Однако минувшие пять лет новейшей российской истории Крыма показали, что вопросы, которые актуально и активно звучали при украинской аннексии, были не только не востребованы новой (старой) крымской властью, но и практически забыты как оставшимися официальными русскими организациями, так и представителями маргинальных русских национальных групп.
В годы украинской аннексии основным пропагандистом защиты национальных прав русских людей выступал «Конгресс русских общин Крыма» — общественная организация и созданное по ее инициативе движение «Русский Фронт Сергея Шувайникова».
Мы проводили многочисленные митинги, пикеты, «Русские Марши», принимали резолюции, заявления, обращения, постоянно выступали в средствах массовой информации, где кроме основных требований — восстановление исторической справедливость и признание в соответствии с международными нормами и народным волеизъявлением российского статуса города Севастополя и Республики Крыма (временно аннексированных украинским государством) и утверждение русского языка (родного национального и языка межнационального общения) вторым государственным, озвучивали также ряд требований национального порядка:
— признание русского народа самостоятельной нацией (этнической группой) с официальным государственным правовым статусом;
— предоставление права добровольной записи гражданином своей национальности в свидетельство о рождении и документы, удостоверяющие личность;
— усиление русской правозащитной работы и активное воспитание русского национального самосознания вместе с чувством гордости за принадлежность к русскому народу и русской нации;
— прекращение в законодательном порядке всех проявлений русофобии (неприязни к русским и России), вплоть до уголовной ответственности;
— организация и учреждение представительного органа русского самоуправления — национального съезда — Русского учредительного собрания Крыма и его исполнительного органа — Русской Думы Крыма.
Если два основных требования после 2014 года были удовлетворены: Крым вернулся в Россию, и русский язык стал официальным государственным языком, то вот остальные требования русских организаций Крыма были забыты.
Почему?
Скорее всего потому, что они не вписывались в общероссийскую политическую концепцию развития межнациональных отношений, а если учесть, что в Москве существует мощное политическое лобби создания новой «российской нации» (этакого подобия «советского народа»), то русские национальные требования крымских русских могли, по мнению московских теоретиков, отрицательно повлиять на межнациональную стабильность в российском Крыму.
Вернувшись в Россию, крымские русские прекрасно понимали, что Россия — большое многонациональное государство, где крайне необходимо стабильное межнациональное согласие и уважительное отношение всех народов, наций и этнических групп друг к другу. Но при всем этом у нас не мог не возникнуть вопрос, который постоянно волновал еще в годы украинской аннексии: почему русский народ России, который составляет 82% населения, не имеет правового статуса государствообразующего народа?
Для всех противников русской национальной идеи и людей, знающих вопрос поверхностно, необходимо напомнить, что русские национально-патриотические организации Крыма, которыми мне довелось руководить, русским народом называли не только «русских по крови» (в первую очередь это разделённые ныне три части прежде единого: великороссы, малороссы-украинцы и белорусы), но и «русских по духу и менталитету» — представителей иных народов и этнических групп, которые говорят и мыслят по-русски, осознают и считают себя русскими.
Русский народ и русская нация исторически формировались вместе с созданием Российской государственности. Российское государство во все периоды своего существования, расширения и присоединения новых территорий не уничтожило и не поработило, не крестило и не ассимилировало ни один из народов, которые сохранились, выжили и получили возможность сформировать свои национальные элиты и государственно-территориальные образования. Такая правовая ситуация и государственная практика существует и в нынешней России.
Однако русский народ и русская нация, создавшие Россию как свою национальную (народную) государственность, не только не признаны «государствообразующими», но и лишены всякого правового статуса в российском законодательстве. Русские люди не могут считаться даже «титульной нацией» России, хотя слово «Россия» дословно как раз и означает «Русская земля». Даже права на свою «национально-культурную автономию» русский народ, в отличие от всех прочих этносов и диаспор, не имеет — на нелепом основании, что «меньшинством» в России он не является.
Это хорошо отслеживается в Республике Крым, где создано и зарегистрировано большое количество «национально-культурных автономий» различных народов и этносов, но в таком праве отказано русским людям. Это еще раз возвращает нас к требованию, озвученному еще в годы украинской аннексии, — проблеме создания русского представительного национального органа на территории Крыма.
Поэтому можно уверенно говорить, что, обладая равными с другими россиянами гражданскими правами по отдельности, русское большинство как народ и нация являются дискриминированными по этническому принципу сравнительно с рядом других народов России.
01
Демонстративный отказ федеральной власти обсуждать «проблему статуса русского народа» в перспективе могут реально попытаться использовать внешние и внутренние враги России для того, чтобы развалить государство руками самих русских. Допустить этого русские национально-патриотические организации Крыма и России не имеют права.
Президент России Владимир Владимирович Путин в программной статье к выборам 2012 года «Россия: национальный вопрос» предложил адекватные подходы к национальной политике, заявив, что Россия есть «государство-цивилизация», системообразующими началами которой являются русский народ и русская культура; и по этой причине русский народ является государствообразующим «по факту существования России».
Вполне ожидаемым и логичным шагом после выборов должно было бы стать правовое юридическое закрепление этого государствообразующего статуса. Однако прошедшие семь лет ни одна ветвь власти ничего не сделала в этом направлении — даже напротив, любые попытки обсуждения «русской темы» жёстко блокировались властью и официальными общественными институтами Российской Федерации.
В итоге вместо разумной государственной национальной политики мы имеем «Стратегию по национальной политике», в которой реальный факт наличия в России «русского вопроса» игнорируется, что сводит её практическую ценность к нулю. Ежегодное «освоение» заинтересованными структурами немалых бюджетных средств на абсурдные мероприятия «по воспитанию толерантности» еще больше загоняют русский национальный вопрос в политический тупик.
Губительным ударом для России и русского народа может стать разработанный бывшими ельцинскими министрами по национальным вопросам закон «Об основах государственной национальной политики», в котором «российской нацией» хотят объявить не «союз народов России, исторически сложившийся вокруг государствообразующего русского народа», как это было всегда, а так называемую «политическую нацию», состоящую из граждан без национальности с одинаковыми паспортами — подобие «нации иммигрантов» США.
Как это будет воспринято русским большинством и рядом других российских народов, какой подъём радикализма и сепаратизма это может вызвать — легко предположить.
Среди русских людей да и среди «малых народов» России растёт понимание того, что без русского фундамента общероссийский дом может рухнуть, накрыв обломками нас всех. Роль русского фундамента для русского населения Крыма особенно характерно проявилась в годы украинской аннексии, когда в начале 90-х годов прошлого века была воссоздана крымская автономия, и в 2014-м году, когда именно благодаря крымским русским людям мирно и легитимно прошли все события по возвращению Крыма в Россию. Даже в самой критической ситуации в Крыму крымские русские всегда остаются надежным российским фундаментом, не отрывая себя от России и всего русского народа.
Русские Крыма и России не требуют себе ни каких-либо преференций по этническому принципу, ни территориального обособления в «русскую республику», не посягают на имеющиеся у ряда российских народов национально-территориальные образования. Они хотят для себя равных со всеми прав, а именно — признать юридически свою государствообразующую роль на всей территории России, созданной их предками, в которой они к тому же составляют большинство во всех федеральных округах.
Это отвечает интересам всех российских народов, ибо только Российская государственность, исторически сложившаяся как союз народов вокруг государствообразующей русской основы, способна сохранить в истории каждый народ России, защитить наши традиционные ценности, культуру и цивилизацию. Существование же и развитие этой государственности возможно не иначе, как при возрождении её государствообразующего народа, который всегда строил наше государство для всех народов России, отличался веротерпимостью и отсутствием агрессивного шовинизма. Поэтому жизненный интерес каждого народа России и всех её элит, общероссийских и региональных, — в русском национальном возрождении.
Возвращаясь к теме защиты прав русских в Крыму, считаю необходимым подчеркнуть, что аспекты «русского вопроса» в крымском парламенте и правительстве практически не поднимались и не обсуждались. Не снимаю вины и с себя, как руководителя одной из старейших русских организаций и ветерана русского национального движения.
В 2014 году я пытался публично привлечь внимание к проведению мероприятий по русской культуре, но дальше заверений министра культуры, что вопросу будет уделяться внимание, дело не сдвинулось. Поэтому и не видно ежегодных крымских фестивалей русской культуры, прозябают в поселках и селах самодеятельные ансамбли русской песни и танца, не слышны голоса талантливых исполнителей, поскольку практически им государственная власть не помогает.
Некогда фестиваль «Великое русское слово» превратился в политический форум высокого уровня, на котором не слышно русских писателей и поэтов, не слышно русских исполнителей, и только известные приезжие хоры и ансамбли напоминают нам о существовании русской культуры.
Но самое страшное я вижу в другом: в Крыму на всех уровнях прекратилась работа по воспитанию русского национального самосознания и национальной самоидентификации среди молодежи и основных групп населения. Можно восстановить памятник Екатерине II, поставить памятники Александру III, Николаю II, цесаревичу Алексею — но как привить молодому русскому человеку национальное самосознание?
Почему в русских семьях дети не могут ответить на вопрос: кто ты по национальности? Они просто теряются и молчат. В лучшем случае скажут, что «я — россиянин» или «я — крымчанин». Наши русские дети и молодежь растут манкуртами — людьми, не имеющими и не знающими своих этнических корней и не способными гордо назвать свою национальность. И это прискорбно.
Зато у представителей других этнических групп и народов каждый молодой человек твердо скажет: «я армянин», «я грек», «я еврей», «я татарин», и он с детства гордится принадлежностью к своему народу. Отсутствие русской национально-культурной работы в детских садах, в школах, в вузах, в средствах массовой информации, в самом обществе — это большая недоработка как всей крымской власти, так и русской общественности.
Если при украинской аннексии этим занимались организации русских и российских соотечественников, то сегодня этим вопросом в российском Крыму заниматься некому. При этом прошу не путать вопрос русского национального воспитания с проведением российской военно-патриотической работы, которая более-менее в республике ведется. Думаю, что те русские жители Крыма, кто читает эту мою статью, не хотели бы, чтобы их дети и внуки стали манкуртами, которые, повзрослев, забудут свое национальное имя и родовые этнические корни.
Тут же будет уместно вспомнить высказывание российского Президента Владимира Владимировича Путина: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Мне очень хочется верить, что в ближайшие пять лет отношение к правам крымских русских в Республике Крым и Севастополе изменится в иную сторону. Но для этого необходима системная работа всех русских национально-патриотических организаций, поддерживающих их русских активистов и всей русской общественности Крыма. Надеюсь, что ситуация по правовому статусу русского народа изменится и в самой России, в центре и регионах появятся здоровые русские общественно-политические силы, которые смогут позитивно влиять на общество и на власть.
В завершении хотел бы привести слова Главы Республики Крым Сергея Аксенова, прозвучавшие в ходе V Международного гуманитарного Ливадийского форума: «Как сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, русский народ — самый большой разъединенный народ в мире... Тем не менее, отношение к русским напрямую зависит от нашей позиции. Если мы будем сторонними наблюдателями, то ни о какой перспективе развития не стоит даже заикаться. Искренне верю, что русская идея и русский дух всегда победят. Самый говорящий пример этих слов — возвращение Крыма на историческую Родину благодаря поддержке Президента Российской Федерации и активной позиции крымчан. Именно так необходимо защищать интересы своего духовного и культурного пространства».
Хотелось, чтобы эти слова бывшего лидера партии «Русское Единство» получили и практические шаги по реализации прав крымских русских, как народа и как нации. Только тогда русские люди будут чувствовать себя комфортно и стабильно в многонациональном крымском доме, ощущать себя единым народом, понимать, что их права гарантированы и защищены властью и законом.
На фото вверху — автор, Сергей ШУВАЙНИКОВ,
председатель РОО «Конгресс русских общин Крыма»,
депутат Госсовета Республики Крым
Комментарии