Наука о природе призвана изучать Естественное Откровение

Чудесами Божиими полнится видимый мир. Течение утвержденных «на пустоте» небесных светил и обращение крови в человеческих жилах, пенистые волны океанов и робкий аромат цветов — все поет песнь Всемогущему Творцу, все свидетельствует о неизмеримом Его величии. Мельчайшая букашка и придорожная былинка устроены так разумно и гармонично, что подобное совершенство и не снилось изобретателям самых хитроумных механизмов. Раскрытая перед нами книга природы представляет собой Естественное Откровение, повествующее о делах и славе Господа Вседержителя. Читая эту книгу, святой псалмопевец Давид восклицал: Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).

Человеческая наука о природе призвана смиренно изучать Естественное Откровение, Откровение Божие, явленное в материальном мире. Однако лукавый человеческий рассудок, начиная с так называемой эпохи Просвещения, стал предпринимать попытки сделать науку идолом и орудием богоборчества. Слепотствующие суемудры выдвинули бредовую идею творения без Творца и совратили в безбожие и всякую пагубу множество нестойких душ.

В нынешнем веке Господь соизволил открыть ученым некоторые тайны, касающиеся обустройства Им материального мира. Наука вышла наконец из детских пеленок, и ей открылись поразительные вещи, лишающие атеизм всякого права именоваться научным. Корифей физики ХХ века Паскуаль Иордан утверждает: «Возможность убедиться в наше время в провале великого похода человечества против Бога — вот самая потрясающая и освобождающая уверенность, предлагаемая нам опытом последних лет».

Естественное Откровение, явленное современной науке, стало еще одним ярким свидетельством истинности Божественного Откровения, данного нам в Священном Писании. Долгое время неверы дерзали говорить о «ветхозаветных сказках», ныне их обличительницей стала почитаемая ими наука. Первая глава Книги Бытия оказалась изложенной на языке своего времени картиной сотворения мира, в точности соответствующей современным научным представлениям: Господь без помощи приборов и формул открыл пророку Моисею тайны, которые только начинают приоткрываться перед нынешними учеными. Геология подтвердила факт Всемирного потопа, на вершине горы Арарат найден остов Ноева ковчега, найдены доказательства гибели Содома и Гоморры. Предметом особых нападок со стороны суемудров было сказание о том, что солнце остановилось на сутки по молитве Иисуса Навина — ныне выкладки астрономов подтвердили казавшееся невероятным: единственный раз в истории на целые сутки было заторможено вращение земли, и случилось это именно во время похода Иисуса Навина на Палестину. Наконец, исследователями Туринской Плащаницы засвидетельствовано чудо Воскресения Иисуса Христа.

Если бы Творец обустроил видимый мир несколько иначе, мы тоже не находили бы в нем ничего чудесного. Чудом кажется нам лишь то, что выходит за пределы привычного, повседневного. И в этой будничности, которую люди устроили себе из таинственного мира Божия, мы уподобляемся живущим на склонах вулкана и позабывшим, что под ними вершится бурление стихийных сил, готовых в любой миг вырваться наружу и поглотить их привычный мирок.

Материальный мир, в котором мы до времени существуем — это лишь тонкая оболочка, за которой скрыт мир духовный, управляемый иными законами и наделенный невиданным нами могуществом. Самый слабый из обитателей духовного мира, будь то Ангел или даже демон, мог бы сделать с материальным миром все что угодно — если бы повелел или попустил это Всемогущий Господь. То, что мы называем чудесами, на самом деле — прорывы мира духовного в видимый нами мир.

Если такою мощью наделены служебные и даже падшие духи, то очевидно, что Самому Вседержителю проще простого изменить установленные Им же законы природы. «Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам засветить свечу», — говорит святитель Иннокентий (Борисов). Однако Господь никогда не совершает «чуда ради чуда»: чудеса Божии являются либо предостережением падшим, либо толчком, обращающим к вере уже созревшую для этого душу.

Сердца, окамененные гордыней, не сможет возродить никакое чудо. Такими жестокими сердцами обладали иудейские фарисеи: сошедший в мир Сын Божий исцелял слепых и параличных, воскрешал мертвых, а гордые фарисеи противились Ему и гнали Его. Сердца, открытые для восприятия чуда, обрел Спаситель не среди многознающих и власть имущих, а среди простых людей, хранивших способность к по-детски чистой и вдохновенной вере.

Простое, будничное чудо сотворил Господь наш Иисус Христос для рыбаков галилейских. Всю ночь Симон Петр, Иаков и Иоанн закидывали сети, но тщетен был тяжелый труд их — в ячеях сетей лишь пузырилась вода да виднелись комки водорослей, но ни одной даже самой маленькой рыбки не попалось ловцам. С пустыми руками должны были они возвращаться к семьям, их ждал серый полуголодный день, но они задержались на берегу озера, чтобы послушать Учителя, слава Которого уже разнеслась по всей Галилее.

И вот, прервав слова наставления, Спаситель обратился к Петру и сказал: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4).

Скорее всего Петру не хотелось этого делать, он думал о бесполезности подобной затеи. Усталый после бессонной тревожной ночи, опытный рыбак, Петр знал, что днем рыба почти не ловится, и мысль о том, что придется вновь тащить из воды пустую сеть, а потом опять чистить ее, не доставляла ему удовольствия.

Но такой свет исходил от Лица Иисусова, такая сила и власть были в словах Его, что Петр расправил натруженные плечи и отвечал: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 5).

Петр вывел лодку на глубину, закинул сеть — и не поверил своим ощущениям, когда руки его дрогнули от огромной тяжести. Такого улова еще не видывали галилейские рыбаки! В сети кишели рыбы: большие и маленькие, всевозможных пород — таращили круглые глаза, извивались, били хвостами. Охваченный охотничьим азартом, Петр кликнул на помощь — и вот уже две лодки стали наполняться серебристой и золотистой, шевелящейся и бьющейся добычей. И лишь когда перегруженные лодки начали погружаться в воду, грозя потопить удачливых рыбаков, Петр опомнился — и посмотрел на сидящего рядом Иисуса, Который спокойно взирал на происходящее. Внезапно он понял, Кто сидит рядом с ним и видит его торопливую жадность, чувствует его мелкие корыстные мыслишки. И припав к коленям Иисуса, Петр взмолился: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный! (Лк. 5, 8).

Страшно человеку оказаться в одной лодке с Богом! Страшно, ибо нет достойных такой встречи, и ужас охватывает грешника, и все существо его дрожит от встречи с Творцом, который смотрит на него Своими Всевидящими очами. Петр познал Кто перед ним и припал к коленям Спасителя, и пока уста его шептали покаянное: «Оставь меня, недостойного грешника», Сын Божий прозрел тайну сердца смиренного рыбака и избрал его Своим учеником.

В чудесном улове рыбы, посланном от Спасителя галилейским рыбакам, святитель Феофан Затворник видит образ всякого труда, совершаемого с помощью Божией, и говорит об этом: «Пока один человек трудится и одними своими силами хочет, чего достигнуть — все из рук валится, когда приближается к нему Господь — откуда потечет добро за добром. А в духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна».

 

Являя Петру, Иакову и Иоанну знак неограниченной Своей власти над материальным миром, Сын Божий призывал их к высшему служению в мире духовном. Отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10), — сказал Спаситель Петру, и этот зов, обращенный к апостолам, обернулся для человечества воистину чудесной ловитвой.

В этом видимом мире, полном Господних чудес, величайшее чудо — человек, ибо создан он по святому образу и подобию Божию. В урочный час сгорит земля и испепелятся галактики, исчезнет материальный мир, но душа человека — бессмертна. За душу каждого из нас спорят Всеблагой Господь и злобный диавол. Предвечный Отец зовет нас к небесному блаженству, сатана заманивает на дно преисподней.

Спаситель оставил на земле Церковь Свою — Небесную сеть, ячеи которой — православные храмы, а рыбари — достойные священнослужители. Великая радость — попасть в эту чудесную сеть, удержаться в ней и вознестись к Всемилостивому Ловцу.

Будем же молить Спасителя, да уловит Он благодатным неводом Своим наши души и да водворит там, где чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога (Откр. 22, 1).

Так же и третьего дня Св. Церковь праздновала Зачатие св. славного Пророка и Крестителя Иоанна. Рождение человека в мир — знаменательный день. Обычно этот день мы отмечаем и празднуем.

 

Но знаем ли мы, что в нашей жизни есть три рождения? Первое — физическое, плотское явление человека в мир.

Второе — рождение духовное в Таинстве Крещения, когда мы входим в жизнь Церкви и духа и как бы получаем ключ на вход в Царствие Небесное.

Третье рождение — в день нашей смерти, когда мы рождаемся в жизнь вечную.

Три рождения — три знаменательных события нашей жизни.

И как мы готовимся к рождению человека в наш мир! Сколько забот, обсуждений, приготовлений. И какая радость, когда ребенок родится.

К духовному рождению человека в таинстве крещения мы готовимся уже меньше. Но все же готовимся — ищем крестных, покупаем крестик, шьем крестильную рубашечку, иногда зовем гостей и устраиваем угощение.

К третьему нашему рождению, к смерти, — к рождению в вечную жизнь мы обычно не готовимся. Мы стараемся не думать об этом, как бы сознательно закрываем глаза на то, чего нельзя избежать. И когда смерть приходит, мы не готовы. Поэтому она нам так страшна и поэтому приносит она нам столько горя.

Если мы готовимся к рождению и крещению человека, то тем более мы должны готовиться к смерти.

Для христианской мирной кончины нужно помнить о смертном часе и о том ключе в Царство Небесное, который мы получили при крещении. Ключ этот — это духовные таланты, которые даны каждому человеку Господом. Главные из этих талантов — вера, надежда и любовь. Чем больше мы их приумножим, тем радостнее будет для нас час кончины, день рождения в жизнь вечную.

 (По материалам сайта "Елицы")