«О художнике, который 60 лет любил одну женщину и один город»

На модерации Отложенный

 

Не часто судьба жалует художников благами одновременно во всех сферах жизни. Редко кому удается пройти жизненный и творческий путь ровной дорогой, без ухабов и крутых поворотов. Константин Федорович Юон - один из таких баловней судьбы. Удачлив он был и в творчестве, счастливчиком был и в браке… А что еще нужно творческому человеку? Сегодня в обзоре - удивительная история трепетной любви художника.

Константин Фёдорович Юон (1875—1958) — русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства, имеющий звания академика АХ СССР, народного художника, лауреата Сталинской премии. А если в двух словах охарактеризовать его художественное творчество, то Константин Юон был великолепным мастером городских пейзажей и театральных декораций. Он писал портреты, изображал русскую природу и памятники древнего зодчества, писал старинные провинциальные русские города и небольшие деревушки. Ну, а львиную долю своего наследия он, конечно же, посвятил Москве, в которой родился, прожил всю жизнь и любил безмерно.

Свое творчество начинал Юон с золотых сияющих куполов русских храмов, место которых после революционных событий заняли крупномасштабные полотна с изображением парадов на Красной площади.

Отец художника, швейцарец по происхождению, был работником страховой компании, а позже её директором; мать — немка, была музыкантом-любителем. В многодетной семье Юонов родилось 11 отпрысков, которые сызмальства впитывали атмосферу любви к искусству. В особенности большое семейство любило музыку и театр. Поэтому частенько устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы. Декорации к спектаклям, как вы уже догадались, рисовал Костя. Он всерьез увлекся живописью с восьми лет, и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи.

К слову сказать, один из братьев Константина в будущем станет известным композитором, профессором Берлинской консерватории. Сам же Костя поступит в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями станут известные художники К. А. Савицкий и А. Е. Архипов. Позже он пойдет учеником Валентина Серова, в мастерской которого познает все таинства живописного искусства.

И нужно сказать, что карьера юного живописца началась довольно успешно.Еще, будучи учащимся художественного училища, начинающий мастер выставлялся на студенческих выставках, и его работы уже тогда имели немалый спрос у любителей живописи. Его картины хорошо раскупались, и Константин еще в юные годы мог позволить себе заграничные поездки.

А в 25-летнем возрасте Юон открыл частную студию, где до 1917 года, параллельно с личным творчеством, будет обучать молодых художников мастерству живописи, а спустя годы станет преподавателем в Суриковском институте. А в те дореволюционные годы среди его учеников были график Владимир Фаворский и скульптор Вера Мухина, братья Веснины и многие другие начинающие таланты России. Как оказалось, Константин Федорович был прирожденным преподавателем. Также мастер занимался оформлением спектаклей, как помним, любил он это дело с детства.

Любовь длиною в 60 лет

Однако самую большую отраду и вдохновение художник получал в своей семье.

Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. В большей части от того, что у него был на редкость удачный брак. Хотя этой любви в свое время пришлось пройти через немалые испытания.

Жена художника Клавдия Алексеевна, в девичестве Никитина, была обычной крестьянской девушкой из деревни Лигачёво, куда 25-летний Константин ездил на этюды. Работая однажды у реки на пленэре, юноша увидел, как на гору с коромыслом поднимается девушка с роскошной длинной косой. Он сразу же понял - это судьба. Взяв в жены по большой любви простую девушку в 1900 году, ни разу об этом не пожалел.

Но его семья не приняла деревенскую невестку, и Константин несколько лет пытался примирить родственников со своим выбором. Отец считал этот брак унизительным, он даже подумать не мог, что сын посмеет ослушаться его. Пойдя против воли родителя - известного московского интеллигента, сын выбрал любовь. И тот, оскорбленный и обиженный, на протяжении нескольких лет избегал встреч и общения с непокорным наследником.

А со временем все стало на свои места - красота, душевная щедрость и доброта Клавдии Алексеевны затмили все сословные предрассудки и сделали её любимой невесткой семейства Юонов. Да и 60-летний брак Константина Федоровича с любимой женой Клавдией Алексеевной можно было бы назвать абсолютно счастливым, если бы не трагическая смерть 17-летнего сына Бориса. Хотя, с другой стороны, общее горе еще больше сблизило супругов.


Удивительна и трогательна история об отношениях этой пары, ставшая легендой, которую поведал друг Константина Юона. Как-то вернувшись вместе с художником на его квартиру, в подъезде обнаружили, что лифт не работает. Друзьям ничего не оставалось, как подняться по лестничным ступеням пешком. На тот момент Константин Федорович был уже стар и очень болел.

Когда последняя ступень была преодолена, художник остановился, чтобы отдышаться.
– Клавдия Алексеевна будет очень переживать из-за этого... – объяснил он товарищу.
И тут неожиданно увидев на лестничной площадке забытое кем-то ведерко, Юон вдруг обрадованно подошел и ударил по нему слегка ногой:
– Пусть думает, что мы приехали на лифте, и это хлопнула его дверь...
После этого они с гостем вошли в квартиру, где их радушно встретила хозяйка дома.
И все бы ничего, если бы через некоторое время к гостю не подошла Клавдия Алексеевна и тихонько не спросила: "... очень ли плохо себя чувствовал Константин Федорович после того, как они поднялись по лестнице?"

Приятель остолбенел, откуда она узнала? А супруга художника тихо прошептала, что про сломанный лифт знает, но, "переживая, что муж будет нервничать из-за того, что она расстроится, специально выставила на лестничную клетку ведро, чтобы он ударил по нему ногой, ведь, правда, его звон очень похож на звук хлопающих дверей лифта?…"

Удивительно... Это же насколько нужно было знать мысли и предугадать поступки человека, пусть даже и близкого...

До конца своей жизни, до последнего вздоха Константин Федорович Юон писал картины и был очень активен. На 82 году жизни его даже избрали первым секретарём правления Союза художников СССР.

Ну чего уж там - баловень судьбы.