«Даже речи не может идти о том, что уголовное дело возбуждено в соответствии с законом»

На модерации Отложенный

Действия главного следственного управления СКР по Москве, возбудившего уголовное дело по статье 141 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»), из-за чего сегодня ночью силовики нагрянули с обысками к представителям оппозиции в Москве, «пока выглядят крайне невразумительно», заявил Znak.com партнер коллегии адвокатов Pen& Paper Вадим Клювгант. По его мнению, основной целью возбуждения данного уголовного дела может быть исключительно «устрашение» определенной группы кандидатов, не допущенных к участию в выборах.

«Нет никаких ссылок на факты»

«Действия Следственного комитета пока выглядят крайне невразумительно, потому что нет никаких ссылок на факты: кто и когда, какими конкретными действиями мешал работе избирательной комиссии. Воспрепятствование — это активные действия, которые направлены на недопущение осуществления комиссией своих функций и обязанностей. Если следствие говорит о митинге, то митинг у избиркома был в воскресенье [14 июля], когда комиссия не работает. Тогда чему там можно было препятствовать?» — заявил нашему изданию Клювгант.

Партнер коллегии адвокатов Pen& Paper в разговоре с корреспондентом Znak.com отметил, что действия СКР прямо сейчас противоположны позиции Центральной избирательной комиссии, которую на этой неделе озвучила глава ЦИК Элла Памфилова. «Не только я, но и многие люди слышали, читали и видели заявление председателя ЦИК Эллы Памфиловой, которая на встрече с не допущенными до регистрации кандидатами сказала, что избиркомы вообще никак не учитывают в своей работе происходящее на массовых мероприятиях. То есть это абсолютно исключает саму мысль, что кто-то чему-то может препятствовать, если сам руководитель всей системы ЦИК говорит, что избиркомы работают по своим правилам и критериям, а недовольные кандидаты могут сколько угодно устраивать митинги, ведь это их право. Московский городской избирком тоже выступил с официальным заявлением, смысл которого в том, что комиссия работает с кандидатами на основе доверия и рассматривает их жалобы и заявления. Где здесь признаки воспрепятствования?» — говорит Клювгант.

Адвокат подчеркивает, что в таком случае совершенно не ясно, «каковы же могли быть повод и основания для возбуждения уголовного дела». «В соответствии с законом, а именно со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса России, уголовное дело может быть возбуждено только при наличии повода и основания. Поводом может быть заявление или обращение лица, которому причинен вред. Учитывая позицию Центральной и Московской избирательных комиссий, очевидно, что они не могли обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, потому что это бы прямо противоречило их официально озвученной позиции. Основаниями для возбуждения дела, согласно закону, являются признаки совершенного преступления. Если дело возбудили по 141 статье УК РФ, значит, следователи должны сказать, какие именно действия были трактованы как воспрепятствование деятельности избиркома, когда это случилось. Хорошо, сейчас неизвестно, кто мог препятствовать, но не может же быть неизвестно ничего вообще из обстоятельств», — отмечает Клювгант.

 По его словам, если «у следствия нет хотя бы чего-то одного — повода или основания, — даже речи не может идти о том, что уголовное дело возбуждено в соответствии с законом».

В официальном заявлении СКР точная дата совершения преступления не указана, кто именно его совершил, также не говорится. Постановление о возбуждении уголовного дела по статье 141 УК РФ, по данным Znak.com, не видел ни один представитель оппозиции из тех, у кого ночью проходили обыски и кто был сегодня допрошен в СКР. Однако стоит заметить, что, согласно требованиям УПК, следователь действительно не обязан показывать это постановление фигурантам уголовного дела, имеющим статус свидетеля. Ознакомиться с данным постановлением оппозиционные политики смогут только в суде, когда будет проверяться законность проведения обыска. Согласно части 5 статьи 165 УПК РФ, следователь обязан в течение трех суток с момента проведения обысков уведомить об этом суд, а также предоставить туда копии постановления о производстве обыска и возбуждении уголовного дела, в рамках которого этот обыск проводился. После этого суд вынесет решение о законности или незаконности проводимого обыска.

«Против членов избиркома можно возбудить уголовное дело по той же 141-й статье УК РФ»

«Я думаю, что вся эта ситуация похожа на акцию устрашения в отношении определенной группы кандидатов в депутаты, даже кандидатов в кандидаты. Вопрос ведь в том, кто кому вообще препятствует? Ведь статья 141 УК РФ, в первую очередь, о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав, а только потом уже о воспрепятствовании работе избирательных комиссий. В сложившейся ситуации, на мой взгляд, речь может идти скорее о воспрепятствовании реализации права быть избранным определенной группы кандидатов», — уверен Вадим Клювгант. Он отмечает, что кандидаты, которые сейчас преследуются следственными органами, вполне могут требовать возбуждения еще одного уголовного дела по той же 141-й статье Уголовного кодекса, но уже в отношении членов избирательных комиссий и тех, кто их преследует. А поскольку это должностные лица, то «помимо статьи 141 УК РФ, можно говорить и о статье 286 УК РФ „Превышение должностных полномочий“», — говорит адвокат.

Напомним, сегодня ночью следователи главного следственного управления СКР по Москве нагрянули с обысками сразу к четырем незарегистрированным кандидатам в депутаты столичного парламента: Дмитрию Гудкову, Ивану Жданову, Александру Соловьеву, Николаю Баландину. По итогам обысков они были вызваны на допрос в СКР. Кроме того, на допрос были вызваны Геннадий Гудков, Юлия Галямина, Любовь Соболь, Елена Русакова, Сергей Цукасов, а также Константин Янкаускас и другие.

Поводом для проведения обысков и вызовов на допрос стало возбуждение уголовного дела по статье 141 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») из-за несогласованного митинга в поддержку независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы, который прошел 14 июля.

Также вчера были арестованы оппозиционный политик Алексей Навальный (30 суток), активист Максим Гальперин (30 суток). Активисты Константин Котов и Александр Арчагов получили 10 суток административного ареста, Олег Степанов был отправлен в СИЗО на 8 суток. Всех их суд признал виновными в том, что они призывали людей принять участие в несогласованной с московскими властями акции, запланированной на 27 июля.