Ну и зачем такой капитализм?

На модерации Отложенный

Чем больше живешь, тем больше постоянно убеждаешься - как же несказанно повезло родиться в советскую эпоху

Александр Плеханов

Подойдя на днях к очередному знаковому возрастному рубежу, как и всякий человек, я оглянулся на прожитое и… радости не испытал. И не потому, что прибавилось седин и «лапы ломит и хвост отваливается», а оттого, что имеется абсолютно четкое осознание того, что жизнь вокруг – не для меня.

 © KM.RU, Филипп Киреев

По Москве ездит масса замечательных машин, вот и электромобили уже появились, да и сама Москва при мэре Сергее Собянине стала конфеткой на загляденье – такой красивой я её никогда не видел. А уж домов сколько красивых строится, но… всё это не для меня. Потому что за последние десять лет ни разу «на кармане» у меня не было больше ста тысяч рублей. Хотя и половина этой суммы нечасто была. И причем эта ситуация не меняется уже десятый год, и я не верю, что изменится и через десять лет.

Я вообще уже почти ни во что не верю, ну если только в то, что бывает смерть после жизни. Ну ещё верю в то, что наш чудесный рубль может в одночасье усохнуть в два раза, а цены, как безумные, скакнуть вверх. Ещё с приснопамятного дефолта девяностых научили таким фортелям не удивляться.

И вот, оглядываясь назад, а также вслед проезжающим не «мерседесам» даже, а «ладам», задаёшься одним единственным вопросом – как так получилось, что столько лет,  прожив в стране и имея немаленький трудовой стаж, я не могу купить не то что новую «ладу», а даже колеса от неё? А что касается жилплощади, то я не осилю даже квадратного метра в какой-нибудь Капотне. И при этом я не «сидел на завалинке и не курил бычок», как выразилась одна известная любительница шпагатов, а все эти годы работал.

Теперь-то я признаю, что я не там и не тем работал, но что делать, если у тебя есть к чему-то призвание? А к чему-то, наоборот, нет.

Я понимаю, что, например, коллектором я заработал бы больше, может, и на целый «мерседес», а не только на колеса от «лады», но это не моё. Ещё старик Вольтер говорил, что надо возделывать свой сад, и я с ним полностью согласен. Вот почему и занимаюсь своим садом и не лезу нахраписто в чужие.

Под самый занавес существования СССР я попал по распределению на один «почтовый ящик», где мне, как молодому специалисту, положили оклад в 90 рублей. Может, и немного, но СССР свою оборонку холил и лелеял, как и молодых специалистов, поэтому разные премии бывали весьма часто и жить на зарплату было можно.

Если бы не было деструктивных процессов конца восьмидесятых, вполне вероятен был бы вариант получения от своего «почтового ящика» квартиры и наверное, не самой плохонькой. Да, может и пришлось бы подождать лет пятнадцать. Но сколько лет надо мне сейчас, чтобы накопить на квартиру ценой миллионов в 6-7, а это всего лишь цена даже не московской центровой, а окраинной однушки?

Точно уйдет не меньше 15 лет, но это если не пить и не есть, не покупать одежду и обувь, а откладывать все деньги на квартиру. Но если у тебя семья в несколько ртов, то тут однушкой не обойтись. В общем, в реалиях получится, что лет тридцать на это может уйти. А может, и побольше с учетом постоянного похудания рубля.

Хулители СССР неизменно приводят одну избитую фразу, что, дескать, убогие «совки» ждали квартиры по 20 лет. Да, может кто-то и ждал (при этом стоит напомнить, что квартиры были бесплатные), но смешно произносить эту фразу, когда у тебя в кармане денег в лучшем случае на 20-30 квадратных сантиметров той самой площади, которую ты никогда не купишь и не через 20, и не через 30 лет.

Да, у Советской власти был своеобразный «социальный договор» с поддаными: зарплаты были относительно небольшие и «наши граждане на такси в булочную не ездили», зато все остальное было бесплатным. Образование, медицина и квартиры. То есть почти всё то, без чего невозможна жизнь людей. Можно вспомнить ещё бесплатные районные библиотеки, разнообразные кружки, да и много чего другого, что власть предоставляла «до кучи».

А что есть из этого всего сейчас? Например, есть проезжающие мимо автомобили, которые много кому из сограждан не купить абсолютно ни при каких условиях. Ну если только сдуру залезть в кредитную кабалу. Про квартиры и говорить нечего.

Теперь у нас все меряется деньгами, и царит известный американский принцип «no money, no honey». Говоря другими словами – нет денег? Катись к черту, теперь капитализм.

А зачем мне такой капитализм? Он мне не дает и не в состоянии дать абсолютно ничего, кроме постоянно растущей налоговой нагрузки и цен. Теперь вот осчастливил еще этот капитализм пенсионной реформой. Да и ладно, капитализм был бы построен по европейскому образцу, хотя про Европу уже впору говорить, что там построен умеренный социализм. Так нет же, мы который уже раз за историю пошли своим, особым путем.

И тут очень сложно не согласиться с одним из самых ярких русских писателей современности Захаром Прилепиным, который ещё десять лет назад задавался точно таким же вопросом в своей статье «Действительно не понимаю».

Десять лет прошло, а написано им как будто только вчера. «Я действительно не понимаю, в качестве кого в России нужно трудиться, чтобы приобрести жилплощадь в крупном городе, например, в Москве. Или в Санкт-Петербурге. Или в Нижнем Новгороде».

Разного рода умники на такое обычно говорят – а работать не пробовал? Ещё как пробовал, мой трудовой стаж начался в тот год, когда многих умников на свете ещё не было. Поэтому не надо задавать такие вопросы о работе. Я о ней могу рассказывать долго и утомительно, уж извините, стаж позволяет.

Да, всегда и в любой стране было и будет расслоение на богатых и бедных. Характерные черты капитализма, его плюсы и минусы, давно и детально описаны целой толпой экспертов. Вот только почему все это приняло какие-то чудовищно искаженные черты в богатейшей стране России, которую почти 30 лет затаскивают в капитализм, и ради чего стерли в пыль вторую экономику мира?

Глядя на эти искаженные черты, я почти что прекратил сомневаться в том, что есть немалое количество людей – не самых тупых, плохих или бездарных, перед которыми попросту опустили шлагбаум минимального человеческого благополучия.

Миллионы простых людей в России, и я в их числе, живут, не требуя себе особняков по 1000 квадратных метров и в три этажа, «Порше», часы по 50 000 евро и последние коллекции шмоток из миланских бутиков. Запросы миллионов наших людей гораздо скромнее, но все эти люди работают десятилетиями, а потом выясняется – оглянувшись на эти десятилетия – что всё было, в общем-то, зря.

Что не заработал за эти десятилетия даже на пару метров московской весьма средней квартиры. И что если бы в свое время Советская власть не дала бы бесплатную квартиру твоим родственникам, которая досталась потом тебе по наследству, жил бы ты сейчас, мил человек, в вокзальном переходе в картонной коробке. Или скитался бы долгие годы по чужим углам, так и не накопив на свой.

А вот коллега в Британии, с которым вы выполняли все эти годы одну и ту же работу, делает предзаказ на суперкар Aston Martin. Да и дом у него, несмотря на высокие британские цены на недвижимость, вполне себе ничего, тебе бы в таком доме даже в подвале было бы жить за счастье.

Да даже твой румынский коллега, гражданин одной из самых бедных европейских стран, худо-бедно, но ездит на какой-нибудь новенькой «дачии» или на подержанной, но тоже вполне неплохой пока «ауди». А ты десятилетиями ездишь в метро или на маршрутке.

И пока британский коллега будет получать свой Aston Martin, а румын менять «дачию» на более новую, ты все так же будешь трястись в маршрутке. И пытаться разглядеть перспективы в беспросветно черном поезде метро.

Вот и спрашивается – да зачем мне такой капитализм? Мне в моем советском прошлом было гораздо более уютно, спокойно и свободнее. А судя по тому, сколько людей в последнее время откровенно заностальгировали по этому прошлому, уютно и спокойнее там было бы много кому.

Сколько бы ни рассказывали про ужасы социализма патентованные пропагандисты, капитализмом народ уже наелся.

Нас затащили в капитализм, а что в результате получили миллионы простых смертных, а не единицы небожителей? И почему мой капитализм отличается даже от румынского, не говоря уж про скандинавский или американский?

И когда была пройдена та точка невозврата, когда стало ясно, что хоть в США, Европе и России одинаковый социальный строй – капитализм, различий между его разновидностями едва ли не больше, чем было различий между брежневским СССР и маоистским Китаем?

Источник - КМ.Ру .