«Наркомовские 100 грамм»: кому что наливали
На модерации
Отложенный
«Наркомовскими 100 граммами» неофициально называли дневную порцию крепкого алкоголя, которую выдавали каждому красноармейцу во время ВОВ. Эта традиция имела глубокие корни и была утверждена в официальных армейских приказах. Традиция выдавать солдатам спиртное существовала еще в царской армии. До 1908 года солдаты Белой Гвардии получали по 3 небольшие чарки водки в неделю. В пересчете на граммы эта порция равнялась 160 г. Норма в год обычно не превышала 15 чарок.
Также в русской армии существовала традиция, согласно которой офицеры могли из своего кармана «угостить» подчиненных им солдат по случаю удачно проведенной военной операции или какой-то особой даты. Белогвардейские офицеры в массе своей были богатыми аристократами. Для них такая щедрость являлась обычной и вполне доступной. С началом Первой мировой императорским указом был введен «сухой» закон. С этого момента все белогвардейцы должны были идти в бой трезвыми.
Единственное послабление получили моряки. Им все так же продолжали выдавать вино — так называемую «винную порцию». Во Вторую мировую старая традиция была возрождена. Предложение выдавать бойцам по 100 г водки внес Климент Ворошилов. Сталин такое начинание поддержал, и в начале 1940-го (во время Финской войны) на армию было выделено свыше 10 тонн водки. Пехотинцам стали выдавать по 100 грамм, танкистам — по 200.
В зависимости от рода войск определялись и напитки.
Солдатам и офицерам пехоты, артиллерии и других «наземных» войск согласно постановлению № 562сс от 22.08.1941 полагалось по 100 г водки в день. Танкисты пили хоть и больше, но всё ту же водку. Больше повезло летчикам. Воздушный флот считался элитой войск. Тому, кто сидел за штурвалом истребителя или бомбардировщика, наливали по 100 г коньяка. Несмотря на то что перед боем многие выпивали свои «наркомовские 100 г», нервное напряжение было так велико, что эффект от алкоголя пропадал буквально через 15 минут. К тому же со временем опытные красноармейцы перестали «употреблять», поскольку спирт мешал трезво оценивать свои силы и зачастую приводил к ненужным потерям. Интересно, что особые алкогольные напитки полагались не только летчикам.
Обожавший свою малую родину Сталин предоставил льготные условия и землякам. Бойцам Закавказского фронта «наркомовские 100 г» выдавали портвейном или сухим вином. Норма также была увеличена: вина наливали по 300 г на человека, портвейна — по 200 г. Конечно, такая норма выдачи определялась не только особо теплым отношением главы государства к народам Закавказья. Сыграло роль и то, что этот регион всегда был известен производством вина и имел достаточные его запасы. Расходовать на армейские нужды то, что есть под рукой, в военное время гораздо целесообразнее, чем доставлять под бомбежками спирт из других областей Советского Союза.
Комментарии
и правила выдачи были сложнее, и винный паек на флоте не равносилен наркомовскому стакану.