Как КГБ боролось с движением хиппи в Украине

На модерации Отложенный

Рожденные свободными. Как КГБ боролось с движением хиппи в Украине

Фото: Станислав Цалик

В Украине хиппи появились в 1960-е годы. Советская власть боролась с ними на протяжении двух десятилетий. Рассекреченные документы КГБ УССР проливают свет на то, как проходила эта борьба

Кто бы мог подумать, что расцвет хиппи в СССР начнется с публикации в официальной газете "Правда"? А ведь именно там в 1967 году появилась бодрая статья о том, что в Америке набирает обороты молодежное движение, протестующее против войны, развязанной США во Вьетнаме, и вообще против капитализма.

Информацию радостно подхватили другие советские массмедиа.

В 1968-м популярный журнал "Вокруг света" опубликовал восьмистраничный репортаж собственного корреспондента Агентства печати "Новости" в США Генриха Боровика "Хождение в страну "Хиппляндию". Он побывал в Сан-Франциско на улице Хэйт-стрит, переименованной молодыми бунтарями в Лав-стрит. Там увидел юношей и девушек, съехавшихся со всей Америки. Точнее, сбежавших из дому. Одни "лежат поперек тротуара", другие "сидят на асфальте, прислонившись спинами к домам. Тихо переговариваются. Рассматривают прохожих. Целуются". "Чего вы добиваетесь?" — спросил журналист у двух пареньков, попросивших пару монет на кофе. "Быть самими собой и получать удовольствие". "Но если все вот так будут получать удовольствие, у кого вы тогда будете просить монеты?" — не отступал Г. Боровик. "Так ведь денег не будет, — удивился один из ребят. — Все будет общее. Пошел — взял что хочешь".

 

Идеалы юного американца совпадали с официальной советской доктриной о будущем коммунистическом обществе. Кремлевские пропагандисты торжествовали: западная молодежь мечтает о коммунизме!

"Свежий номер "Вокруг света", затертый, уже без обложки, был зачитан более всего в тех местах, где рассказывалось об удивительной стране детей-беглецов", — писал в мемуарах Алик Олисевич, гуру львовских хиппи, который именно из того репортажа впервые узнал о новом молодежном движении.

Шеф украинского КГБ генерал Виталий Федорчук информировал ЦК КПУ в феврале 1971-го: "В некоторых городах Украины, начиная с 1968 года, среди молодежи на базе "фарцовщиков" и "битломанов" стали возникать группы, участники которых именуют себя последователями течения т. н. "хиппи", получившего широкое распространение в некоторых западных странах, особенно в Англии и США". На документе пометка: "Доложено тов. Шелесту П. Е.".

Хиппи уважали только западную музыку и танцевали странный, с точки зрения советских обывателей, танец — рок-н-ролл

Сами украинские хиппи вели отсчет своего движения с 1967 года. Однако в поле зрения спецслужб попали лишь год спустя. В 1968–1970 годах в Киеве, по данным Федорчука, насчитывалось "около 170 "хиппи", входящих в различные группирования". Генерал сообщил, что его ведомство предприняло "ряд мер по локализации и разложению существовавших и предотвращению возникновения новых группирований "хиппи". И оптимистично заверил: "После проведения широких профилактических мероприятий движение "хиппи" перестало быть популярным среди молодежи".

Глава КГБ явно преувеличил эффективность "широких профилактических мероприятий". В 1971-м, когда он писал эту докладную, движение не только не потеряло популярности, но как раз наоборот — расширяло географию и количество сторонников.

От Донецка до Львова

К началу 1971 года сообщества хиппи имелись уже во многих городах Украины — не только в Киеве. Например, в крупном промышленном центре Ворошиловграде (так тогда назывался Луганск). "Участники этого группирования, — описывает председатель КГБ, — во многом подражают "единомышленникам" на Западе, допускают нездоровые суждения, ведут аморальный образ жизни, предпринимают попытки к приобретению наркотиков". Против хиппи и особенно Евгения Мацевича, который демобилизовался из армии и "сгруппировал вокруг себя молодежь", спецслужба провела "профилактические мероприятия с широким участием общественности".

А на лидера хиппи в Кривом Роге Анатолия Ермолаева завели уголовное дело. В группу из шести человек входили "15–16-летние подростки, которые нигде не учились и не работали". Ермолаева, мастера телеателье, обвинили в том, что он заставлял ребят "воровать деньги у родителей для собственных нужд", и привлекли по ст. 208 УК УССР. Потом решили не поднимать шума и посадили его в психушку. А подростков принудительно трудоустроили.

Кировоградская группа хиппи (ныне город Кропивницкий), насчитывавшая 20 человек, именовала себя Союзом свободной молодежи. Факт появления чуть ли не подпольной организации вызвал переполох у местных силовиков: "Для ее разложения" создали оперативную группу из местных гэбистов и милиционеров. Часть хиппи привлекли к административной ответственности (за нарушение общественного порядка и мелкое хулиганство), другую часть вызвали в КГБ и хорошенько "пропесочили", а самыми безобидными занялся райком комсомола. В результате "группирование "хиппи" в г. Кировограде прекратило существование".

Культовым местом львовских хиппи было кафе "Вірменка". Заведение существует и сейчас, но после капитального ремонта интерьер выглядит иначе

В Севастополе — закрытом для иностранцев городе моряков, напрочь лишенном каких бы то ни было западных влияний, — выявили 12 хиппи. Их вожака Дмитрия Футермана "привлекли" как тунеядца (в деле наличествует обязательная деталь: "Вел аморальный образ жизни"), четырех взял в оборот КГБ, в отношении оставшихся семерых бюро горкома комсомола "провело с участием общественности профилактические мероприятия".

Однако самым "хипповым" городом, не считая Киева, оказался Ровно — там КГБ насчитал три десятка хиппи. Были "предприняты меры по предотвращению их сборищ". Местных хиппи начали прорабатывать по месту работы или учебы (это называлось "Оказание положительного влияния на них через общественность"). Очевидно, воспитательные меры воздействовали не на всех, поэтому дополнительно "проводилась работа по разубеждению участников группирования и приобщению их к общественно-полезному труду". Результат: "Группа "хиппи" в г. Ровно распалась".

Движением хиппи охвачены были также Львов, Харьков, Донецк, Одесса, Днепропетровск (советское название Днепра), Сумы, Запорожье, Полтава, Черновцы. География внушительная! Причем Львову принадлежал особый статус — именно там в 1987-м по случаю 20-летия движения в СССР написали манифест советских хиппи. Его авторами стали двое киевлян, двое львовян, харьковчанин, а также представители других городов.

"Отрицал актуальность марксизма-ленинизма"

Вот что декларировали советские хиппи в своем манифесте: "Идеал хиппи — общество, основанное на равенстве, братстве, где нет различий между нациями, где любовь будет основным элементом человеческих отношений… Это может произойти, только благодаря нашей человечности, гуманизму".

А вот как изображали хиппи в КГБ УССР: "В состав этих групп входят, как правило, морально неустойчивые и аполитично настроенные школьники старших классов, студенты вузов и техникумов, молодые рабочие, преимущественно из числа не поступивших в вузы, лица без определенных занятий. Среди них имеются молодые люди с ущербной психикой и физическими недостатками".

Обложка "Вокруг света" (№9, 1968) с репортажем Г. Боровика об американских хиппи. Для многих украинцев путь к хиппи начался с чтения этого репортажа

Согласно тогдашней идеологии, нормальные люди не могут быть недовольными советским образом жизни. А если таковые находятся, то это — алкаши, извращенцы или больные на голову. Поэтому социальный портрет хиппи в изображении комитета госбезопасности выглядел так: "Среди них широко распространены пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, "фарцовка", сексуальные извращения, сводничество и т. п. Собираясь в ресторанах, кафе, городских скверах и других общественных местах, они создают там непристойную обстановку, стремятся обратить на себя внимание публики своим доведенным до неприличия внешним видом и поведением".

Однако больше всего настораживал не внешний вид (длинные волосы, потертые джинсы, яркие банданы, "пацифики" и пр.), а то, что "в среде "хиппи" отмечены факты идеологически вредных, а порой и явно антисоветских высказываний, распространение литературы и анонимных документов клеветнического и аморального содержания".

Например, донецкий хиппи Олег Лебедев рассуждал в кругу друзей о том, что коммунизм — это утопия, а в вопросах идеологии страна катится в пропасть. Жаловался, что в стране нет "возможности свободно выражать свои мысли и эмоции". Но самое страшное заключалось вот в чем: Лебедев "отрицал актуальность учения марксизма-ленинизма" и намеревался организовать демонстрацию "против произвола властей в отношении молодежи".

Другие хиппи, если верить сообщениям КГБ, не ограничивались словами. Например, житель города Жданова (так назывался Мариуполь) Сергей Бобров "вынашивал изменнические намерения и пытался по собственной инициативе собирать шпионские сведения". Два хиппи из Ивано-Франковска — Михаил Калюжный и Александр Михеев — "совершили попытку к измене Родине" (правда, в чем она заключалась, не указано). А лидер движения хиппи в Николаеве Владимир Бондарчук "вынашивал изменнические намерения, пытался проникнуть в посольство США в Москве, позже направил в это же посольство два письма о предоставлении ему политического убежища". Письма, понятно, перехватила почтовая цензура, и до посольства они не дошли. Бондарчук получил три года спецпоселения "за тунеядство".

Но это что! В некоторых городах "длинноволосые" посягнули на фактическую монополию государства на проведение массовых мероприятий. Например, в Ивано-Франковске в апреле 1971-го планировали устроить митинг на центральной площади, а в Кировограде в мае того же года — молодежную демонстрацию "за свободу слова, свободу любви, свободу демонстраций". Ни там, ни там ничего не вышло: "Были приняты меры к предупреждению и пресечению возможных антиобщественных проявлений".

Зато в других городах вышло. 18 октября 1972 года генерал Федорчук доложил в ЦК КПУ: "Имели место случаи выхода отдельных групп "хиппи" на улицы городов с анархистскими и иными антиобщественными лозунгами (гг. Харьков, Запорожье, Черновцы), распространения листовок с призывом организовать сборище всех, поддерживающих движение "хиппи" (г. Симферополь)".

Как сорвать мероприятие

Во второй половине 1970-х хиппи начали регулярно проводить слеты и джем-сейшены, а КГБ — усиленно бороться с ними. Этим занималось 5-е (идеологическое) управление, а точнее, имевшийся в его составе 3-й отдел, ведавший молодежными вопросами.

"Длинноволосых" регулярно высмеивали в прессе. Карикатура на обложке журнала "Крокодил" (№1, 1979)

Так, в Киеве "засекли" заезжего москвича, который в популярном молодежном кафе "Крещатый яр" (нынешняя ул. Прорезная, 4) предлагал посетителям "принять участие в сборище подражателей "хиппи", якобы ведущих борьбу "против зла и насилия" в нашей стране. По его словам, он намерен выехать в Таллин для участия в  т. н. слете "хиппи", выступить там с лозунгами "Долой насилие в нашей стране" и "Да здравствует настоящая свобода". Московского гостя закрыли в киевской "психушке".

Во Львове с 1977 года выступал местный "так называемый самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль "Вуйки". Присутствовавшие на этих концертах отдельные молодые люди допускали хулиганские и иные антиобщественные проявления. УКГБ Львовской области совместно с горкомом комсомола и органами милиции пресекли выступления ансамбля".

В июле 1979-го около полусотни хиппи — из Львова, Днепропетровска, Минска, Риги, Москвы и других городов — планировали съехаться в Крым, чтобы отпраздновать свадьбу своих единомышленников — Ермаша и Саниной. Однако усилиями местных комитетчиков и милиционеров мероприятие было сорвано.

В сентябре того же года хиппи из многих городов СССР устремились во Львов "якобы в связи со смертью одного из лидеров "хиппи" на Западе, американского гитариста Д. Хендрикса". Ожидалось выступление ансамбля "Вуйки" на Лычаковском кладбище. Оно не состоялось — по тем же причинам.

Как сорвать мероприятие? Да очень просто. Например, киевский хиппи В. Черний собрался отпраздновать день рождения в кругу единомышленников, для чего пригласил гостей из Херсона, Львова, Риги, Таллина и других городов. Гэбисты заподозрили: день рождения — лишь прикрытие истинных намерений. Собравшиеся будут обмениваться запрещенной литературой, вести разговоры о восточной философии, популярной в среде хиппи, а также обсуждать "його­терапию и проблемы личности Иисуса Христа". Все это — табу, потому что в СССР философия должна быть марксистско-ленинской, терапия — той, что назначил участковый врач, а религию советская власть и подавно не жаловала. Семь иногородних гостей задержали в Киеве на вокзалах — железнодорожном и автобусном, после чего отправили домой. У восьми гостей-киевлян на улицах проверили документы, изъяли "изготовленные фотоспособом копии четырех книг, а также принадлежащие Чернию записи идейно ущербного содержания".

В докладной записке от 11 октября 1979 года В. Федорчук предложил руководству УССР следующие способы борьбы с хиппи: органы милиции совместно с райисполкомами должны трудоустроить неработающих хиппи, а тех, кто будет уклоняться, трудоустроить принудительно. Военкоматам срочно призвать в армию тех хиппи, кто еще не служил. А также следует "увеличить количество радио- и телепередач, публикаций в прессе по разоблачению идеологических диверсий, направленных на советскую молодежь, развенчанию буржуазного образа жизни".

Большинство рекомендаций председателя КГБ реализовали. Преследования хиппи прекратились лишь в "перестроечном" 1989-м, незадолго до распада СССР.