Прокурор потребовал более мягкое наказание для Анны Шавенковой

Прокурор на процессе в Иркутске потребовал приговорить Анну Шавенкову, сбившую двух женщин на тротуаре, к 2,5 годам колонии-поселения с 14-летней отсрочкой исполнения наказания. Это на полгода меньше, чем предыдущий приговор, вызвавший общественное возмущение как недостаточно жесткий и отмененный судом высшей инстанции.

Удивительная мягкость притязаний гособвинителя к Анне Шавенковой вызвала недоумение и возмущение потерпевших— семьи Пятковых, и их представителя Виктора Григорова. По словам последнего, на заседании 9 марта в прениях выступил прокурор и, как и адвокат подсудимой, воззвал к гуманности судьи. В качестве наказания для Шавенковой, сбившей в декабре 2009 года двух женщин на тротуаре, он попросил 2,5 года в колонии-поселения с отсрочкой в 14 лет. То есть на полгода меньше, чем назначил суд в прошлый раз, несмотря на то, что предыдущий приговор был обжалован и отменен судом высшей инстанции.

Дело Анны Шавенковой рассматривается в новом составе суда Источник Кадр телеканала НТВ

Происшествие вызвало широкий общественный резонанс не только в Иркутске, но и по всей стране, а первый приговор— всенародное возмущение из-за недостаточной жесткости. Дело в том, что в центре событий оказалась 28-летняя сотрудница аппарата фракции "Единая Россия" областного заксобрания и дочь председателя ЦИК Иркутской области (позже мать ушла в отставку по собственному желанию).

Тактика затягивания

2 декабря 2009 года Анна Шавенкова на своей Toyota на большой скорости вылетела на тротуар одной из центральных улиц Иркутска . На записи камеры видеонаблюдения, попавшей в интернет, видно, как машина практически вдавила в стенку ближайшего здания двух сестер Пятковых. После этого виновница аварии выходит из машины и начинает ее осматривать, не обращая никакого внимания на двух истекающих кровью пешеходов. Одна из потерпевших скончалась в больнице от многочисленных травм, не приходя в сознание, а другая, Юля, перенесла несколько операций и стала инвалидом.

ДТП в Иркутске, 2 декабря 2009 Источник Youtube

17 августа Кировский райсуд Иркутска приговорил Шавенкову к 3 годам колонии-поселения с отсрочкой 14 лет и лишил права управлять автомобилем сроком на три года. Это было связано с тем, что во время расследования осужденная родила ребенка, и судья воспользовался нормой закона, позволяющей отсрочить наказание до достижения ребенком 14-летнего возраста. Однако 14 октября Иркутский облсуд отменил приговор , вернув дело на новое рассмотрение в тот же суд, но другим составом.

Во время второго процесса защита подсудимой изо всех сил затягивала дело. Сначала адвокаты отказались от особого порядка рассмотрения дела, хотя девушка признала свою вину. Затем просили вернуть дело на доследование и по формальным основаниям изъять из него некоторые доказательства. Потом неожиданно усомнились во вменяемости своей клиентки, попросив о назначении ей психолого-психиатрической экспертизы. И наконец, в начале февраля завершающим аккордом прозвучало сообщение о новой беременности Шавенковой.



Дети как смягчающие обстоятельства

Представитель Пятковых Виктор Григоров воспринял позицию гособвинителя с возмущением, но без удивления.

"Еще на стадии следствия и на первом рассмотрении дела, глядя на деятельность прокурора, мы поняли, что у подсудимой три защитника— два адвоката и он,— поделился своими впечатлениями юрист.— С тех пор его позиция не изменилась".

Представителя потерпевших Виктора Григорова удивляют растущие аргументы Шавенковой

Не изменили своего мнения и потерпевшие. По словам Григорова, семья Пятковых крайне тяжело пережила новый процесс. В этот раз Шавенкова, хоть и признала свою вину, не попросила об особом порядке рассмотрения дела. В итоге суду пришлось исследовать все доказательства по уголовному делу, а семье погибшей— заново переживать те страшные события.

"Мы по-прежнему считаем, что Шавенкова должна понести реальное наказание,— сказал Григоров.— К ней не должна применяться такая гуманная мера. Она раскаялась только на словах, а на самом деле делает еще хуже. Отказалась выступать в прениях, давать показания, даже ни разу не извинилась, заставила потерпевших выслушивать все описания повреждений их дочерей, причин гибели, осмотра места происшествия и т.п. Им это очень тяжело далось. Адвокат взывал к гуманности, ссылаясь на то, что у подсудимой малолетний ребенок и она снова беременна. Но почему-то никто не думает, что у Лены Пятковой никогда не будет детей, и у Юли, возможно, тоже!".

Надежда только на судью

Надо сказать, что из судебной практики видно, что матери маленьких детей зачастую получают реальное наказание. Так, лишь вмешательство уполномоченного при президенте по правам детей Павла Астахова помогло беременной пятым ребенком Юлии Кругловой получить у Самарского облсуда отсрочку приговора по экономическому преступлению. А бывшая юрист ЮКОСа Светлана Бахмина три года отбывала наказание, будучи беременной третьим ребенком.

Однако в их делах прокуроры не были столь гуманны. Поэтому все, что остается подсудимым при такой позиции прокурора, это уповать на беспристрастность суда— он может назначить наказание и сверх того, что запросил гособвинитель.

Юля Пяткова чудом осталась в живых и хочет, чтобы виновница страшной аварии понесла справедливое наказание Источник (c) РИА Новости

"Мы видели твердость позиции судьи два раза,— рассказал Григоров.— Первый раз, когда судья отказался вернуть дело на доследование, второй— когда отказался исключить из дела доказательства, как просила защита подсудимой. Он проявил принципиальную позицию, и мы очень надеемся, что она останется такой до конца".

Впрочем, ждать осталось совсем недолго: следующее заседание запланировано уже на 11 марта. В этот день ожидается последнее слово подсудимой, если она захочет им воспользоваться, после чего суд удалится на вынесение приговора.