуацию. До тех пор, пока в ходу будет мифологема «весь народ», за этим мистифицированным образом будет стоять харя быдла.
Надо со всей определенностью заявить, что "всего народа", или «простого народа», о котором мы слышали всю нашу жизнь, нет в природе. Мифологема «народа» - знак для обозначения архаической целостности, того, что философы называют социальным абсолютом. Строго говоря, его не было и раньше, хотя советское общество слабо осознавало свою гетерогенность. Сегодня же представление о некоем единстве «народа» - чистый миф.
Есть общество, состоящее из качественно неоднородных групп с принципиально разными интересами и различным отношением к цивилизации вообще. И компромисса между субъектом современной цивилизации - то есть личностью, и быдлом быть не может. Политики, в равной степени устраивающей тех и других, также нет. Торжество идей приватизма, свободы, собственности и достоинства каждого члена общества не может сочетаться с архаическими варваром. Быдло не обучаемо и не изменяемо. Его нельзя уговорить, умиротворить и переделать. Из жестко вымуштрованного быдла может вырасти лакей, но не человек цивилизации.
Перед нашим обществом рано или поздно станет выбор между личностью и быдлом и отвертеться от этого выбора не удастся. В 1917 году такой выбор был сделан однозначно и последствия его очевидны. Пока что власть и интеллектуальная элита стараются обходить эту дилемму. Но историю не обманешь и этим или следующим правителям придется однозначно выбирать.
Пока же еще не преодолен инфантильный страх перед естественной стратификацией общества. Воспроизводятся бессмысленные вариации на тему всеобщего единства. Отрабатываются невыразительные символы этого единства, адресованные опять же к образно-символическому сознанию быдла. И, в целом, язык на котором говорит власть - пока что язык быдла. Он вестернизовался, но не потерял своих корней. Движение в сторону личности есть, но идет оно вяло и нерешительно. При этом власть демонстрирует поразительное расщепление собственного сознания.
На словах она заявляет приверженность ценностям автономной личности, но на деле реализует отношение к обществу как к безгласному и безмозглому быдлу. Власть делает все и еще чуть-чуть сверх того, чтобы затормозить и придушить становление независимых общественных институтов, автономного человека, правовой, гражданской и имущественной независимости. Правительство отдает общество в руки мафии, которая ведет войну на уничтожение с правовой, некриминальной частной собственностью. Власть не создает правовых гарантий личности и т.д.
Похоже, что сознание носителей власти поглощено химерой: «мы» - люди у кормила - станем личностями, завоюем себе свободы и обретем достоинство. «Они» же должны оставаться в стойле и не мешать нам обделывать свои делишки. Надо со всей пределенностью сказать, что это - чистейшая иллюзия.
Прежде всего, идея сословного общества запоздала лет на триста. Во-вторых, ничего сколь-нибудь устойчиво гарантирующего ИХ статус и имущество, кроме правовых гарантий личности - а они принципиально всеобщи – быть не может. Каждый по отдельности, те, кто прорвался к кормилу, могут отрабатывать стратегию «нахапал – выехал». Но как социальный слой, как целое, они смогут сохранить свои позиции только в рамках либеральной эволюции страны.
Подведем итоги. Быдло – продукт разложения патриархального общества помещенный в неадекватный ему урбанистический контекст и в окружение людей, представляющих личностную культуру. Понятие «быдло» - результат осмысление этого явления и одновременно оценка, прозвучавшая из пространства личностного сознания.
Утверждение образа «быдла» знаменует собой сумерки двухсотлетнего мифа «народа». Загадка, над которой мучались, и идеал, от несовпадения с которым страдали поколения российских интеллигентов, разгадана. Авторы отгадки отрекаются от основополагающего мифа и базовой ценности интеллигентского сознания.
В этом смысле утверждение образа быдла знаменует собой смерть российского интеллигента. Интеллигент существовал во вселенной, задаваемой координатами сакральной Власти и сакрального Народа. Власть/Народ, Должное/Сущее – координаты интеллигентского космоса. И когда на месте образа великого, беспредельного в своих качествах, охватывающего всё и вся, заключающего в себе все концы и все начала, неизреченного Народа появляется Быдло – можно свидетельствовать: интеллигенция кончилась. Идущий на смену российскому интеллигенту буржуазный интеллектуал* переосмысливает сакральные ценности своих предшественников. И в этом переосмыслении миф народа оборачивается быдлом.
Что можно сказать на это. Сумерки богов – особое время.
Комментарии
Она, как известно, главней всего ...в доме.
В ближайшее время концессуальная пурга закончится и начнётся оттепельное размазывание грязи по дорогам той непроезжей её части, которая невместимо непрокладываема, что , в свою очередь, застопорит подъезды и подходы к личнособственным имеющимся ёмкостям, в которых и будут шлифоваться , выкристаллизовываясь, конценссусы.
..В результате кольцевой композиции мы и пришли к тому, с чего и начали.
...о погоде...
См. мой comment 16:29 и 16:53.
Сказал Христос "других судишь, = себя судишь".
да ещё и на едином вздохе написать...
И не только различать, но и отлучать, отлуплять,отколупывать....
А я, например, вижу много бездельников и пьяниц и просто дураков, очень много вижу и как их называть?
Бездельники, пьяницы,дураки.
Всё своими именами.
Структуру современного сообщества людей адекватно "классами" и "слоями" - терминами марксистско-ленинских теорий уже не описать. Мне больше нравится пирамида потребностей и мотиваций А. Маслоу, психолога, дополненная учётом инстинктов, эмоций, сознания и воли.
Разум коллективен!
Всякий, кто стремится разрушить коллективность людей - враг разума.
Далее из этого проистекают все прочие ошибки данного опуса.
Извините, если ошибся в числе скобок.
Вообще говорить разучилась? Тогда просто читай, накапливай утерянные навыки.
Одни чувства!..
Поэтому и скобки в неограниченно- спонтанном количестве...
Но отреагировать на Ваше замечание обязана.
Реагирую.
(Без всяких скобок).
Не осилил всю эту галиматью.
Разум коллективен!
Всякий, кто стремится разрушить коллективность людей - враг разума.
Настолько правильно Вы откомментировали, что просто смеялась...
..а мы перешли на "ТЫ"?
Всегда стараюсь формулировать точно, но Вы заставили перечитать сказанное мной, и понятно, что без прочтения статьи, моё высказывание можно понять двояко, причём смысл будет диаметрально противоположным.
Заглядываю в окна квартир,
И не могу понять:
Есть ли у них сортир?
Интересуюсь,
Спрашиваю.
Некоторые прохожие
Утверждают, будто в подъездах у них места отхожие.
Так, София? Они муторные, тупые, бессмысленные существа. Мы их победим. Не переживайте.
...это чтобы без скобок понятно было, как именно...Вы же должны это представить!..Верно, Андрей?)
..продолжаю мысль, пока не потеряла за перечнем ремарок(опять улыбаюсь. Но уже открыто - проникновенно,искренне надеясь на взаимопонимание )...
Вы прощены.
Наконец-то добралась до завершения логического...(и вновь - моя улыбка.
..написать, какая?)
Мне кажется, что теперь ,устав читать,Вы точно поймёте, почему улыбку лучше выражать графически...))))
Я во время чтения то "морзой" долбилась в "пунктирные" мысли, то дятлом выщёлкивала смысл...пока не поняла,что речь шла...
...о погоде. ))))
...а можно, я просто улыбнусь?...по-вальнеровски...)))
Всегда стараюсь формулировать точно,
Я и вытянулась сразу же...))) по стойке "смирно!"
...всё прочувствовав...)))
но Вы заставили перечитать сказанное мной, и понятно, что без прочтения статьи, моё высказывание можно понять двояко, причём смысл будет диаметрально противоположным.
Я всё правильно поняла, Андрей!
Всё в порядке.
Приятно было общаться с Вами.(..не знаю, право, как на сей раз изобразить само обаяние, излучающееся из взора...)
Дурить не надо. Тут умные люди собрались, кое-что знают. Это в другом месте будете рассказывать про то, что есть индивидуальный разум. Есть таланты и гении, которые способны коллективный разум аккумулировать, и пользоваться им как своим. При этом часты искажения, когда одиночку заносит не туда, и он начинает опираться не на Природу в своих размышлениях, а на фантомы, которые рождает его воспалённый мозг. В этом случае говорить о разуме вообще затруднительно. Если найти ум, который сможет оценить всё, что написали индивидуальные мыслители, то окажется, что соответствует Природе не более 1% из написанного.
Сегодняшние российские проблемы заключаются в том, что нами управляют носители чуждого архетипа, и усредниться с ними не получится. Они не станут нам ближе никогда. Это страшный антагонизм.
И если Вы хотите сказать, что это от того, что мы - тупые, то премного ошибаетесь. Это от того, что нас последовательно предали несколько правителей сразу.
С Вашим последним тезисом я отчасти согласен, но не следует выводить за рамки личность.
Русские ничего подобного никогда не совершали, потому сравнить не с чем. В нашей истории такого позора не было, геноцидом никто не увлекался никогда.
А я-то думал, вы серьезный человек...
Обидно.
Разрешите откланяться.
В точку! )))
Единственно, что усложнило подземные работы, так это фактор недокапывания ( в силу непонятности места нахождения почвы) , в результате чего появился лейтмотивом мотив нетамокопания.))))
Ну, а полуфабрикат несъедобного в силу неперевариваемости природного продукта просто негож в употребеление.)))
виновата женственность и ...(...хитрО улыбаюсь. на сей раз.)
Возможно, на мой сон правда никак не влияет - в этом и есть причина того, что не боюсь понимать и принимать всё так, как есть на самом деле. Осуждать никого не берусь.
Когда давно в сети, пользуешься этим не задумываясь
Пиши исчё.
И как всё это воспринимать?
См. мои комментарии 16:29 и 16:53. А также материалы в сообществе "ВЫЗОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ОТВЕТЫ НА НИХ"
А анекдот про телевизор с дворниками знаете?
Враг рода человеческого, конечно, мастер на всякие обманы, но нельзя же обманывать до бесконечности, рано или поздно даже быдло доходит до точки кипения.
Конечно, не каждому дано написать: "Себе - любимому чужой я человек".
А вообще-то, в народе говорят: "Не место красит..."
http://gidepark.ru/user/3965372039/article/285051
http://gidepark.ru/user/2764368688/article/250071
"СССР стремился создавать быдло" !?!? --- ДУШИ у "совков" несравнимо больше, чем у сегодняшних "разбыдлаченых"
По принципу "демократии в капитализме" только сохраняя народ в тупости, можно оставаться у власти. Чем не быдло.
Однако автор настаивает, что умён!
Пусть будет так ;-))) он сам догадается, кому присуща такая точка зрения.
Ни в какой научной, социальной, или философской литературе оно не употребляется. Зато оно употребляется в профанации этих наук. Когда для придания веса собственным словам, изобретаются всякие околонаучные объяснения. Чем собственно и занят автор.
Статья явно и неприкрыто претендует на философское определение. И вы то же - "Не терминами же "классы" и "прослойки", что Ульянов-Ленин использовал"..
Для меня - нет, потому что я обхожусь без этого слова. Я делю мир на друзей и врагов.
Ниже есть пост Юрия Левченко от 17.00
"Раб и тиран."
Там все подробно написано.
Бедная -бедная интеллигенция -убивали, в тюрьмы сажали, очки и шляпу срывали,но все же это было как бы не со всей, кое кого, видно в виде компромисса , оставляли.
Ну а теперь уже всё-"интеллигенция кончилась".ПИПЕЦ...))
Тут надёргал, там надёргал... а сам-то читал?
Может, это, вообще, чей-то реферат, подобранный под окнами гимназии?
Объём избыточный, а тема так и не раскрыта. Чушь кака-та.
Пожалуй Задорнов обсосал бы тему лучше. Местами можно было бы и посмеяться.
умных ...Слышали мы это ещё в начале 20 века.
Во - первых, наоборот! умные в окружении не тупых, а очень и очень смекалистых и талантливых (в своём деле), но не говорливых (не баба ведь!)
и не окончивших филфак университета, по разным причинам. И во - вторых, если ты умён и являешься Личностью, то лишь постольку, поскольку
твой народ (который ты презрительно именуешь "быдлом") предоставил тебе эту возможность -- своей историей и своим трудом, однако!
И что, среди твоих предков не было "всяких? Все были банкиры , и при деньгах, и имели хороший гешефт? Тогда понятно, как называется
этот народ. В нём все очень умные и шустрые, но без родины. И это очень сплачивает! Но настораживает окружающих, и тогда в сознании вашем
вспыхивает всеобъясняющее слово. Б Ы Д Л О !
И -- " зачем так много-много букоффф?!" Разве что для доказательства недоказуемого. Кто ясно мыслит, ясно излагает.
Почитайте комменты! Большинство --гораздо вразумительнее ваших "доказательств", хотя и безграмотнее. О чём это говорит?
На самом деле писать статьи про быдло - может только тот, кто сам не по наслышке знает что такое быдло, то есть его типичный представитель.
Обвинять людей в во всех вышеописанных грехах - глупо. Народ в общей своей массе всегда был пассивен и раскачать его на что то можно только дав жизнеспособную идею.
У автора она есть. Или ему обидно, что его идеи никто не принимает всерьез? И поэтому все кругом быдло?
Или он просто на хлестком слове - решил себе рейтинг поднять?
Комментарий удален модератором
===
Интересно, мля!
Если бы строки этой статьи сочились болью (а ведь есть за что) - цены бы ей не было.
Но поскольку кроме сарказма и снобизма там ничего нет, то, видимо, руку приложило руководство Быдлостана, считающего, что им уже пора выходить на сцену. Ваше подлейшиство, там и без того от таких тесно.
Раб и тиран – две стороны одной медали; раб и тиран – суть двуединство бытия;
Один босой, другой обут в сандалии – влачат свой век, надежды затая.
Их жалкий ум зациклен на одном: кривою правдой иль святым обманом
Тиран надеется не быть рабом, а раб желает стать тираном.
Им не понять тщету пустых надежд, бессмысленность своих хитрейших козней,
Пока их ум не пересёк рубеж, инстинктами определённой розни;
Пока в любом из своих визави человек не зрит иное истины мерило,
Ему не ощутить божественной любви, а только – чад поповского кадила.
Примеров тьма у всех народов, стран: власть над людьми доступна и рабу,
Но над собой не властен и тиран – истлеет так же, лишь в ином гробу.
Короны обруч лучше ли цепей, терзающих рабам их ноги, руки?
Им с детства ограничен ум царей, а души их обречены на муки.
Не лестен мне злачёный саркофаг, не умиляют ржавые вериги...
Я враг тиранам и рабам я враг, друзья мне – догм не терпящие книги.
Читатель милый, будь самим собой, старайся не свалиться влево, вправо;
Услышав в царском рёве рабский вой, не избери тот путь, что некогда – Варавва.
Почитайте "Собачье сердце" или "Мастер и Маргарита". Написано с позиции Барина. Интеллигенция в 19 веке - баре. Что интересно, некоторые моменты в самоидентификации и в общении - сохранились. У нас.
На Западе сложнее. Мне кажется, они более самостоятельны и знают себе цену.
Идёт новое понимание человеческого самосознания. Новые поведенческие стереотипы.