Спецоперации «под крышей» Пентагона

На модерации Отложенный

 

Самолет ВВС США Globemaster III с бортовым номером 77187 приземлился в аэропорту аргентинской столицы Эсейса 10 февраля. В зоне таможенного контроля из бездонной туши «Боинга» начали извлекать тяжёлые ящики, доставленные с базы 7-ой Группы спецназа в Форт-Брэгге, штат Северная Каролина. Рутинный досмотр груза проходил спокойно, в дружественной обстановке. Оружие, боеприпасы, аппаратура ночного видения и многое другое предназначалось для проведения американскими инструкторами учебных занятий с аргентинскими курсантами из Группы спецопераций Федеральной полиции (GEOF).

Сотрудники из военного атташата США заметно расслабились. Всё шло по плану. Вопросов у таможенников не возникло, и можно было надеяться, что излишней дотошности они проявлять не будут. Завизируют документы, поставят печати, получат сувениры и отправятся восвояси. Неожиданно всё пошло насмарку. Кто-то из аргентинцев воскликнул: «Здесь есть незадекларированные ящики!» Когда начали разбираться, оказалось, что около трети груза по накладным не проходит. Военный атташе полковник Марк Алкотт и шеф военной миссии США в Аргентине полковник Эдвин Пассмор попытались урегулировать ситуацию «по-дружески». Не надо создавать проблем на пустом месте! Мы партнёры, надо доверять друг другу!

Однако в том-то и дело, что аналогичный эпизод со значительными «излишками оружейного груза» на борту американского военного самолета уже случился в Эсейсе в августе 2010 года. Тогда в конфликт вмешалась Вильма Мартинес, посол США в Аргентине. Она признала справедливость претензий таможни и распорядилась о немедленном возвращении самолёта с грузом к месту базирования в Северной Каролине. «Мне стыдно за такое поведение (наших военных)», - якобы сказала госпожа Мартинес. Её слова были истолкованы в Аргентине какотражение подспудной борьбы между Госдепартаментом и Пентагоном за право определять политику США в Латинской Америке.

И вот – подозрительный рецидив. На этот раз таможенники на увещевания американских дипломатов не поддались: «А если бы подобная ситуация возникла с аргентинскими грузами на территории США? Удалось бы по-дружески договориться с вашими парнями?» Разумеется, вопрос остался без ответа. Ситуацию ещё более усугубило обнаружение «дипломатической вализы» без сопроводительных документов. Вначале военные дипломаты пытались выдать её за ручную кладь, не заслуживающую внимания. Когда таможенники проявили настойчивость и потребовали открыть металлический контейнер, американцы ответили отказом и «посадили» на него морского пехотинца. Сменявшиеся «часовые» держали оборону почти сутки, потому что Алкотт, Пассмор и другие подтянувшиеся в аэропорт американские дипломаты препятствовали осуществлению служебных полномочий таможенников. Остроту конфликту придало прибытие к месту событий министра иностранных дел Аргентины Эктора Тиммермана. Президент Кристина Фернандес распорядилась «действовать в строгом соответствии с национальными законами» и добиться проверки содержания «вализы». Американцам предоставили время на принятие «единственно возможного» решения.

На следующий день после напряжённых консультаций с Пентагоном и Госдепартаментом посольству США пришлось уступить. Аргентинцы вскрыли контейнер. Внутри обнаружили аппаратуру для конспиративной связи, шифрования и прослушивания эфира, навигационные приборы повышенной надёжности (GPS), компактное компьютерное оборудование, а также широкий ассортимент психотропных и наркотических веществ. По мнению аргентинских экспертов, все эти устройства и материалы предназначались для разведывательно-диверсионной работы. Процедура вскрытия «вализы», её содержимое, а также ящики с контрабандным оружием («собственностью 7-ой Группы спецназа») были показаны по аргентинскому телевидению. Чтобы предотвратить дальнейшее обострение конфликта, «Боингу» ВВС США было разрешено покинуть Аргентину вместе с «легальной частью груза» и инструкторами.

История 7-ой Группы спецназа США написана кровью. Группа была создана через полгода после победы на Кубе Фиделя Кастро. Зоной её ответственности определили Центральную и Южную Америку. В боевую летопись этого подразделения включают подготовку антиповстанческих «эскадронов смерти» в Сальвадоре и Гондурасе, борьбу с наркокартелями в Колумбии, Боливии и Перу. Личный состав Группы привлекался к операции «Правое дело» в Панаме (свержение президента Норьеги), к вторжению на Гренаду (ликвидация социалистического правительства). Регулярные учебно-тренировочные визиты военнослужащих 7-ой Группы в Аргентину и другие страны Латинской Америки можно рассматривать как подготовку к проведению аналогичных операций в «зоне ответственности» в будущем.

Аргентинские политологи не оставили без внимания тот факт, что «иностранным военным спецам», обладающим опытом жестоких репрессивных акций, разрешили обучать курсантов Федеральной полиции «новейшим методам вызволения заложников и борьбы с похищениями». В Аргентине подобного рода «взаимодействие» по линии национального министерства обороны и министерства внутренних дел в настоящее время запрещено законом. В годы военной диктатуры такое «сотрудничество» привело к тяжёлым последствиям: 30 тысяч убитых и без вести пропавших! Американские инструкторы имели к этому непосредственное отношение. Многие аргентинские офицеры прошли стажировку в «Школе Америк», где, пожалуй, основной учебной дисциплиной был «Manual de Interrogatorio” (“Руководство по ведению допросов”).

Из-за скандала в Эсейсе инструкторы из 7-ой Группы так и не смогли передать аргентинским полицейским свой опыт применения модернизированного варианта “Руководства”.

Однако всё еще впереди. В октябре – президентские выборы в Аргентине, посольство США и связанная с ним “пятая колонна” предпринимают всё возможное, чтобы “популистка” Кристина не пришла на второй срок в Casa Rosada.

На события в аэропорту Буэнос-Айреса солидарно с Аргентиной прореагировали практически все страны-члены UNASUR – Южноамериканского союза наций. Президент Боливии Эво Моралес сказал: «Инцидент с самолетом – беззаконная и наглая акция, которая направлена против суверенитета и независимости Аргентины и всей Латинской Америки. Это демонстрация того, как Соединенные Штаты торгуют наркотиками по всему миру. Именно потому они не имеют права и морали говорить о борьбе, которую ведут с этим злом наши народы». По словам Моралеса, «ввоз оружия в Аргентину имеет своей целью дестабилизацию, свержение демократий и законно избранных конституционных правительств в регионе».

Президент Венесуэлы Уго Чавес высказал мнение, что инцидент с «самолётом гринго, на котором, (американцы) нарушая все законы, пытались нелегально ввезти оружие, наркотики, а также аппаратуру для прослушивания телефонов» свидетельствует о том, что Соединённые Штаты намерены «сделать всё возможное, чтобы Кристина не была переизбрана главой государства». Такие попытки предпринимались спецслужбами США ещё в первую президентскую кампанию Кристины Фернандес.

Памятен эпизод с «обнаружением» в ходе пограничного контроля чемодана с 800 тысячами долларов, которые пытался провезти в Аргентину американо-венесуэльский предприниматель Антонини Вильсон якобы для передачи Кристине Фернандес на избирательные цели. Вильсону удалось безнаказанно покинуть Аргентину по запасному паспорту, вывезти в США свои доллары и стать «звездой» международного скандала, направленного на компрометацию Кристины. «Операцией "Мусор"» назвала она судебную инсценировку в США, информационную шумиху, обвинения, звучавшие в её адрес. Фактически все лица, свидетельствовавшие в американском суде, являлись сотрудниками или агентами ФБР. По делу также активно работали резидентуры ЦРУ в Буэнос-Айресе и Каракасе, отыскивая «доказательства» того, что средства на избирательную кампанию Кристины были получены со счетов PDVSA – нефтяной государственной компании Венесуэлы.

После февральского инцидента в Эсейсе некоторые печатные и электронные издания Аргентины отметили: Кристина Фернандес «отомстила» за «Операцию "Мусор"». Она не прощает незаслуженных обид, на которые администрация Обамы не скупится. Часто цитируется из источника WikiLeaks «запрос» Госсекретаря Хиллари Клинтон в посольство США в Буэнос-Айресе о «состоянии психики и душевного здоровья» Кристины. Оскорбительный подтекст этого документа нельзя перечеркнуть дежурными извинениями. Не по этой ли причине Аргентина не включена в запланированное на март турне Обамы по Латинской Америке с остановками в Бразилии, Чили и Сальвадоре?

Через неделю после инцидента в аэропорту журналистский интерес к событию заметно угас. Сбавили накал антиаргентинских выпадов высокопоставленные чиновники Госдепартамента и Пентагона: «Это просто недоразумение». Однако в Интернете дискуссия по поводу таинственного груза на борту Globemaster III с № 77187 не затихает. Бесконтрольное присутствие ВВС США в регионе приобрело угрожающий для безопасности латиноамериканских стран характер. Самолеты Пентагона досконально освоили небеса и аэропорты континента. Они прикрывают свои полёты соглашениями, которые подписывались в разное время и под разными удобными для США предлогами. Практически в любом аэропорту континента есть зарезервированные стоянки для американских военных самолетов. Их грузы и пассажиры редко проверяются с такой дотошностью, как это было сделано в Эсейсе. А как же иначе? Надо доверять партнёру, взвалившему на себя основную тяжесть борьбы с наркокартелями и терроризмом в Западном полушарии.

История тайных операций Пентагона в Латинской Америке далека от завершения. Ящики с «неучтённым оружием» в Эсейсе заставляют вспомнить о некоторых эпизодах холодной войны против «красной экспансии». Для компрометации левого правительства Якобо Арбенса в Гватемале (1951–1954) американцы создавали на территории страны тайники с оружием советского производства, чтобы обвинить непокорного президента в сотрудничестве с «Красной империей».

Сейчас другие времена, и, скорее всего, наиболее подходящая кандидатура для подобных обвинений – президент Венесуэлы Уго Чавес. Его уже «уличали» в том, что он снабжает оружием партизан FARC в Колумбии, «сапатистов» в Мексике, «повстанцев» в Парагвае и Перу. На одном из интернет-порталов мне попалась версия о том, что оружие из самолёта Globemaster III американские спецназовцы собирались внедрить на территорию обитания индейцев-мапуче (арауаканов) в Чили или Аргентине. Мапуче активно добиваются автономии. Существует даже проект создания единого индейского государства Мапу (Mapu) от океана до океана. Проблема очень остро воспринимается и чилийцами, и аргентинцами. Поэтому «обнаружение тайника с оружием Чавеса», а заодно и «ноутбука со сверхсекретными планами лидеров мапуче» произвело бы эффект разорвавшейся бомбы.

Из вализы с самолёта Globemaster III изъяли также брошюру с одним и тем же текстом на пятнадцати языках. Ключевые строки: «Я солдат Соединённых Штатов. Пожалуйста, сообщите в моё посольство, что я был арестован в вашей стране». Не удивлюсь, узнав, что эта фраза переведена и на язык мапуче.