Вера и наука - патологическая несовместимость

Возраст науки человечества совершенно детский. Если примерно сказать, что цивилизация на Земле существует уже, ну, примерно 10 тысяч лет (начиная с неолита, а это ассирийская, вавилонская, шумерская, древнеегипетская, в конце концов), то науке, как таковой, всего-то лет, может, 400. Это о науке в современном понимании. Конечно, отдельные элементы современного содержания понятия появлялись и раньше, например, в античные времена, потом и позже. Но в современном виде она появилась примерно в 16 веке (н. э., конечно же). Т. е. на фоне истории цивилизаций история современной науки - это всего-то 4% всего времени. Маловато, мне кажется.

А вообще, что такое - наука? Термин сейчас знает каждый, каждый так или иначе его употребляет. Вики дает нам такое определение науки:

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Ну, и там дальше разжевывается это определение по всей форме. Добавить особо-то и нечего. Напомню, что любая наука основывается на проверяемых и проверенных фактах, теориях, экспериментах. Последние, в частности, и призваны проверять факты и теории. Что же имеем? А всего-то - строгий понятийный аппарат, строгую методологию и строгие рамки применимости. Про термины и их систему все ясно. Мы живем в мире, где эсперанто не прижился, а общаться как-то надо. Учим английский и понимаем, что говорят японцы на международных семинарах. Но если эти же японцы начнут увлеченно рассказывать о сакуре, называя ее сакурой (например, чтобы понятно было), а не вишней мелкопильчатой, на них будут смотреть с удивлением и непониманием.

Конечно, вишня будет названа по-латыни - Prunus serrulata. И понимание обеспечено. Так и с любым другим термином - он для всех один. DNA - она и пишется всеми на английском, как DNA, а не на свой манер. Врачи вам много подобного расскажут, что Nervus vagus он и в Африке - блуждающий нерв и всем это понятно.

Впрочем, к чему такой длинный опус? К тому, что последний пункт - рамки применимости (каждого научного направления) - это вот такой камень преткновения для тех, кто "вне науки" и никогда к ней не принадлежал хотя бы частично. Это не недостаток. Это обстоятельства. Ну, вот скажите мне, какое отношение к науке имеет инженер, который проектирует, допустим, мост через Золотые ворота? Да никакого. Он использует уже выработанные знания, уже проверенные формулы расчета и материалы, Т. е. никаких новых знаний он не производит. Ну, может быть, в процессе работы придется решать нестандартную задачу, но даже тогда постараются обойтись известными методами, либо отдадут решение работникам науки (сначала, конечно, поработают инженеры). Но такое бывает достаточно редко. Это, еще раз, не недостаток. Это специфика работы.

К чему? К тому, что не каждый понимает, что та же биология (буду ближе к своему), она не может решать космологических задач. Равно, не может работать за физиков и геологов. В свою очередь физиология не может работать за систематику, а, допустим, физиология человека не равна физиологии растений и не может решать ее задачи. У каждой отрасли науки свои методы и задачи, у каждого направления в отрасли - свои. И подход классической механики ничего не даст в ядерной физике. А, например, методы физиков в определении возраста горных пород будут заведомо менее точными, чем методы палеонтологов (тут и подход разный, и задачи, палеонтологам-то важнее относительный возраст). Этого многие не понимают и требуют от разных отраслей науки решения совершенно не тех задач, которыми они занимаются. Например, притча во языцех о том, как от теории эволюции требуют самое малое - объяснить происхождение жизни, самое больше - едва ли не происхождение Вселенной. Согласитесь, совсем не в ту кассу.

А вот теперь - о том, к чему был предыдущий длинный опус. Сейчас речь пойдет о вере. Что такое - вера? Вера - это результат собственного мироощущения, если хотите - результат собственного восприятия собственного же опыта. Масло масляное на самом деле призвано определить веру более понятно. А что нам говорит Вики?

Ве́ра — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.


И здесь натыкаемся на самую суть. Вера не требует никаких четких определений, никаких методологий, ничего это ей не нужно. Все, что требуется - это свои убеждения, собственное понимание и трактовка. Потому масло масляное здесь как нельзя более уместно. Как хочу, так и трактую - вот суть этого масла. По большому счету - как умею, а не как хочу. Не знаю, от чего ветер бывает, буду думать, что от того, что деревья качаются. И проверять не буду. Я просто верю в это. Все просто.

Вера - она не от того, что человек что-то знает. Она от того, что человек чего-то не знает или по привычке. Причем вера, как таковая, не есть только религиозная. Она и вне религии существует прекрасно. Просто религии как-то узурпировали это понятие и считают его едва ли не своей собственностью. Да вы и сами заметите, что как только речь заходит о вере, автоматически все скатывается к вере религиозной. А это некорректно. Я вот, например, верю в то, что на Луне будет человеческая колония. А мой приятель - в то, что в церкви он обращается к богу. Разное отношение, разные понятия, разное обоснование.

Вера - продукт индивидуальный, часто понятный только конкретному человеку. Ведь каждый сам для себя строит вокруг своей веры некие опорные конструкции, призванные, в случае чего, удержать в стоячем положении эту самую веру. Причем элементами этого экзоскелета могут быть любые факты и наблюдения, любая информация, которую человеку удалось добыть. И если одни строят этот экзоскелет просто на основе своего понимания, другие делают это на основе тщательно отбираемых фактов. Это похоже на строительство дома, где первый просто по привычке пользуется любыми булыжниками, скрепляя их раствором, второй же отбирает камни только строго определенного размера и формы. Но есть и крайняя формы веры - адаптация фактов под свою веру. Это уже больше походит на длительное обтесывание камней до формы кирпичей.

Стена получается, вроде бы, очень крепкая. Правда, если касаться, все же, религиозной веры, то тут вам ничего не нужно делать. Вам предоставят бригаду опытных каменщиков, которая на "раз-два" выстроит Вам стену. Правда, по своему усмотрению и проекту. Вас особо-то и не спросят.
Однако тема религиозной веры в любом случае неизбежна. Почему? Возвращаясь к аналогии со стенками, можно вполне ясно представить, что будет. Первый герой со своей стенкой из чего попало, с большой долей вероятности будет рад, если стена будет перестроена и станет более крепкой (всегда найдутся исключения, и потому их мы тут не касаемся). Такие люди, как правило, легко принимают новую парадигму и даже могут стать одними из ее демиургов. Второй будет сопротивляться. Ведь он так тщательно подбирал камни, с таким усердием строил свою стену (дом, если хотите). Но и он может принять другую парадигму, если показать ему, что те камни, которые он выбирал, не единственные, а есть более крепкие и удобные для строительства.

Последний, который обтачивал камни, уже никогда не расстанется с ними. Ведь для него будет немыслимым бросить плоды своего труда. Сколько времени и сил потрачено на работу, сколько пролито пота. Нет, решительно нет. Нельзя отказываться. Он будет стоять на своем до конца. До тех пор, пока не прижмут со всех сторон, а потом лучше совершит акт самоубийства с подтекстом самосожжения, чем откажется от своих камней. Все это образно, конечно, но мне кажется, так лучше представляется приверженность вере.

А что же до религиозной веры? А вот она-то и строит самые крепкие стены. Причем вас отстраняют от работы. Не дают возможности повлиять на процесс. Все делают за вас и при этом убеждают, что именно так все и должно быть. Причем здесь работают целых три армии: первая строит, вторая держит вас на удалении от работ, не давая вмешаться, а третья армия охраняет и стройплощадку и вас от тех, кто вдруг захочет показать вам, что можно строить иначе. В итоге вы получаете готовый дом, в котором вас приучают жить. Постепенно, в отсутствии чего-то иного, человек привыкает, адаптируется. Прививается одна мысль, что так, как есть - правильно, хорошо и никак иначе быть не может. Человек становится обслуживающим персоналом новой парадигмы. Даже не созидателем, не разрушителем, а просто обслуживающим персоналом. Теперь он не может ничего изменить, а только поддерживает в целости и сохранности, в рабочем состоянии ту парадигму, которую построили для него другие. Можно не проверять, хорошо ли сложены стены, они по заверениям главного строителя сложены замечательно. Можно не исследовать, а нельзя ли строить иначе. По заверениям главного строителя, такой способ является единственным. И человек в это верит. А как еще? Вокруг армия персонала, которая всегда готова защитить от других парадигм.

Религиозная вера всегда имеет ответ на любой вопрос, на любое сомнение. Она строит привлекательную картину мира, где не требуется знать практически ничего, кроме особенностей своей религии. Религиозная вера привлекательна своей простотой, что завлекает и затягивает людей недалеких, ленивых. Ведь стоит только позволить выстроить для себя домик, и ты, вроде бы, уже все знаешь и все понимаешь в мире. Только цена этим знаниям - грош ломаный.
Вера - это механизм. Механизм, который работает для каждого индивидуально. А религиозная вера - это одна большая машина, которая не терпит инородных тел. Наука же - это живой организм, где все заняты своим делом, где любые попытки иного понимания только приветствуются. Конечно, такие попытки проходят множество испытаний на прочность, что сейчас гарантирует практически полное отсутствие ошибок и ложных теорий.

Теперь, когда религиозная вера стала больше привычкой, чем мировоззрением, образованные и просвещенные товарищи могут прекрасно совмещать веру и науку. Совмещение это, конечно, только мнимое. Ученый может верить в бога, но никогда не станет использовать свою веру в работе. Вне лаборатории, дома, он может даже молиться, петь гимны, жечь свечи, приносить жертвы богам. Но как только он вступил на порог своего рабочего кабинета, вышел "в поле", начал эксперимент - он скептик, критично оценивающий реальность, тщательно изучающий каждый факт, каждое явление. Здесь нет места вере, тем более вере религиозной. Тут нет никаких Иисусов, Шив и прочих Кетцалькоатлей. Здесь никто не творил Вселенную за шесть дней и не создавал материки из помета пауков (есть и такие легенды).

Нельзя совместить веру и науку. Тем более - религиозную веру и академическую науку. Нельзя, не извратив научных знаний, оправдать ими религиозную веру. Не получится быть истинно религиозным, зная и понимая научную картину мира. Ведь тогда вера становится пародией на саму себя. Можно быть верующим по традиции, просто соблюдать ритуалы и не более. Наука убивает настоящую религиозную веру, обесценивает ее, как таковую. Чем дальше уходит наука в понимании устройства и закономерностей нашего мира, тем меньше она оставляет места религиям и их богам. Тем больше приходится выдумывать хитростей персоналу религиозной парадигмы, чтобы удержать эту парадигму в вертикальном положении. И делать они это будут до последнего.

Потому все слова и заверения "служителей культа", которые особенно активны в последнее время, о том, что наука и религия не только совместимы, но и могут дополнять друг друга - не более, чем дешевая пропаганда и обман. Вера, личная вера, может сосуществовать рядом с научным мировоззрением, но не религиозные убеждения. Личная вера и формируется иначе и развивается совсем не так, как религиозная, которая прививается внутри конкретного культа. А если сам этот культ в своей основе не приемлет научного знания (ведь тогда многое из этого культа станет бессмысленным или очень зыбким), о какой совместимости может идти речь? Религиозная вера и наука - яркий пример синдрома патологической несовместимости. 400 лет науку пытаются примирить с религией. Еще дольше пытаются строить на основе религий научные мировоззрения. И все 10000 лет истории цивилизаций привели к тому, что наука так и не срослась и не примирилась с религией. Какие еще нужны доказательства?

А теперь - обращение к комментаторам: в настоящий момент не имею времени на ответы всем и каждому, особенно активным сторонникам религиозных вероучений с признаками фанатизма. Потому все сентенции подобного рода будут просто проигнорированы. Отвечу только адекватным комментаторам с внятным текстом. Длинных дискуссий не будет.