Белых воронов не бывает

В 2011 году государственную Шевченковскую премию по литературе получит ксенофобский и антисемитский роман Василия Шкляра "Черный ворон".

Мнение об этом скандальном «шедевре» «сукрлита» (современной украинской литературы) корреспонденту ИА REX высказал директор Центра исследований южно-украинского пограничья, профессор Владимир Коробов.

Владимир Коробов: Один из героев нового романа черкасского литератора Шкляра «Черный ворон», омерзительный чекист Яша Гальперович уточняет у главного героя: - Черный ворон?.., на что герой отвечает: - Белых воронов не бывает!

Действительно, почитав роман, убеждаешься в правоте этих слов: белых воронов не бывает, не может личность, пораженная метастазами националистической идеологии создать высокохудожественный шедевр, школа ненависти и злобы порождает только очередную однодневку. Не зря один из критиков написал: «тексты Шкляра часто называют аргументом в пользу существования украинской массовой литературы». Русофобский и антисемитский эпатаж, на который автор «политически грамотно» сделал ставку, сработал – автору за низкопробное произведение масскульта присудили шевченковскую премию!

Новый роман писателя-начальника (Шкляр – заместитель председателя национального союза писателей Украины) – типичный образчик современной партийной литературы, заказной, конъюнктурной, политизированной, ксенофобской писанины.

Что ж, времена изменились, и теперь общественный заказ в Украине не на шахтерские романы со стахановцами, рубящими уголек в забое, а на псевдоромантические тексты о бандитах, неустанно рубящих своими саблями «кацапов и жидов». В данном опусе добавились еще несчастные пленные китайцы, десяткам которых методично и красочно герои «шедевра» отрубили головы. Роман, описывающий трагическую страницу в истории Украины – события гражданской войны на Черкасщине, ставит в центр событий лесных бандитов, оказывающих сопротивление, как белым, так и красным, и одержимых идеей убивать людей иного этнического происхождения.

 Эти кровожадные «герои» наделяются волей автора современными националистическими предрассудками, они моделируют современное сексуальное поведение и т.п. В общем, типичные лубочно-ряженые образы. Не роман написан Шкляром, а плохо замаскированное под художественное произведение учебное пособие для воспитания ненависти к русским и евреям, китайцам и представителям иных национальностей. Книга адресована современной молодежи, которую «шкляры» хотели бы вновь ввергнуть в ужас гражданской войны. Эта книга учит: нужно убивать, указывает, кого убивать, и учит, как это делать, объясняет, какие нужно применять псевдохудожественные оправдания убийствам. На целевую аудиторию указывает эротизация насилия: «А если бой отменяли, находило такое, как бы молодуха сразу отказала тебе в последнюю минуту, и ты остался сам на сам со своим хотением». Популярное объяснение для необстрелянной молодежи.

Конечно, бандиты есть бандиты, и автор мог бы возразить, такова была историческая правда, лесные бандиты не выбирают выражений, это не кисейные барышни. Но почему-то «правда жизни» имеет место только в отношении ксенофобской лексики, а скажем в постели эти же черкасские и звенигородские бандиты напоминают французских аристократов. К тому же интенсивность ксенофобской лексики быстро выдает ее авторское происхождение. Это автор, вынужденный видимо сдерживаться в жизни, обильно извергает ксенофобскую лексику от имени своих героев, да и от имени себя самого.

Русских автор называет не иначе как «кацапы», «кацапьюги», «кацападлы», «москалюги» и т.п. Все описания русских – отвратительны и физиологичны. Вот образчик творчества Шкляра: «кацапьюги толпой налетели на мертвого – мелкие, кривоногие, но очень мордатые, с плоскими, налитыми кровью рожами» или «голомозые москалики – нелепые такие, мелкие, ушастые, наивные, сопливые». Кстати, тема торчащих ушей у врагов – лейтмотив произведения, торчащие уши вызывают у автора приступы ненависти. Согласитесь, с любовью к русским написано. Что стоило автору заменить оскорбительное указание на этническую принадлежность словами «они» или «солдаты», можно было бы написать «большевистское отродье», ведь гражданская война расколола не только русский, но и украинский народ? Но тогда бы шевченковскую премию не дали!

Особое «задание партии» автору – воспитание уважения к национальным символам. К сожалению, нет почтения у народа к ним, которое хотелось бы видеть «профессиональным украинцам». Вот херсонский губернатор постоянно публично критикует депутатов областного совета, что они не поют гимн Украины при открытии/закрытии сессии, даже рот не хотят открывать. А в Херсонском горсовете вообще беда – гимн не исполняют! Ключевые эпизоды нашего «романа» посвящены этой теме. Вот бандиты коварно нападают на дом культуры, где проходит праздник, и под дулами ружей и под блеск саблей они заставляют местный хор и всех «коммуняк» исполнять гимн «Ще не вмэрла Украина….!».

Описывается малодушие и беспринципность врагов, и почти физиологическое наслаждение бандитов. Вот другой эпизод: на станции «кацапьюга» тянет свои ручонки к тризубу, укрепленному в виде нашивки на рукаве героя, мол, что за цацка? Герой без лишних слов показывает нашей молодежи, как надо действовать, если «обижают» нашу государственную символику, выхватывает саблю и не долго думая - отрубил руку любопытному и непочтительному «москалю».

То, что перед нами произведение масскульта, доказывает такое сравнение: бандиты, они же – герои повествования, описаны «во всю мощь шклярского таланта», а враги, негативные герои – «жиды и москали» – описаны карикатурно, что не свойственно высокой литературе, где образы злодеев как правило, также обладают самостоятельной художественной ценностью.

Как любая агитка, «роман» не оставляет читателя один на один со своей совестью для того, чтобы поразмышлять и самому сделать выводы, он обильно снабжен конкретными подсказками-указаниями, что нужно делать: «мы должны показать пацанам и нашим селянам, кто тут хозяин», «не верить московским палачам, бить на каждом шагу жидо-кацапскую коммуну», «вымести москаля из родного края» и т.д. и т.п.

Президент В.Янукович вряд ли имеет время читать подобную писанину. Но, говорят, он по протоколу должен вручать шевченковскую премию автору этого опуса «Черный ворон». И сам президент, и избиратели, голосовавшие за него должны знать, о чем написана книга.

Автор хочет собрать деньги на экранизацию и утверждает, что русские и евреи Донбасса первыми, расталкивая друг друга, сдают на фильм деньги. Тут что-то не так, ведь и русские и евреи представлены в романе очень безобразными и отвратительными образами и награждены оскорбительными кличками. То, что ксенофобский опус получил шевченковскую премию – не удивительно, достаточно узнать, кто принимал решение. Но вот как поведет себя Янукович и его партия, совсем недавно считавшиеся «пророссийскими» силами, в отношении этой провокации – это будет очень символично.