В США хотят вернуться к контролю над оружием, поскольку Россия стала слишком мощной

На модерации Отложенный

В США хотят вернуться к контролю над оружием, поскольку Россия стала слишком мощной

 

После 11 сентября правительство США реорганизовало существующие федеральные организации и создало новые для борьбы с угрозой глобального терроризма. Эти новые институты поставили в приоритет миссии национальной безопасности из-за возможности террористических актов в Америке. Теперь же пора менять концепцию, поскольку у Штатов появился необычайно мощный конкурент – Россия. Об этом пишет политолог, обозреватель The Hill Ребекка Дэвис Гиббонс. Эксклюзивно для своих читателей «ПолитРоссия» представляет пересказ публикации.

«Всего лишь за несколько лет до этого, в конце 1990-х годов, Соединенные Штаты распустили одну организацию, поскольку ее миссия больше не считалась приоритетной, – Агентство по контролю над вооружениями и разоружением (АКВР). С окончанием холодной войны, приведшей к значительным сокращениям ядерных вооружений и постоянному продлению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1995 году, цели АКВР больше не представляются срочными. Агентство потеряло свой независимый статус в 1997 году, и Государственный департамент поглотил его два года спустя», – пишет американский эксперт.

Ребекка Гиббонс подчеркивает, что, оглядываясь назад, ликвидацию АКВР можно назвать недальновидной, поскольку Россия стала необычайно мощной страной. Тем не менее, сейчас США позволяют себе разрывать соглашения, которые контролировали распространение ядерного оружия, и зря.

«Идея создания в США правительственного ведомства, занимающегося вопросами контроля над вооружениями и разоружением, была предложена несколькими лицами в конце 1950-х и начале 1960-х гг. По словам историка Джонатана Ханта, госсекретарь президента Эйзенхауэра Кристиан Гертер, оплакивал отсутствие специального ведомства, отвечающего за сдерживание конфликта. В 1960 году Гертер объявил о создании в рамках Государственного департамента администрации Соединенных Штатов по разоружению. Во время президентских выборов 1960 года как демократ Джон Ф. Кеннеди, так и республиканец Нельсон Рокфеллер призвали создать правительственное учреждение, занимающееся вопросами контроля над вооружениями и разоружением», – напоминает автор материала.

Обозреватель The Hill отмечает, что в первый же месяц своего президентства в 1960 году Джон Кеннеди назначил Джона Макклоя,  вашингтонского инсайдера, специальным советником по разоружению и контролю над вооружениями. Позднее в том же году Макклой представил законопроект о создании Агентства по контролю над вооружениями и разоружением, который Конгресс принял в сентябре 1961 года.

В США хотят вернуться к контролю над оружием, поскольку Россия стала слишком мощной

«Миссия организации заключается в том, чтобы укреплять национальную безопасность Соединенных Штатов посредством разработки, пропаганды, ведения переговоров, осуществления и проверки эффективной политики, стратегий и соглашений в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения. При этом АКВР обеспечивает, чтобы контроль над вооружениями был полностью интегрирован в разработку и проведение политики национальной безопасности Соединенных Штатов», – подчеркнула Гиббонс.

По словам политолога, Агентство представляло собой независимую организацию, руководитель которой имел прямой доступ к президенту США, обеспечивало перспективу контроля над вооружениями и разоружением, а также присутствовало на всех межучрежденческих совещаниях, когда принимаются важные решения в области международной безопасности. Существование АКВР, по мнению Гиббонс, означало, что контроль над вооружениями и разоружением не будет потерян в бюрократических баталиях между разными ведомствами.

«Президент Кеннеди уделил первоочередное внимание созданию Агентства по контролю над вооружениями и разоружением, поскольку мир вступил в новый и опасный период, который создает проблемы для национальной и международной безопасности, требующие особого внимания и специальных знаний. То же самое происходит и сегодня», – пишет обозреватель The Hill.

По мнению Гиббонс, обещания начала 1990-х годов, которые начались с согласия Соединенных Штатов и России на крупные сокращения их ядерных арсеналов, похоже, закончились. По состоянию на август 2019 года договор 1987 года о ядерных силах средней дальности не действует, а Соединенные Штаты проводят испытания ракет в ранее запрещенном диапазоне. После 2021 года мир рискует потерять единственный оставшийся договор о контроле над стратегическими вооружениями – новый договор СНВ-III.

Обозреватель The Hill подчеркивает, что новые военные возможности и растущие силы означают, что стратегическая обстановка намного сложнее, чем когда-либо прежде. Несколько государств разрабатывают гиперзвуковое оружие, способное перемещаться со скоростью, превышающей в пять раз скорость звука, причем некоторые из них могут быть маневренными, чтобы избежать противоракетной обороны. Такое оружие открывает возможность нацеливания и уничтожения элементов ядерных систем командования и управления с обычным потенциалом. Кроме того, у России, помимо гиперзвукового оружия, скоро может появиться подводный беспилотник, способный нести ядерное оружие.

«Тот, кто будет избран президентом США в 2020 году, должен учитывать наследие Кеннеди при создании Агентства по контролю над вооружениями и разоружению. <…> Воссоздание такого учреждения, как АКВР, – это шаг в правильном направлении», – резюмировала Гиббонс.

Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о том, что экс-глава МИД Испании призвала считаться с растущей стратегической мощью России.