Не платить по долгам-ходить по судам. Новая стратегия развития УГ

Исполнительный директор группы Нафтогаз Юрий Витренко в среду, 11 сентября, в ходе конференции Naftogaz-Gazprom: Energy Security, Gas Transit and European Integration назвал условия, которые позволят Украине не только процветать экономически, но и усилят уровень её интеграции с рынком ЕС, а также станут важным катализатором для реформ. 

По мнению Витренко, для этого достаточно, чтобы [со стороны европейских потребителей  - прим. ред.] был подписан более чем один контракт на транзит, который начнётся с 1 января 2020 года, предусматривающий покупку российского газа европейскими потребителями на российско-украинской границе

"Один из возможных, если не базовый, сценариев - что у нас не будет транзита с 1 января 2020 года. Это будет означать, что украинская экономика потеряет 3-4% ВВП. Это также означает, что мы, возможно, получим вопросы безопасности газоснабжения в Украину - просто говоря, просто недостаток газа в Украину"

 - напомнил Витренко.

Витренко опасается, что в случае базового сценария, то есть отсутствия с 01 января 2020 года российского газового транзита, Европа потеряет интерес к Украине.

"...потому что европейский газ больше не будет проходить через Украину, европейский - то есть предназначенный для европейского рынка"

- пояснил он.

Несомненно, такое предложение [покупать газ на российско-украинской границе - прим. ред.] будет воспринято в Европе достаточно благосклонно. 

Остаётся сделать одно  - каким-то образом заставить, уговорить или иным легитимным способом принудить Россию поступать в соответствии с пожеланиями Украины, что, безусловно, является наиболее простой частью комплекса проблем, связанных с истечением сроков контракта  через УГТС, особенно с учётом тех возможностей, которыми располагают стороны.

Какой именно путь достижения нужного эффекта выберет Украина  - силовой, дипломатический или иной  - в складывающихся обстоятельствах совершенно не имеет значения, так как итог, при некоторой неопределённости в сроках, уже сейчас вполне очевиден для тех, кто понимает.

<hr/>

И в продолжение темы.

Витренко рассказал, что финансовой точки зрения гораздо выгоднее платить юристам и ходить в суды вместо того, чтобы платить десятки миллиардов долларов Газпрому.

"Работает довольно мощная команда со стороны Нафтогаза, относительно внешних юристов. В принципе, мы говорим о миллионах долларов в год. Предыдущий арбитраж длился пять лет, соответственно, мы можем посчитать. Но с другой стороны, например, благодаря этому арбитражу мы добились того, что мы не должны Газпрому по так называемому "бери или плати" принципу. Если посчитать, до конца контракта это составило бы 80 млрд долларов. То есть мы не платим эти 80 млрд долларов",

- сказал Витренко.