Православный храм в ЮАР: история, судьбы, прихожане

На модерации Отложенный

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге - один из самых удивительных в мире. И не только потому, что это - единственный православный храм, расположенный южнее пустыни Сахара.

Его история, прихожане, настоятели, даже купола здания показывают, насколько самоотверженным может быть служение Богу даже в самых отдаленных уголках земли. Храм Преподобного Сергия Радонежского - это не просто здание, это - настоящее сердце православной веры, русской культуры, обитель доброты и самоотверженности, расположенная на далеком юге африканского материка.

Первое, что бросается в глаза при подъезде к храму - целая березовая роща. В Африке эти деревья не растут, но прихожане нашли березы в магазинах ландшафтного дизайна и сами их посадили.



Протоиерей Даниил Луговой, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге
Они были посажены с той целью, чтобы напоминать людям об их родине, об их родных местах, где они березы видят в многочисленности. И почти сразу после завершения строительства храма была посажена эта аллея берез. До сих пор радуют глаз и греют сердце.
Но главное в русском приходе, конечно, не березы и даже не сам храм - а прихожане, готовые всегда прийти на помощь друг другу и даже посторонним людям.




Ирина из Омска, прихожанка храма:
Меня зовут Ирина, я из города Омска, в Претории живу, в ЮАР, 12 лет. Была замужем... Три года назад со мной случилась трагедия: я работала, но потеряла работу... А трагедия была - страшный диагноз - рак. И получилось так, что в этот период я начала развод со своим мужем, потеряла работу... Я была на страховой компании медицинской, но был переход из одной компании в другую - и именно в это время мне поставили такой страшный диагноз. Денег не было, работы не было, поддержки мужа не было, поэтому... Я не была прихожанкой этого храма, но я обратилась с просьбой, чтобы как-то мне смогли помочь.

Наш батюшка, отец Даниил, он разрешил воспользоваться счетом, где наши прихожане собирали деньги лично для меня, на мою операцию. Операция была очень дорогостоящая, на лицо, технически была очень сложная операция! Поэтому я очень благодарна всем прихожанам нашего храма, я благодарна отцу Даниилу, что они прониклись моей проблемой, что они меня не бросили, не оставили, помогли. Как видите, я живая, здоровая, стараюсь улыбаться. Теперь я являюсь прихожанкой этого храма, вот уже в течение четырех лет. У нас люди очень добрые здесь, отзывчивые, могут пожалеть, могут поругать, если ты что-то не так сделал. Мне нравится бывать здесь. Я рада, что у меня есть такая большая семья во главе нашего отца Даниила!



До середины двадцатого века православных в Африке было немного. Своего храма, да и самой русской общины, у них не было вплоть до 1952 года, когда в ЮАР приехал протоиерей Симеон Стариков. Тогда же по благословению священноначалия Русской Православной Церкви за рубежом здесь был открыт приход в честь святого благоверного князя Владимира, крестителя Руси. Сначала богослужения проводились в англиканской церкви в Йоханнесбурге, потом в протестантском храме. Лишь спустя несколько лет община арендовала небольшой домик в центре Йоханнесбурга, где был организован домовой храм. В 1958 году отца Симеона сменил отец Алексий, архимандрит Алексий Чернай. Благодаря его стараниям у русской общины появилась своя библиотека, была создана воскресная школа.

Протоиерей Даниил Луговой:
В начале 70-х годов прихожан становилось все меньше. Притока новых эмигрантов в Южную Африку не происходило, те, кто уже здесь были, были сильно в возрасте, болели, кто-то отходил уже в мир иной. И таким образом приход Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира прекратил свое существование. Но люди - может, и в меньшем количестве - люди здесь оставались, православные, русскоязычные люди. И они решили, что без храма все-таки нельзя. И они организовали в другом месте часовню, организовали так называемый Русский Дом с часовней. И жизнь вся - духовная, культурная жизнь русской общины - она формировалась вокруг этого Русского Дома с часовней в честь Святителя Николая

Все вновь изменилось в 90-х годах прошлого века, когда в Африку приехало множество людей со всего пространства республик бывшего Советского Союза.

Уже в конце 90-х годов желание, стремление иметь храм, иметь место, где бы детям передавались основы и духовности, и культуры, где бы проводились и богослужения, и праздники - это желание созрело. И люди обратились к святейшему Патриарху Алексию Второму, Московскому и Всея Руси, с просьбой открыть приход, назначить священника.



Первым священником, приехавшим в ЮАР после долгого перерыва, был отец Сергий Рассказовский. Он вместе с первыми прихожанами выбрал место, нашел архитектора для храма. Его начинание продолжил отец Филарет - тогда иеромонах Филарет Булеков, сейчас архимандрит - сменивший отца Сергия в 2000 году. Храм был построен в рекордные сроки: в 2001 году был заложен первый камень, а в 2003 храм был уже освящен святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом - тогда Митрополитом Смоленским и Калининградским - в сослужении с греческим архиепископом Серафимом, Архиепископом Йоханнесбурга и Претории.





Даниил Луговой:
Когда храм освящали, единственное, что не успели установить из такой значимой части православного храма — это купола, поскольку ни строительные южноафриканские компании, ни южноафриканские инженеры, ни рабочие, не имели никакого опыта по возведению православных куполов на православном храме. И, несмотря на детальные чертежи, они столкнулись с большими сложностями, и то, те первые купола, которые были ими сделаны, они мало походили на знакомые нам купола. Они были очень такой грубоватой формы, с толстыми варочными швами. Прихожане пытались вручную, шкуркой, эти варочные швы стесать, чтобы поверхность была гладкая, чтобы ее можно было золотить, наносить на нее золочение... Но это было, к сожалению, уже невозможно что-либо переделать. И потом уже, при помощи серба, живущего в Южной Африке Ника Оничича, на его заводе была изготовлена сама конструкция куполов. Приехали из России тоже позолотчики - консультанты этого процесса и исполнители, и удалось сделать те прекрасные купола - и воздвигнуть их на храм - которые мы сейчас видим.



Ирина Лынова, прихожанка:
Добрый день! Меня зовут Ирина Лынова. Наша семья приехала в Южную Африку в 1995 году, 23 года назад. И я еще помню то время, когда здесь не было церкви, когда русский приход мечтал, чтобы в Южной Африке был русский православный храм. Я была в самом начале становления нашей общины: мы вместе с отцом Сергием ездили покупать землю для этого храма, помню, когда воздвигались стены храма - у меня есть фотографии очень интересные той поры. Все прихожане помогали, чем могли, строительству храма: мы кормили рабочих... Когда храм уже был построен и приехали сюда художники из Санкт-Петербургской академии художеств, тоже помогали им, привозили еду, поддерживали. Приход наш растет: кто-то уезжает из старых прихожан на родину, растут дети - и храм, конечно, очень здесь нужен. Я люблю наш храм, я чувствую себя здесь дома - это кусочек моей родины, кусочек России.



Сегодня численность русского прихода - более 200 человек. Но помимо этого, есть православные люди, которые живут в других городах Южной Африки - в Кейптауне, в Дурбане, а также в соседних странах - Мозамбике, Намибии... На настоятеле русского храма в Йоханнесбурге лежит задача по духовному окормлению и пасторской заботе и о них.

Даниил Луговой:
Учитывая тот факт, что в Южной Африке русскоязычных гораздо больше, у прихода есть, с одной стороны, перспектива роста, если вот эти вот представители русской диаспоры почувствуют необходимость, важность церковной жизни лично для себя, участия в церковных таинствах, для своих детей они сочтут важным и необходимым передачу духовных традиций - это, конечно, пополнит наш приход. но, с другой стороны, есть тенденция к тому, что русскоязычные люди уезжают из Южной Африки... И в этом году около 10 наших прихожан - они переедут в другие места, кто-то вернется на родину.

Татьяна Ткачева, прихожанка:
- Добрый день, меня зовут Татьяна Николаевна Ткачева, мне уже за 30 (смеется). 25 лет тому назад мы с мужем приехали сюда, в Южную Африку по работе. Ну и получилось так, что остались здесь уже на почти 25 лет. Сначала муж работал один - у меня не было возможности работать, потому что не было вида на жительство. И как раз тогда меня Господь привел к храму. И я стала здесь бывать, в нашем храме, почти каждое воскресенье. Сюда приходят не только русские люди, но и африканеры, сербы, болгары, много людей из Советского Союза. Ну и англичане - вот мой муж, англичанин, он тоже приходит сюда иногда.



Даниил Луговой:
Храм задумывался и как место, где бы русские общались друг с другом, русскоязычные люди общались бы друг с другом, передавали бы культурные традиции своим детям, отмечали бы личные, общественные, церковные праздники. Храм, как такой культурный русский центр - это одна из функций, наверное, любого зарубежного храма.

В храме Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге окормляются не только выходцы из России и бывших союзных республик. Огромный интерес к православной вере проявляет и коренное население.

Карабо, интересуется православием
Посещение русской православной церкви было очень интересным опытом для меня, я узнала некоторые новые вещи. Мне понравилось, что они молятся Святому духу, молятся Святой троице, они верят в реинкарнацию и воскрешение Иисуса, верят в Бога. У них стоят иконы в церкви, которым они молятся и верят, что Бог их слышит, когда они ему молятся. Также мне понравилось, что они используют свечи, когда молятся, как символ жертвы Иисуса, и верят, что Бог, таким образом, слышит их молитвы. Мне понравился тот факт, что прихожане могут приходить в той одежде, в какой хотят, и нет строгой формы для посещения церкви. Если в тебе есть вера в Бога, то тебе всегда рады в православной церкви.