Призови Меня в день скорби

Дорогие во Христе братья и сестры!

В это воскресенье чтение Евангельское передает нам о чудесном хождении Спасителя по водам, о том, как Господь усмирил бурю и спас Апостола Петра от потопления, когда тот, спросив у Господа позволения, пошел по морю, но, усомнившись в покровительстве Божием, начал тонуть, взывая: «Господи, спаси меня!» (Мф.14:28–30).

Жизнь наша то же житейское море, воздвизаемое напастей бурею. Как море волнуют частые бури и бывают на нем непогоды, так и в жизни человека. Мы не можем знать, что с нами случится через самое короткое время. Не одна смерть подкрадывается как тать. Подкрадываются так почти все напасти. Жизнь наша подвержена многообразным нападениям от лукавых духов и водимых ими людей. Невозможно предвидеть и предупредить, что придумывает злоба, что послужит поводом и средством к напасти, откуда возникнет искушение. Но не будем смущаться, когда нас постигают искушения, не будем роптать на Бога, промыслительное око Которого не дремлет над нами. Как Св. Апостол Петр в трудную и опасную для жизни минуту воззвал ко Господу:Господи, спаси меня, я погибаю, – так и мы, друзья, во всех скорбных, трудных и опасных обстоятельствах жизни нашей должны уповать на Одного только Бога, к Нему обращаться и у Него просить помощи. «Призови Меня в день скорби, – говорит Господь через Св. Пророка Давида, – Я избавлю тебя и ты прославишь Меня» (Пс.49,15). Как бы ни было тяжко искушение, как бы ни были трудны и опасны обстоятельства, человек не должен забывать того, что он не один: с ним всегда Господь, скорый на помощь.

Пока в святом Апостоле Петре пламенела вера, вода поддерживала его, и он шел по ней, как посуху. Но стоило ему только подумать о том, как высоки волны, как бездонна морская пучина, и он утратил равновесие, погрузился в воду и стал тонуть. Спаситель извлек Петра из вод моря, обратившись к нему с упреком: Маловерный! зачем ты усомнился? Великое мужество проявил святой Петр, решившись попрать ногою бездну. Увы, мужества этого хватило лишь на один порыв, на несколько шагов. Лишь позднее, пройдя через многие испытания, первоверховный Апостол Петр обрел истинно непоколебимую веру.

Как же нам с вами, возлюбленные, постичь науку наук — приучиться бестрепетно ступать по водам житейского моря?

Путь нам указан Господом Иисусом Христом: не испытывает страха перед жизнью лишь тот, кто твердо уповает на Него. Изменчив этот мир, но верен Господь, указывающий путь жизни: полнота радостей пред лицем Его, блаженство в деснице Его вовек (Пс. 15, 11).

Идущий по водам Спаситель показался апостолам призраком. Но Он был гораздо реальнее и волнующихся волн, и завывающего ветра, ибо шествовал Повелитель стихий, готовых умолкнуть по малейшему его знаку.

Кого бояться в этом мире христианину, слуге такого Господина, подданному такого Владыки, сыну такого Отца? Ужасаться природных сил? Но они сотворены Им и все подвластны Творцу. Страшиться людей? Но Господь зрит в их сердцах и во мгновенье ока может разрушить самые коварные замыслы. Пугаться бесов? Но и диавол трепещет перед именем Господним. Последователю Христа в земной жизни страшно лишь одно — согрешить перед Господом.

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8), — предостерегает нас Священное Писание. А в наших мыслях благой страх Божий порой затмевают унизительные житейские страхования. Мы боимся не только действительных угроз, но и примышляем их себе, воображаем опасности и мучаемся этим. Так надо ли удивляться тому, что лодки наших судеб становятся игрушкой общественных бурь, несутся неведомо куда без руля и ветрил?

Все это происходит только потому, что слаба наша вера и полагаемся мы не на Бога, а на собственные жалкие силы. Это тоже своего рода гордыня: и видим, что беспомощны, но вот, все равно не смиряемся под крепкую руку Божию. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней». Таков плод человеческой гордости.
Человек велик только в единении с Богом, без этого он поистине только горсть праха, дунет ветер — и нет его. Приняв высочайшее звание последователей Спасителя, мы призваны идти по указанному Им благому пути, не оглядываясь по сторонам. Тогда бурные волны мирских смут тихо лягут к нашим ногам, и по житейскому морю, как по твердой почве, пройдем мы бестрепетно и достигнем желаннейшей пристани — Царства Небесного, Аминь!