Могла ли Япония победить СССР, если бы напала в 1941 году

На модерации Отложенный

 

Такая возможность долгое время казалась реальной. Хотя очевидно, что Великая Отечественная война протекала бы для СССР тяжелее, результаты такого сценария, тем не менее, выглядят парадоксальными.

Японское понимание нейтралитета

В преддверии неизбежного столкновения с гитлеровской Германией Сталин сделал максимум возможного, чтобы обезопасить страну со стороны Дальнего Востока.

13 апреля 1941 года в Москве был подписан советско-японский пакт о нейтралитете. Но, как известно, любой договор соблюдается только, пока это выгодно.
С момента гитлеровского вторжения в СССР многие руководящие государственные деятели Японии стали ратовать за нападение на СССР. Уже 25 июня 1941 года на заседании правительства министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока заявил: «Когда Германия победит и завладеет Советским Союзом, мы не сможем воспользоваться плодами этой победы, если ничего не сделаем для неё… Лучше пролить кровь… Неужели мы не вступим в войну, когда войска противника из Сибири будут переброшены на запад?»
13 июля Мацуока пригласил к себе посла СССР в Токио Константина Сметанина и разъяснил ему понимание пакта о нейтралитете японской стороной. По утверждению японского министра, данный пакт не предусматривал возможность советско-германской войны. По отношению к нему, обязательства, накладываемые на Японию Антикоминтерновским пактом (с Германией и Италией), имеют приоритет. Япония сохраняет за собой свободу в действиях с СССР, вытекающих из состояния войны СССР с Германией.
Спустя три дня Мацуока был вынужден уйти в отставку вместе со всем кабинетом министров. Новое правительство взяло курс на конфронтацию с западными державами, оставив в стороне планы нападения на СССР. Тем не менее, в случае неблагоприятного для СССР хода войны с Германией, этот вопрос снова мог встать на повестку дня.

 

 

Сталин всегда держал на Дальнем Востоке превосходящие японцев силы

Большинство представителей правящих кругов Японии считали угрозу, исходящую от США, более серьезной. Южное направление экспансии – Юго-Восточная Азия и Тихий океан – рассматривалось в Японии как более выгодное и перспективное. Немаловажную роль в такой ориентации сыграла и военная мощь СССР на Дальнем Востоке.
2 июля 1941 года на заседании Высшего императорского совета начальник Генштаба Японии Хадзимэ Сугияма отметил, что на Дальнем Востоке «Советский Союз всё ещё обладает явно подавляющей силой». Очевидно, что возможность ведения Японией успешных действий против СССР напрямую зависела от состояния группировки Красной Армии на Дальнем Востоке.
Известно, что осенью 1941 года Сталин перебросил на германский фронт с Дальнего Востока часть военных ресурсов. Понизилась ли в связи с этим боеспособность советских войск на границе с Маньчжурией?


За время Великой Отечественной войны из состава Дальневосточного и Забайкальского военных округов было отправлено на запад 345 тысяч человек личного состава, 4757 орудий и миномётов, 2286 танков. Несмотря на это, советская группировка на Дальнем Востоке даже в период максимального ослабления насчитывала 975 тысяч бойцов, более 17 тысяч орудий и миномётов, больше 3 тысяч танков. Даже в период битвы под Москвой она обладала большим численным превосходством над японцами.
В составе же Квантунской армии в 1941 году насчитывалось не более 700 тысяч человек при 1100 танках и 6000 орудиях и миномётах. Когда было принято решение напасть в первую очередь на британские владения в Юго-Восточной Азии, эта группировка начала сокращаться.
Таким образом, Япония не имела физической возможности вести наступательные военные действия одновременно против СССР и против США с Великобританией. Не следует забывать также, что у Японии имелся протяжённый фронт с Китаем, поглощавший немало ресурсов японских сухопутных сил.
Для нападения на СССР Японии следовало полностью отказаться от агрессивных планов в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане.

Япония быстрее потерпела бы поражение на Тихом океане

Вступление Японии в войну на Тихом океане было вынужденным из-за нефтяного эмбарго, которое с 1940 года ей объявили США и все западные страны. Главные нефтяные месторождения лежали в Нидерландской Индии (Индонезии). Без нефти Япония не могла воевать. Следовательно, война между западными державами и Японией была неизбежна. Война между Японией и СССР стала бы также войной между Японией и США, в которой США являлись бы, как и в войне против Германии, союзником СССР.

После японского нападения на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года США настойчиво добивались у СССР предоставления им военно-воздушных баз на советском Дальнем Востоке. Неоднократные представления по этому вопросу Госдепартамент США делал в течение всего 1942 года.
Американцы не остановились даже перед провокациями. За время Великой Отечественной войны в Тихом океане были потоплены шесть советских транспортных судов, везших во Владивосток из США грузы по ленд-лизу. Тщательное расследование этих происшествий убедило современных исследователей Кирилла Черевко и Алексея Кириченко в том, что в упомянутых инцидентах были виновны американские, а вовсе не японские подводные лодки.
СССР неизменно отказывал США в этих просьбах, ссылаясь на пакт о нейтралитете с Японией. Сталину в тот период была не нужна война с Японией.
Однако, в случае японского нападения, у СССР уже не было бы оснований отказывать союзнику в его просьбах. В этом случае американская авиация значительно раньше разрушила бы японские города, существенно приблизив окончание войны.

Весьма возможно, что японские стратеги предвидели такой вариант развития событий, и это удержало их от нападения на СССР.

Ярослав Бутаков