После захвата Киева нацистами 16 сентября 1941 года, его жители ощутили на себе волну "расовой чистки". Согласно идеям Гитлера, существовали "высшие расы" и "низшие расы", в число которых попадали славяне, евреи, цыгане. Действовавший с 1935 года "Нюрнбергский закон" требовал четко разделять население Рейха на граждан - "принадлежащих к немецкой или родственной крови" и подданных государства - "принадлежащих к расово чуждым племенам". Больше всего закон коснулся евреев: их права на гражданскую и личную жизнь, а также профессиональную деятельность сильно ограничивались.
Во всем мире евреи чаще других становились жертвами нацизма. Кто-то был направлен на принудительные работы, а многие семьи - попросту уничтожены. До сих пор ведутся споры о количестве потерпевших. В начале Нюрнбергского процесса было заявлено о 6 млн погибших евреев за время Второй Мировой войны.
К 1941 году на территории Украины проживало до 1 млн. евреев. Нацисты использовали различные методы их истребления. К примеру, после Львовского погрома 2-3 июля 1941 г., где погибли 7 тыс. человек, уцелевшие евреи были согнаны в гетто, там их ожидала медленная гибель. Вслед за Львовом, уничтожение продолжалось в гетто Житомира, Днепропетровска, Одессы, Симферополя.
Как начинался "Бабий Яр"
24 сентября в центре Киева прогремели взрывы. По некоторым данным известно, что их спровоцировали радиоуправляемые мины, заложенные еще до отступления силами НКВД и РККА. Вскоре среди жителей Киева был распространен приказ о том, что 29 сентября все евреи должны были явиться в 8 утра в назначенное место, взяв с собой документы, ценные вещи, запас одежды и еды на три дня. За невыполнение приказа – расстрел. За сокрытие евреев соседями также все будут расстреляны. Именно эта дата – 29 сентября - в последствии станет памятной, как официальная дата первого расстрела в Бабьем Яру.
По данным исследователей, в первые два дня расстрелов 29 и 30 сентября 1941 года было расстреляно 33 771 человек. Всего в Бабьем Яру на протяжении 1941-1943 годов погибли 70 тысяч евреев, 5 лагерей ромов, около 700 больных из Павловской лечебницы, трое футболистов киевского "Динамо" (Николай Трусевич, Иван Кузьменко и Алексей Клименко), а также советские военнопленные и украинские националисты, среди которых известный деятель культуры и искусства – Елена Телига.
Воспоминания выживших
Жившие тогда люди вспоминают, что у евреев не было шанса на спасение. Все, кто не смог выехать ранее и остались жить в Киеве (а это были многодетные семьи, женщины, дети, старики и тяжело больные), были вынуждены прибыть в указанное время. Тогда никто не верил, что такое количество беззащитных людей посмеют уничтожить. Василий Михайловский - один из немногих выживших, вспоминает, что чувствовал в тот день, будучи 4-х летним ребенком:
"На Крещатике людей было много. Я попросил купить мне флажков и шарик. Когда были праздники, мы шли с папой на демонстрацию, он покупал нам игрушки. Конечно, здесь было не до шариков. У меня было хорошее настроение, я балансировал на рельсах. Так и шли".
Приближаясь к месту сбора граждан, люди всё отчетливее понимали – назад они не вернутся.
"У всех была такая мысль, что евреев немцы куда-то собираются вывезти. Эта мысль подкреплялась еще и тем, что в приказе выдвигалось требование взять с собой вещи" - вспоминает чудом спасшаяся Дина Проничева.
Людям приказали раздеться, все ценные вещи сбрасывались в отдельную кучу. Пытаясь спасти детей, старшие готовы были на всё, однако тех, кто молил о пощаде – били и травили собаками, возвращая обратно в строй. За время расстрелов в Бабьем Яру выжило 29 человек из сотен тысяч, из них 18 – бежали уже в 1943 году, во время восстания заключенных Сырецкого лагеря.
Своим спасением выжившие обязаны удачному случаю и людям, которые рискуя собой, пытались спасти ни в чем не виновных детей.
"…Неожиданно солдат взял меня сзади за ручонку и легко подтянул вверх, к себе. Теперь ров был у меня за спиной — и люди, и мама тоже. Солдат показал кивком головы направление, куда я должна идти. Я медленно пошла к воротам. За спиной у меня раздалась автоматная очередь..." - говорит Раиса Штейнберг.
Трагедия Бабьего Яра в искусстве
Начиная с 50-х годов власти всячески стремились уничтожить память о жертвах Бабьего Яра и скрыть смерть тысяч киевских евреев. Во времена СССР деятели культуры не раз пытались описать страшные события тех времен в своих произведениях: Евгений Евтушенко, Виктор Некрасов, Давид Кривицкий – все они столкнулись с жесткой цензурой. К примеру, после публикации поэмы Евгения Евтушенко "Над Бабьим Яром памятников нет" в "Литературной газете", его редактор Валерий Косолапов был уволен.
Известный в СССР композитор Дмитрий Шостакович посвятил свою "Тринадцатую симфонию" трагедии Бабьего Яра. Произведение сразу же было с опаской встречено коллегами, никто не решался выступать в роли исполнителей, а сама премьера несколько раз оказывалась под угрозой срыва. Не смотря на это, "реквием по невинно убиенным" тронул слушателей. Поэт Евгений Евтушенко, чей стих "Над Бабьим Яром памятника нет" вдохновил композитора, так писал о премьере симфонии: "со слушателями происходило нечто очень редкое: они и плакали, и смеялись, и улыбались, и задумывались – как будто каждый пережил личное потрясение, прослушал драму своей жизни…".
Попытки скрыть правду
Овраг, который стал последним пристанищем для огромного числа мирных жителей, был частично засыпан, через него проложили автомагистрали, на одной из его частей возник сквер, а на оставшемся месте начал возводиться жилой массив. Советские власти почти 20 лет пытались скрыть трагедию, сделав место гибели сотен тысяч людей местом для слива сточных отходов с Петровских кирпичных заводов.
В 1961 году район Куреневки привлек внимание горожан новой катастрофой. Селевой поток из кирпичного завода прорвал земляной вал в Бабьем Яру и унес, по неофициальным данным, 1,5-2 тысячи жизней населения микрорайона.
Один из ликвидаторов Куреневской трагедии, Дмитрий Гавриленко, в одном из своих интервью подытожил
"…Вот и после Куреневской трагедии говорили, что это Бабий Яр отомстил за неуважительное отношение к памяти тех, кто там упокоился".
Только с 1976 года начались действия по увековечиванию памяти жертв и установка мемориалов на памятных местах. В 1991 году, благодаря инициативе Леонида Кучмы, был установлен знакомый всем памятник погибшим в Бабьем Яру.
Что останется после?
Исторически сложилось, что со времен независимой Украины каждая новая власть делает свой вклад в мемориализацию и предпринимает попытки облагородить Сырецкий парк.
О реконструкции и создании достойного мемориального комплекса речь шла уже давно, киевским властям было предложено много вариантов от архитекторов разных уголков мира.
В декабре 2018 года был открыт конкурс проектов для создания Мемориального центра Холокоста. Победителем стала австрийская команда архитектурного бюро Querkraft Architekten, проект которой призван создать комплекс, где будут сочетаться память о трагедии, зона для туризма и рекреации, дискуссионные залы и хранилища документов для историков и исследователей. На сайте Мемориального центра Бабий Яр говорится, что строительство должно быть завершено к 2023 году.
Известно, что к главной экспозиции ведет длинный вход, напоминающий расщелину, его стены плавно смыкаются над посетителем. По задумке авторов, аналогия призвана показать погружение общества во тьму насилия.
Сама экспозиция расположится на глубине 20 метров.
После посещения основной экспозиции, гость возвращается в наполненное светом пространство. Это пространство является сердцем мемориального центра говорит о надежде и будущем. Создатели уверяют, что архитектурные решения всего центра построены на контрасте между светом и тьмой.
Также в прошлом году, при помощи основателя проекта "Интересный Киев" Арсения Финберга, все желающие получили возможность стать участниками аудиотура "Бабий Яр". Установив приложение Kyiv City Guide, можно самостоятельно пройти экскурсию по 7 локациям и послушать аудиогида, рассказывающего историю каждого из этих мест.
Историк, ответственный секретарь Общественного комитета по увековечиванию памяти жертв Бабьего яра Виталий Нахманович, в интервью для Радио Свобода подчеркнул, что сейчас важно объединить усилия граждан разных стран, чтобы люди понимали – это трагедия не только еврейского народа, а и всей Европы.
"Идея согласия вокруг Бабьего яра — это идея ценности чужой, а не своей жизни" - подчеркнул Виталий Нахманович.
Комментарии
Дмитрий Шостакович Симфония № 13 «Бабий Яр».
Новосибирский академический симфонический оркестр.
"Здесь русские лежат
И украинцы -
С евреями в одной земле".