К чему приведет беззаконие силовиков, можно только догадываться

На модерации Отложенный

На днях всю Россию удивил ответ пресс-службы Росгвардии (Федеральной службы войск национальной гвардии РФ) региональному изданию «ПроВладимир». Оказалось, что росгвардейцы, в отличие от полицейских МВД, вроде как имеют право не представляться гражданам при проверке документов, а также могут попросить у гражданина смартфон или телефон, чтобы ознакомиться с его содержимым.

Все началось с того, что бывший сотрудник издания «ПроВладимир» Кирилл Васильев был остановлен на улице росгвардейцами. Они потребовали от него показать документы и смартфон, в котором их интересовало больше всего установлено ли там приложение «Телеграм» или нет.

В итоге, Кирилла отпустили, но сама ситуация с полномочиями сотрудников Росгвардии не могла не заинтересовать общественность. Ведь Федеральная служба войск национальной гвардии это уже отнюдь не бывшие Внутренние войска МВД, а самостоятельная силовая структура, которая претендует на все большие полномочия и все большую роль как в обеспечении национальной безопасности, так и в охране общественного порядка.

В Питере хотели подбросить наркотики

Буквально в эти же дни, когда страна обсуждает полномочия росгвардейцев и сравнивает их с полномочиями полицейских, в Санкт-Петербурге были задержаны двое сотрудников вневедомственной охраны питерской Росгвардии. — 26-летний Никита Лаврентьев и 29-летний Александр Бойков подозреваются в том, что они подкинули наркотики 16-летнему школьнику. 16 июля 2019 года росгвардейцы остановили юношу, после чего якобы обнаружили у него наркотические вещества и потребовали откупиться приличной суммой — 300 тысячами рублей.

Школьник отдал росгвардейцам имевшиеся при нем деньги, а остальную сумму пообещал принести в условленное место. Но вместо этого юноша позвонил по «112». В условленном месте росгвардейцев ждали сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции. Всю страну обошли кадры видеозаписи задержания, на которой «бэповцы» обыскивают двух молодых людей в форме. В отношении задержанных возбудили уголовное дело по ч. 5 статьи 290 УК РФ (взятка в группе при исполнении с вымогательством, в крупном размере).

Росгвардейцы спасают людей и охраняют порядок

Конечно, коррупционеры и «оборотни в погонах» есть в любом ведомстве, даже, как показали недавние задержания сотрудников ФСБ, в самых элитных спецподразделениях. К чести сотрудников и военнослужащих ФСВНГ, среди которых подавляющее большинство, как мы думаем, составляют добросовестные и законопослушные служивые, стоит заметить, что добрых дел ими совершается куда больше. И преступников ловят, и людям в разных сложных ситуациях помогают. Например, в Брянске экипаж Росгвардии спас гражданина от необдуманного поступка — мужчина собирался покончить с собой, спрыгнув с моста. В Крыму во время шторма только в районе Гурзуфа росгвардейцы спасли 23 человека, включая детей.

Но сейчас речь не о подвигах и даже не о преступлениях, а о правах и обязанностях — как россиян, так и росгвардейцев. Свои обязанности мы знаем — не оказывать сопротивления представителям власти, выполнять их законные требования. А как обстоят дела с обязанностями сотрудников Росгвардии в отношении граждан? Ведь они несут службу по охране общественного порядка, то есть фактически выполняют те же функции, что и сотрудники полиции. Они работают с населением и поэтому требования к ним должны быть повышенные — такие же, как и к полицейским.

Служба в Росгвардии не должна становиться индульгенцией для неблаговидных дел. Если сотрудники Росгвардии имеют право проверять документы, досматривать граждан, то ведь и обязанности у них должны быть такие же, как и у тех же полицейских патрульно-постовой службы?

На что имеют право сотрудники Росгвардии: рассказывает адвокат

О том, какими в действительности правами обладают сотрудники ФСВНГ, «Свободная пресса» спросила у адвоката Ильи Рейзера.

«СП»: — Действительно ли сотрудники Росгвардии не обязаны представляться в отличие от полицейских?

— Да, в законе о Федеральной службе войск национальной гвардии РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации») действительно не прописано, что военнослужащие Росгвардии обязаны представляться гражданам. Но там же, в пункте 3 статьи 10 прописано, что военнослужащий Росгвардии обязан сообщать задерживаемому гражданину основания для задержания. И задерживать сотрудник Росгвардии имеет право в строго очерченных законом случаях. Например, если лицо подозревается в совершении преступления, или находится в розыске, или нарушает правила комендантского часа. Есть и еще один нюанс — в Росгвардии, как мы знаем, есть военнослужащие — это бывшие Внутренние войска МВД, а есть сотрудники — это вневедомственная охрана и ряд других структур, переведенных в ФСВНГ из МВД. Так вот сотрудники Росгвардии носят специальные звания полиции — «майор полиции», «сержант полиции». Вот и вопрос, почему на них в таком случае не распространяется закон о полиции? А если это не полиция, почему у них полицейские спецзвания?

«СП»: — Какими последствиями на практике это чревато, как может нарушать права граждан?

— Права граждан нарушаются самим фактом нарушений при задержании или даже проверке документов. Росгвардия — структура военная, а значит и куда более закрытая, чем полиция. Но если эта структура имеет полномочия по работе «на улице», с гражданским населением, то она должна иметь и большую прозрачность в своих действиях. Тем более, что если нет военного или чрезвычайного положения, то каковы основания у военнослужащих ФСВНГ проверять документы у граждан, еще и не представляясь.

«СП»: — Не идет ли вразрез с Конституцией РФ требование предъявить свой смартфон и изучение его содержимого? Это же частная жизнь человека.

— Да, это нарушение неприкосновенности частной жизни. Что такое смартфон? Там хранится самая разная информация — например, переписка личного характера, в том числе между супругами, женихом и невестой, любовниками. Могут храниться какие-то фотографии. И естественно, что если человек ничего не нарушал, нет оснований подозревать его в совершении преступления, то нет ни морального, ни юридического права изучать файлы в его смартфоне.

«СП»: — Нужны ли какие-то изменения в законодательстве для преодоления сложившейся ситуации?

— Безусловно. Прежде всего, необходимо привести в соответствие законы о ФСВНГ и полиции. Если сотрудники ФСВНГ работают «на улице» и выполняют полицейские функции, то есть охраняют общественный порядок, патрулируют, проверяют документы, тогда и требования к ним должны предъявляться такие же, как и к сотрудникам полиции. Только так можно защитить гражданские права и свободы.