«После недавнего взрыва в Домодедово в прессе возникла целая вакханалия слухов и инсинуаций, которые направлены на угнетение состояния граждан. У нас не получается пока создать единый информационный фон, который бы обеспечивал реальное противодействие терроризму и был бы понятен гражданам»,— высказал свою позицию на круглом столе в Общественной палате руководитель информационного центра Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Пржездомский, слова которого приводит РИА «Новости».
Не устроила Пржездомского и нынешняя ситуация с регулированием российского гражданского общества. «На совещании ОБСЕ в Вене поднимался вопрос о том, что нет системы взаимодействия по пресечению финансирования терроризма через негосударственные организации и НКО. К сожалению, у нас любое посягательство на общественные структуры сразу воспринимается как ущемление интересов демократии»,— посетовал он.
Представитель НАКа заявил о необходимости воздействия на молодых людей, особенно в южных республиках. «В республиках Северного Кавказа молодежь, к сожалению, подвержена радикальным экстремистским воззрениям»,— констатировал Пржездомский.
«Не надо ремонтировать зеркало»
«Я не могу согласиться с тем, что информация о теракте в Домодедово имела угнетающий фон и негативно влияла на общество»,— сказал GZT.RU глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. Хотя любая информация о трагедии является негативной по сути, но это не означает, что ее надо замалчивать, считает он: «Давайте запретим лучше теракты... Сделаем так, чтобы наша жизнь стала свободной от терактов».
Когда проходит контртеррористическая операция, порядок ее освещения определяется ее руководителем. «Что же касается предположений, домыслов и прочего, то для этого существует закон о средствах массовой информации и несколько документов, носящих профессионально-этический характер»,— напомнил Федотов. Свод таких этических принципов при освещении терактов был принят Союзом журналистов РФ еще в 2001 году. Существование «единого информационного фона», по мнению эксперта, попросту невозможно в рамках действующей Конституции РФ, существования в России интернета и открытого общества, считает он.
Как заявил GZT.RU директор фонда «Общественная экспертиза», в прошлом секретарь российского Союза журналистов Игорь Яковенко, как только власти начинают употреблять слова «единое информационное поле» или «информационная безопасность», это означает ужесточение цензуры.
«Ничего другого не приходит в голову, кроме как требования, чтобы все говорили про терроризм... только то, что говорит господин полковник, господин майор или господин сержант»,— считает он. По мнению Яковенко, действующие законы, нормы международного права и корпоративные правила журналистов подобных требований не содержат.
Подобное уже было в новейшей истории России, когда в 2000 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об информационной безопасности— первый документ, принятый им на посту главы государства, напомнил он: «И мы понимаем: как только говорят об информационной безопасности, сразу громят НТВ, сразу вводят цензуру и так далее».
Доктрина информационной безопасности
12 сентября 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал доктрину информационной безопасности, которая ранее была одобрена на заседании Совета безопасности 23 июня. Концепция информационной безопасности предусматривает защиту прав личности, средств массовой информации, а также отсутствие и запрещение всякой цензуры.
«Серьезную опасность представляют собой: стремления ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним»,— говорится в документе.
Эксперт привел печальный опыт Чернобыля, когда советским властям хотелось, чтобы СМИ ничего «не разжигали» и «не подбрасывали». В отсутствие достоверной информации десятки тысяч граждан, многие из которых были к тому времени смертельно больны, вышли на демонстрацию. По мнению Яковенко, не нужно пытаться «в очередной раз отремонтировать зеркало», а необходимо заняться реальными внутрироссийскими проблемами, которые порождают терроризм, и разработать внятную государственную политику на Кавказе.
Фотографии жертв аварии на Чернобыльской АЭС
Источник: (c) AP
Действующие нормы, регулирующие поведение журналистов, возможно, нуждаются в корректировке, однако это никак не связано с проблемой терроризма, убежден эксперт. «Закон „О СМИ“— хороший. Что касается правил журналистской профессии, которые журналисты должны соблюдать, здесь работы очень много. Журналистика у нас очень больная профессия, как, собственно, и общество... Но никакого отношения к терроризму все это не имеет»,— сказал Яковенко.
Комментарии