Як Павлоградские гусары на жидах катались...

Як Павлоградские гусары на жидах катались...


Проскуров как город произвел на меня просто удручающее впечатление. Это было скорей грязное еврейское местечко, с одной только мощеной главной улицей....

Во время моих визитов произошел случай, характерный для Проскурова: извозчик, перевозя меня через площадь, застрял в грязи.

Тощие лошади ни с места. Жид-извозчик, как ни старался криками и кнутом двинуть своих тощих кляч, ничего не мог сделать. Тогда, встав на свое сиденье экипажа, он начал что-то кричать по-еврейски.

Я ничего не понимал. Вдруг откуда-то из-за угла выскочил другой жид и, на ходу засучивая штаны, бросился через глубокую грязь к нам.

Подбежав к экипажу, он повернулся ко мне спиной. Я продолжал ничего не понимать.

Извозчик мне тогда объяснил, что сей жид, которому по таксе надо заплатить 5 коп., довезет меня на своей спине до дощатого тротуара, а затем он, извозчик, выберется из грязи и меня подберет.

Это выражение "по таксе" показало, что подобный способ передвижения здесь вполне нормален.

Я взгромоздился на еврейскую спину и верхом на жиде с комфортом доехал до дощатого тротуара. Скоро подъехал и извозчик, что позволило мне более комфортабельно продолжать мои визиты".

Многие шалости, которые проделывали гусары, живя в жидовских местечках, теперь покажутся баснею.
Было вещью обыкновенною видеть по утрам гусаров, едущих в манеж верхом на жидах. Без смеху невозможно вспомнить всю картинность этой кавалькады.

Там же это считалось вещью обыденною.
Во время манежа верховые жидки за барьером ожидали своих всадников. После учения опять офицеры садились верхом на двуногих лошадей и уже компаниею ехали по грязным улицам в трактир.
Удовольствие это стоило всего 5 польских грошей, т.е. 2 ½ копейки серебром, и дешево, и удобно.
В трактире обыкновенно арфянки уже ожидали приезда гусаров. Офицерство шумно принималось за обед; арфянки пели: "кеды кохаць, то гузара", или что-нибудь в этом роде".



Свидетельство генерал-лейтенанта Александра Сергеевича Лукомского, который в 1898 году приехал в город Проскуров (нынешний Хмельницкий)
А теперь все наоборот...