Россия купит усиление влияния в Персидском заливе за $250 млрд
На модерации
Отложенный
По словам высокопоставленным источников, близких к иранскому режиму, Россия планирует использовать иранские порты в Бушире и Чехбехаре в качестве передовых военных баз для военных кораблей и атомных подводных лодок. Боевые корабли будут охраняться бойцами спецназа под видом «военных советников».
Кроме того, Россия намерена использовать авиабазу вблизи Бушира в качестве аэропорта базирования для 35 истребителей Су-57. Следующий раунд совместных военных учений в Индийском океане и Ормузском проливе ознаменует начало военной экспансии в Иране, при этом Иран разрешит российским кораблям использовать объекты в Бушире и Чехбехаре. В зависимости от внутренней и международной реакции на данные события, эти корабли и спецназ останутся на месте, а их число будет увеличено в течение последующих 50 лет.
Это постепенное наращивание российского потенциала в стране — проверенная на практике тактика Кремля. В обмен на экономическую и политическую поддержку, Москва получает возможность эффективно использовать эту страну в качестве одной большой многоуровневой военной базы. Почему Иран согласился на сделку? Учитывая неудачи Ирана в отношениях с Россией — в первую очередь в отношении прав на нефть и газ в Каспийском море — решение Ирана заключить последнюю сделку многим может показаться удивительным, однако оно обусловлено двумя основными причинами.
Во-первых, Ирану больше некого выбрать своим геополитическим союзником в его нынешней борьбе против санкций, и политической маргинализации. В Совбезе ООН есть только пять постоянных членов: США (главный инициатор санкций против Ирана), Великобритания и Франция (обе страны придерживаются позиции США), Китай (чья поддержка зависит от его собственных планов) и Россия. «Если у вас нет возможности купить еду в супермаркете в десяти милях отсюда, то остается только совершать покупки в магазине за углом, несмотря на качество», — заявил один из высокопоставленных иранских источников OilPrice.com на прошлой неделе.
Вторая причина заключается в том, что президент Рухани и его умеренные прозападные сторонники, утратили доверие тех, кто голосовал за него. Он не смог обеспечить экономическое процветание, которое, как он обещал, станет результатом ядерной сделки, согласованной в 2015 году и вступившей в силу 16 января 2016 года. «Речь идет о [Верховном лидере Али] Хаменеи, который поддерживал Рухани в течение первых нескольких лет, но теперь у него нет иного выбора, кроме как согласиться с рекомендациями КСИР (Корпус стражей исламской революции), и эта российская сделка играет здесь центральную роль», — отметил высокопоставленный источник в Иране.
Почему КСИР поддерживает эту сделку с Россией, учитывая, что ее лидеры — квалифицированные люди и закаленные офицеры, хорошо осведомленные о проблемах, к которым эта сделка может привести в глобальном масштабе? «Во-первых, они [КСИР] искренне считают, что финансовая сделка, согласованная с Россией в прошлом году, является единственным средством, которое поможет Ирану избежать революционного сценария, а во-вторых, некоторые из самых высокопоставленных фигур в КСИР также выиграют в денежном отношении от сотрудничества с Россией», — отметил источник в Иране.
В основу сделки лег меморандум о взаимопонимании из 22 пунктов, подписанный заместителем министра нефти Ирана Амиром Хоссейном Заманинией и заместителем министра энергетики России Кириллом Молодцовым, в то же время речь шла о более тесном сотрудничестве между двумя странами по всем направлениям.
Суть вопроса В частности, Россия будет выделять по $50 млрд в год для нефтегазового сектора в течение как минимум пяти лет, чтобы завершить приоритетные нефтегазовые проекты в соответствии с западными стандартами, которые, по оценкам, составили около $250 млрд. В течение следующих пяти лет Ирану будет предоставлено еще $250 млрд на развитие других секторов экономики. В обмен на это Иран должен отдать предпочтение российским компаниям во всех будущих сделках по разведке и освоению нефтегазовых месторождений, помимо семи уже согласованных проектов.
Кроме того, и это имеет решающее значение для военных планов, Иран также согласился купить российскую систему противоракетной обороны С-400, разрешил России увеличить количество постов прослушивания в Иране и удвоить число старших офицеров КСИР, которые пройдут обучение в Москве, до 120-130 человек.
Согласно условиям соглашения, Ирану не может вводить штрафы против любой российской компании-разработчика в случае медленного прогресса на любом месторождении в течение следующих 10 лет. При этом он не может повторно включать эти месторождения в новые тендеры даже при полном отсутствии каких-либо результатов. В течение 10 лет Россия сможет решать, сколько именно нефти добывать на каждом месторождении, когда и кому ее продавать, и за какую сумму. «Кроме того, в контрактах была еще одна оговорка: Россия сможет покупать нефть и газ, которые добываются на месторождениях, разрабатываемых ее компаниями, за 55-72% от рыночной стоимости в течение следующих 10 лет» — заявили в Иране.
К тому же недавно Россия — несмотря на то, что она помешала Ирану получить, возможно, его законную долю в Каспийском море — предложила добывать нефть и газ из иранского сектора на Каспии и продавать их на международных рынках.
Российское господство Таким образом, Россия не только имеет беспрепятственный доступ ко всем запасам нефти и газа на суше, шельфе и в каспийском секторе Ирана, чтобы продавать их по своему усмотрению, но и намерена использовать два стратегических порта и прилегающие районы в самой значимой нефтегазовой точке мира, что позволит ей фактически контролировать Ормузский пролив. Безусловно, Ормуз остается важнейшим нефтяным коридором в мире — и ключевым маршрутом из Персидского залива в Юго-Восточную Азию через Индийский океан. При этом через пролив проходит примерно 35% всех морских перевозок нефти и около трети мировых поставок сжиженного природного газа. «Бушир и Чехбехар, возможно, позволят России занять господствующие позиции в районе Персидского залива и в Индийском океане, благодаря чему ей также будет проще проводить совместные военно-морские операции с Китаем в сфере влияния США на Востоке, в том числе вблизи Японии, Южной Кореи и Филиппин», — отметил лондонский специалист по аналитической работе. По его мнению, тот факт, что Россия также намерена использовать эти порты не только для военных кораблей, но и для атомных подводных лодок в период образования льда в ее более северных портах, поможет России укрепить позиции в отношении Запада в целом и США в частности.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания OilPrice.com
Комментарии