Высадка союзников в Нормандии помогла освободить Белоруссию и разгромить группу армий "Центр"!
А. Лукашенко вместе со своими сыновьями: старший, Виктор, помошник президента по национальной безопасности, средний, Дима, руководитель президентского спортивного клуба и младший, Коля, по словам президента Беларуси - "преемник", "уникальный человек".
“67 лет тому назад, 6 июня 1944 года началась операция “Оверлорд” – союзники высадились в Нормандии.
Для операций Красной Армии это имело огромное стратегическое значение. Через неделю после начала высадки, убедившись, что союзники всерьёз открыли долгое время дебатируемый “второй фронт”, Сталин в интервью газете “Правда” заявил:
“Это – несомненно блестящий успех наших союзников. Нельзя не признать, что история войн не знает другого подобного мероприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения. Истерик Гитлер, который два года хвастал, что он проведёт форсирование Ла-Манша, не рискнул сделать даже попытку осуществить свою угрозу. Только британским и американским войскам удалось с честью осуществить грандиозный план форсирования Ла-Манша и массовой высадки десантных войск”.
Англо-американцы отвлекали на себя до 70 процентов германской авиации, почти весь военно-морской флот, а в последние годы войны, когда советские людские ресурсы были уже сильно истощены (СССР в 1944 году начал призывать в армию уже 17-летних), до 40 процентов сухопутных сил вермахта…….
“6 июня 1944 года союзники высадились в Нормандии. 11 июня германские танковые дивизии двинулись из Польши на Запад. Туда же ушли почти все дивизии СС и резервы. Советские ВВС наконец достигли безусловного превосходства в воздухе, так как Люфтваффе срочно перебросило основные силы с Восточного фронта для противодействия англо-американским войскам. На Востоке действовала лишь пятая часть всех германских истребителей. “Благодаря Эйзенхауэру, - считает Карель, - Сталин завоевал русское небо”.
Меллендорф вообще считает, что “судьба Германии была решена успешной высадкой союзников в Нормандии”.
Судьба группы армий “Центр” была предрешена.
23 июня началась операция “Багратион” – генеральное наступление в Белоруссии.
На правом фланге с целью разгрома левого крыла группы армий “Центр” два фронта проводили Витебско-Оршанскую операцию.
В состав 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии И.Х. Баграмяна входили 4-я ударная, 6-я гвардейская, 43-я общевойсковая и 3-я воздушная армии, насчитывавшие 24 стрелковые дивизии, 1 стрелковую, 1 механизированную, 4 отдельных танковых бригады, 1 укрепрайон, 1 танковый корпус, 4 танковых и 4 самоходно-артиллерийских полка - 359 500 человек, 4900 орудий и миномётов, 687 танков и самоходно-артиллерийских установок……
В 3-й Белорусский фронт входили …… 33 стрелковые, 3 кавалерийские дивизии, 3 танковых, 1 механизированный корпуса, 1 укрепрайон, 5 отдельных танковых бригад, 5 танковых и 16 самоходно-артиллерийских полков - 759 300 человек, 8412 орудий и миномётов, 689 установок реактивной артиллерии, 1169 танков и 641 самоходная установка. Командующим фронтом был назначен бывший командарм-60 4-я тридцативосьмилетний генерал-полковник И.Д. Черняховский….
Войскам двух фронтов противостояли четыре армейских корпуса 3-й танковой и 4-й полевой армий, а также 1-го армейского корпуса группы армий “Север”, всего – 16 дивизий. Против фронта Черняховского немцы имели в первой линии семь дивизий. Надо сказать, что в 3-й танковой армии генерала Рейнгардта не было ни одной танковой и ни одной моторизованной дивизии……..
“Почему русские смели с поля боя так много отважных, опытных, стойких дивизий и за сорок восемь часов ввергли группу армий “Центр” в абсолютную катастрофу?
Задавать эти вопросы – значит искать факторы, стоящие за советской победой. Может быть, их огромное численное превосходство? Однако немецкий фронт на Востоке часто успешно противостоял численно превосходящему противнику. Может быть, мощь советской артиллерии? Но и в этом нет ничего нового, и конечно же не здесь причина катастрофы, немецкие дивизии не единожды сталкивались с такой плотностью артиллерийского огня. Решающий фактор состоял совершенно в другом – не в оглушающем численном превосходстве и великолепном вооружении Красной Армии, а прежде всего в появлении превосходящих красных воздушных сил, они решающим образом изменили баланс сил.
Советское превосходство в воздухе явилось самым неприятным сюрпризом для немецких войск на Востоке. Долголетний немецкий контроль за небом над полями сражений в России неожиданно закончился. Воздушные силы союзников очистили русское небо. Не кто иной, как западные союзники! Через первые сорок восемь часов вторжения во Францию стало ясно, что исход событий на Западе зависит от того, будет ли положен конец этому господству Эйзенхауэра в воздухе. Это господство парализовало все контратаки танковых войск: самолёты разбили моторизованные дивизии, когда те только направлялись к побережью; оно пошатнуло “Атлантический вал” и сверху вывело гитлеровскую европейскую крепость из боя. Герман Геринг не предусматривал подобного поворота событий. Поэтому в первые дни июня 1944 года Гитлеру ничего не оставалось, как совершенно лишить свой восточный фронт всех эскадрилий Люфтваффе и перебросить их на Запад …….Поражение в воздухе было абсолютным. На западе немецких эскадрилий не хватало, чтобы бросить вызов господству Эйзенхауэра в воздухе, и на востоке немецкие войска в решающий момент оказались без крыши, без помощи, которая в современной войне составляет жизненно важную необходимость. Таким образом, противник получил контроль в небе, что и явилось решающим фактором катастрофического поражения группы армий “Центр”.
Действительно, немецкий 6-й воздушный флот мог противопоставить мощи пяти советских воздушных армий всего 40 исправных истребителей”. (Владимир Бешанов “Год 1944 – “ победный”, Москва, 2009 год, стр. 319-321, 342-343, )
План “БАГРАТИОН”
К исходу третьего года войны фронт в Белоруссии протяжённостью более 1100 км проходил по линии озеро Нещедро, восточнее Витебска, Орши, Могилёва, Жлобина, по реке Припять, образуя огромный выступ на восток, дугой огибавший Минск. На этом рубеже оборонялись войска группы армий “Центр” под командованием фельдмаршала Эрнста Буша……
В группе армий “Центр” вместе с примыкающими соединениями соседних групп армий насчитывалось 63 дивизии (в том числе 4 танковые и 3 моторизованные) и 3 бригады. В них насчитывалось 1 200 000 человек, 9500 орудий и миномётов, 900 танков и штурмовых орудий, 1350 самолётов……
В группировку советских войск, привлекаемую для разгрома армий “Центр”, входили …..172 стрелковые и кавалерийские дивизии и три бригады, семь укрепрайонов, 12 танковых и механизированных корпусов, 17 отдельных танковых и самоходно-артиллерийских полков, девять самоходно-артиллерийских дивизионов. В них насчитывалось 2 400 000 офицеров и солдат, 36 400 орудий и миномётов, 5200 танков и САУ, 5300 боевых самолётов, без учёта привлекаемой авиации дальнего действия (а это более 1000 машин)…….
Однако в 1941 году Красная Армия тоже имела подавляющее численное превосходство над вермахтом, но провести такую операцию она бы тогда просто не сумела. Свидетельством тому многочисленные провалившиеся удары начального периода войны. Планирование и успешное осуществление такой операции, как “Багратион”, - признак качественных изменений в армии, выросшей квалификации штабов и командного состава всех степеней. Трёхлетнее “обучение” наших полководцев можно считать законченным……
Достигнув рубежа Елгава, Добеле, Шяуляй, Августов, рек Нарев и Висла, советские войска 29 августа 1944 года официально завершили операцию “Багратион” – крупнейшую стратегическую операцию Красной Армии. В составе наступающих советских войск с учётом прибывших в ходе боёв резервов насчитывалось свыше 2,5 миллиона человек, более 45 000 орудий и миномётов, свыше 6000 танков и самоходно-артиллерийских установок, более 5000 боевых самолётов. Сражение развернулось на пространстве, охватывающем до 1000 км по фронту и до 600 км в глубину. В итоге двухмесячных боёв советские войска разгромили 38 дивизий противника, 26 из них были полностью уничтожены.
Потери германских сухопутных сил на фронтах были наивысшими за всю войну, не считая победной весны 1945 года: в июле они составили 59 тысяч убитыми и 310 тысяч пропавшими без вести, в августе – 64 тысячи и 408 тысяч. В ходе операции “Багратион” немцы потеряли убитыми, ранеными и пленными до 400 000 солдат и офицеров. Из 47 немецких генералов, воевавших на передовой в качестве командиров корпусов и дивизий, 10 погибли и 22 оказались в плену. В 1946-1947 годах всех “белорусских” генералов пропустили через суды военных трибуналов. Комендатн Могилёва Эрмансдорф за военные преступления был публично повешен на Минском ипподроме; к смертной казни приговорили коменданта Бобруйска генерала Хамана. С остальных содрали лампасы и осудили на срок от 10 до 25 лет.
По признанию генерала Бутлара, “разгром группы армий “Центр” положил конец организованному сопротивлению немцев на Востоке”.
Общие потери четырёх советских фронтов и 1-й армии Войска Польского с 23 июня по 29 августа составили 770 тысяч человек, из них 180 тысяч безвозвратно, 2957 танков и САУ, 2447 орудий и миномётов, 822 самолёта. (Владимир Бешанов “Год 1944 – “победный”, Москва, 2009 год, стр. 310, 314, 364-365).
Комментарии