Когда нет стабильных цен
На модерации
Отложенный
Сегодня средняя по области цена гречки местного производства в рознице – 140-160 тенге за килограмм, хотя в городских маркетах по такой цене крупу не купить, даже местную. Зато на ярмарках она продается 115-120 тенге. А еще 4-5 лет назад та же гречка стоила на прилавках больше 350 тенге за кило, передает собкор «КазахЗерно.kz».
Много это или мало – вопрос философский, а поднимать время от времени вопрос стоимости гречневой крупы приходится, прежде всего, потому, что именно эта крупа серьезно колеблется в цене постоянно. Чуть похуже урожай – и цена взлетает вверх неимоверно, урожай побогаче – и гречка на прилавках стремительно дешевеет. Кроме того, гречка в последнее время стала своеобразной лакмусовой бумажкой, четко отражающей ситуацию на продовольственном рынке.
Именно поэтому, как говорил мне директор ТОО «Победа» Александр Владимирович Поляков, заниматься гречкой рискованно. Мало того, что это сама по себе культура очень капризная и требующая к себе постоянного технологического внимания, так еще и цены на нее чаще всего непредсказуемы. А государственной политики в ценообразовании сейчас не проглядывается. Вот и сейчас, уже третий год подряд закупочная цена гречихи опять низкая – просто в последние годы был неплохой урожай.
Мы производим немало гречихи на полях области – в прошлом году ее выращивали на 60 тысячах гектаров. Самые крупные производители – хозяйства Успенского района, земледельцы района Теренколь, понемногу сеют железинцы и 11 тысяч гектаров выращивают в Щербактинском районе, большей частью в – ТОО «Победа». В прошлом году после рефакции и очистки область произвела примерно 17 тысяч тонн гречихи, подлежащей переработке. А сами в год можем, исходя из существующей практики, потребить две – от силы две с половиной тысячи тонн гречневой крупы. Все остальное, ясное дело, идёт на продажу за пределы области. И подороже крупу уже не продать.
Хотя можно подойти к вопросу и с другой стороны. Переработчики готовы ежегодно принять 125,7 тысячи тонн проса и гречихи, но мощности перерабатывающих предприятий загружены от силы на треть. Нет сырья. Даже тут крупяные культуры и, прежде всего, гречиха, становятся культурами риска. Берутся за выращивание гречихи только хозяйства, способные обеспечить все технологические требования ее производства. Таких хозяйств по области раз-два и обчелся.
И вообще появление гречихи на наших землях имеет довольно драматичную историю. Казахстан при СССР занимал третье место в Союзе по площадям гречихи – после России и Украины. При этом самой «гречишной» была именно Павлодарская область – до 77 тысяч гектаров сеяли в лучшие годы, 12 процентов всего союзного гречишного клина.
Кстати, гречихой в области стали заниматься, чтобы улучшить экономику села, закупочные цены на нее были стабильными и высокими, значительно выше, чем на пшеницу. Постепенно учились выращивать гречиху, только с годами появлялись опыт, применимые в наших условиях технологии, определились тогда в области и лидеры гречишного производства. Например, совхоз «Бобровка» Качирского района, совхоз «Мирный» Железинского района, колхоз «Победа» Щербактинского района.
Сейчас многое изменилось, но сохранены отработанные еще тогда технологии. При этом отрицательную роль играет именно непонятная ценовая ситуация на гречишном рынке. Мы пытаемся придумывать какие-то новые стимулы для увеличения производства гречихи, хотя, что может быть лучше высоких и стабильных закупочных цен? До последнего времени за гречиху платили неплохие субсидии, гораздо больше, чем за ту же пшеницу.
Но теперь Правительство заявило об уходе от «гектарных» субсидий. Это, конечно, благо, потому что «гектарными» субсидиями стали злоупотреблять. Но, сделав шаг в другую сторону, нужно решить вопрос стимулирования выращивания гречихи каким-то другим способом.
Возделывание гречихи в любом случае должно поощряться, и если уж решили не платить за гектары, то можно субсидировать по факту, например, в момент продажи переработчикам. Так, как это сегодня делают в США, и ВТО в этом случае к ним претензий не имеет. И нам должно быть понятно — без дополнительного стимулирования проблему расширения гречишного клина, наверное, не решить. Хотя в Павлодарской области он и подрос в последние годы
Но пойдут ли на расширение посевов в будущем новые игроки? Ведь, повторю, гречиха культура очень капризная, здесь все надо делать вовремя, много тонкостей и технологических сложностей. Без хорошего шлейфа техники, без опытных механизаторов и без пчел для опыления, наконец, за гречиху лучше и не браться. А если так, если ничего не делать и пассивно наблюдать за постоянными ценовыми колебаниями, можно вообще потерять эту культуру в нашей области. Но думается, действовать надо как раз в другом направлении – возрождать былую славу Павлодарской области, как области «гречишной».
Да, мы теперь испытываем некоторое конкурентное давление со стороны соседней России, ведь приграничный Алтайский край – по сути, основная житница по гречихе в России. И российская гречка свободно лежит на прилавках в наших магазинах. Но она значительно дороже местной, хотя упакована в мелкую фасовку очень красиво и удобно. У нас граждане предпочитают брать местную гречку, да еще и в социальном магазине, чтобы подешевле.
Но конкуренция с Россией дает и другой эффект – в области самые крупные переработчики гречихи – это ТОО «Колос» в Павлодаре, ТОО «Зерноград» в Павлодарском районе и ТОО «Егер» в Железинском районе. Все они испытывают недостаток сырья, это при том, что, повторю, хозяйства области производят гречихи немало. Переработчики подтверждают – отправлять гречку на продажу в Россию бывает предпочтительней, чем пытаться сбыть её на месте. Особенно, если в очередной раз вдруг на неё подскакивает цена в той же России. Понятно, что соответственно отреагируют как оптовые, так и розничные реализационные цены.
В принципе, павлодарский рынок хорошо насыщен гречкой – как местной, так и российской, значит, нашим переработчикам придется искать сбыт за пределами области. И эта практика существует далеко не первый год. В свое время экспортировали гречиху и в Кыргызстан и даже в Туркмению. Переработчики, естественно, предпочитают вагонные поставки, поэтому ищут покупателей посолиднее.
Но при этом, на мой взгляд, наши переработчики, за исключением «Зернограда», никак не решат застарелую проблему. Она заключается в том, что два крупных переработчика продают крупу мешками, в лучшем случае по 25 килограммов, а бывает, что и в 50-килограммовых мешках. А современный рынок требует мелкой фасовки, например, по 700 граммов, по килограмму, по полтора килограмма и так далее. Это давно поняли россияне, успешно конкурирующие с местной крупой, несмотря на ее очевидную дешевизну по сравнению с российским товаром. Владельцам магазинов тоже не хочется лишний раз заморачиваться, расфасовывая местную гречку вручную. То есть, переработчики сами себе выращивают конкурентов на ровном месте, ведь ситуация теперь совсем не та, что была. Действует единый евразийский рынок. А современный товар – это хорошо и красиво упакованный товар. Пусть и дорогой.
Комментарии