Отречение Галилея

На модерации Отложенный

Отречение Галилея

Отречение Галилея

70-летний старик опустился на колени. «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентиец… — слова гулким эхом отдавались под сводами базилики Святой Марии, — с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю ересь, несогласную со святой церковью…» Члены суда одобрительно переглядывались: пожалуй, святая церковь может простить этого грешника. Отзвучали последние слова. Старик с трудом поднялся с колен и вдруг вскинул голову: «А всё-таки она вертится!»...

Знаменитый Галилей и учение Коперника

В начале XVII века Галилей был не просто известен — он был знаменит. Профессор Пизанского и Падуанского университетов, математик, механик. Студенты толпами рвались на его лекции. В 1609 году он сконструировал первый телескоп и направил его в небо. Галилей открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера. В его честь слагались оды, его сравнивали с Колумбом. И Галилей-астроном не скрывал, что является сторонником учения Коперника.
До XVII века церковь смотрела на учение польского каноника сквозь пальцы как на эксцентричную выходку. Да, книга. Коперника «О вращении небесных сфер» несколько противоречила Священному Писанию, но, во-первых, осторожный издатель снабдил её обращением к читателю, в котором объявил новую модель мира всего лишь «полезным математическим инструментом, придуманным для сокращения расчётов», а во-вторых, написана она была на непонятной широким массам латыни, для узкого круга образованных людей. Высшие иерархи церкви порой почитывали подобные сочинения для развлечения и гимнастики ума.
А для простого народа оставалась Библия, в которой истинный христианин мог найти ответы на все интересующие его вопросы, в том числе и об устройстве мира: «Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки» (Псал103:5), «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл 1:5). Что здесь непонятно? Земля неподвижна, Солнце движется. А для тех, кто с этим не согласен, есть святая инквизиция.

Первое дело на Галилея

20 марта 1615 года священнослужитель доминиканского ордена брат Фома постучал в двери римской инквизиции: «Галилей утверждает, будто Солнце неподвижно, а Земля вращается вокруг него, что противоречит Священному Писанию. Он имеет многих последователей-галилеистов, которые разделяют и превозносят его учение».
В инквизиции сразу же осознали всю важность доноса: Галилей посмел нести идеи Коперника в массы! Представляет учение церкви как ложное! Не какой-то безвестный монах или бродячий философ, а сам Галилей подвергает сомнению авторитет церкви.

<ins class="adsbygoogle adsbygoogle-noablate" data-ad-format="auto" data-ad-client="ca-pub-2065312919332335" data-adsbygoogle-status="done"><ins id="aswift_4_expand"><ins id="aswift_4_anchor"></ins></ins></ins>


Учёный был вызван в Рим. Вести дело поручили кардиналу Беллармино, известному борцу с еретиками. В своём рвении он не уступал основателю испанской инквизиции Томасу Торквемаде. Именно Беллармино был главным обвинителем на процессе Джордано Бруно и отправил того на костёр. Над головой Галилея собирались тучи.
Но гроза прошла мимо. Всё ограничилось краткой беседой с кардиналом. Если Галилею нравится учение Коперника — да ради бога! Он может даже использовать его для своих астрономических расчётов, если ему так удобнее. Но что касается физического устройства мира — пусть читает Библию, там всё написано. И на будущее церковь настоятельно рекомендует учёному воздержаться от распространения гелиоцентрической системы.
Беллармино правильно рассудил, что процесс над известным учёным только привлечёт внимание к прославляемому им учению, и решил ограничиться предупреждением. Но из случившегося был сделан правильный вывод, и в феврале 1616 года учение Коперника официально признали ересью, а его труд включили в «Индекс запрещённых книг».
Галилей много лет честно молчал. Однако знания тяготили его. Он, глубоко верующий человек, не понимал позиции церкви. Какое там умаление славы Божьей? Сложность нашего мира лишь подтверждает величие Создателя, его мощь, его силу!… Но кто посмеет спорить со святой инквизицией?

«Диалог»

В 1623 году в Риме умер папа Григорий XV. Его преемник Урбан VIII вовсе не был невеждой. Он окончил университет в Пизе, был юристом с опытом дипломатической работы, покровительствовал искусствам и наукам. Они с Галилеем даже были некогда знакомы, почти дружили! Новый папа был для своего времени образованнейшим человеком.

Однако же запрета на ересь Коперника это не отменяло…
Несколько лет Галилей внутренне боролся. Наконец стремление дать миру новые знания пересилило страх. Человечество не должно быть слепым! И в 1630 году он издал «Диалог о двух главнейших системах мира».

<ins class="adsbygoogle adsbygoogle-noablate" data-ad-format="auto" data-ad-client="ca-pub-2065312919332335" data-adsbygoogle-status="done"><ins id="aswift_5_expand"><ins id="aswift_5_anchor"></ins></ins></ins>


Книга написана в форме спора сторонников системы Птолемея, поставившего в центр мира Землю, и сторонников системы Коперника, поставившего в центр мира Солнце. Галилей прекрасно понимал, что «Диалог» необходимую церковную цензуру не пройдёт, поэтому в предисловии написал, что цель сего труда — развенчать учение Коперника. Уловка удалась, папский цензор одобрил рукопись (эта ошибка будет стоит ему должности), и в 1632 году «Диалог» увидел свет.

Ватикан, папская резиденция

— Что случилось, Антонио? — Урбан VIII с тревогой смотрел на секретаря вселенской инквизиции, попросившего о внеочередной аудиенции.
— Ваше святейшество, Галилео Галилей написал труд, якобы направленный против коперниканства, но на самом деле защищающий ересь.
— Галилей — верный сын католической церкви. Не ошибаетесь ли вы?
— Увы, ваше святейшество. Вы сами можете убедиться в этом, — и инквизитор положил перед папой увесистый том.
Урбан VIII раскрыл книгу.
— Но она на итальянском языке!
— Совершенно верно, и поэтому вдвойне опасна.
Папа закрыл фолиант.
— Если вы правы, эта книга для церкви страшнее писаний Кальвина и Лютера! Можете идти, я сообщу вам своё решение.
30 сентября 1632 года посланник папской инквизиции передал Галилею повеление немедленно прибыть в Рим. Если Галилей по каким-либо причинам откажется ехать, он будет доставлен в кандалах.

Галилей против трибунала

Галилей надеялся на научный спор: на аргументы церковников он, будьте уверены, найдёт чем ответить, он докажет, что система Коперника нисколько не противоречит католической вере! Однако на первом же допросе надежды рассеялись как дым: о научном споре и речи не шло. В центре мироздания находится Земля — так уже много веков учит церковь. Святая церковь не может ошибаться. Значит, ошибается Галилей.
Галилей отнюдь не собирался идти на костёр. Но и стать отступником в глазах своих последователей и учеников он тоже не хотел. Учёный выбрал третий путь: он заявил, что истинная цель книги — критика учения Коперника, но он немного перестарался, увлёкся изложением… Он надеялся, как и в прошлый раз, проскочить между Сциллой и Харибдой. Но суд был неумолим: или признание своих взглядов ересью, покаяние и отречение от них, или костёр.

Под надзором

21 июня 1633 года Галилей на коленях зачитал текст отречения, написанный для него судом, признал свои взгляды на устройство мира не соответствующими истине и подписал необходимый документ. За это он объявлялся не еретиком, а только заподозренным в ереси, а это означало, что вместо костра его ждала «всего лишь» тюрьма до последних дней жизни. «Диалог» вносился в «Индекс запрещённых книг» и подлежал уничтожению.
Копия приговора и текст отречения личным распоряжением папы были разосланы во все университеты Европы: пусть все знают, что происходит с теми, кто посмеет идти против церкви!
Стараниями тосканского герцога тюрьму Галилею заменили домашним арестом в посёлке Арчетри, недалеко от Флоренции, под надзором инквизиции. Поездки в город были запрещены, встречи с гостями допускались только с разрешения представителей инквизиции и в их присутствии, каждое написанное слово просматривалось цензорами. Та же тюрьма, только в пределах дома и его двора. Так Галилей прожил почти 10 лет.
Он умер 8 января 1642 года. Церковь не предоставила учёному свободы и после смерти: его не позволили похоронить в семейном склепе. Галилей был погребён на общем кладбище. Поставить памятник на могиле великого учёного Урбан VIII тоже запретил.

Запах дыма

Выступление обвинителя на суде инквизиции было жёстким. Он напомнил что однажды церковь уже указа Галилею на его заблуждения, однако подсудимый не внял её увещеваниям а продолжил распространять учение официально объявленное ересью. Он не заблуждающийся, а закоренелый еретик! В суде потянуло дымке костра…

Источник: "Все загадки мира" №14, 2019 г.

 

 

<hr/>

Опубликовано 13 июля 2019 | Прочтений 355