Михаил Кольцов - трагедия журналиста №1
На модерации
Отложенный
Михаил Кольцов был самым знаменитым советским журналистом довоенного времени.
Его даже называли «Журналист номер один». И он был арестован в тот момент, когда находился в самом зените славы.
Как раз вышел «Испанский дневник», написанный им в командировке в Испании. Да и сам арест в ночь с 12 на 13 декабря 1938 года произошел после его очередного успешного доклада на собрании творческой интеллигенции, написанного по поручению Сталина.
Арестовали его не при Ежове, бывшем, кстати, хорошим другом Кольцова. НКВД как раз начал рулить Берия, звезда Ежова окончательно закатилась как раз в те декабрьские дни 1938 года.
Так почему и за что был выпилен Кольцов, оговоривший в ходе допросов несколько десятков человек и потом на суде отказавшийся от всех выбитых у него показаний?
Самое простое – объяснить все паранойей Сталина, захотевшего убрать журналиста. Что-то в этом, конечно, есть. Потому что в итоге, Кольцов будет оправдан в 1954 году, до волны массовой реабилитации. Но к тому моменту он был уже давно расстрелян.
Начать надо с того, что Михаил Кольцов на самом деле был Моисей Фридлянд.
Кольцов – его псевдоним журналиста. Журналистом он был на самом деле великолепным и занимался этой работой с 18-ти лет, с 1916 года. Принимал активное участие сначала в Февральской, потом в Октябрьской революции.
В 1918 году вступил в РКП(б), чтобы следом выйти из нее, да не просто так, а громко хлопнув дверью, опубликовав открытое письмо, в котором заявил, что ему не по пути с комиссарами.
Впрочем, уже в конце 1918 года он почему-то в составе делегации комиссаров Советского правительства, приехал в занятый немцами Киев в составе дипломатической делегации. И дальше регулярно выполнял поручения дипломатов и чекистов, пока не определился , что главное для него - журналистика. Впрочем, не стоит забывать о том, что бывших чекистов не бывает.
Он был фантастически работоспособен и обладал пробивной энергией. Куча запущенных журналов и газет, масса написанных статей, командировки – по всей огромной стране и за границу.
Кольцов в двадцатые годы писал хвалебные статьи в адрес Троцкого.
Вот вам и вырисовывается первое обвинение – троцкизм. Этого в СССР 1937 – 38 годов уже было более чем достаточно. Правда, надо честно сказать, по словам всех, кто знал Кольцова – он глубоко уважал Сталина.
Но написанных статей не отнять.
Плюс было еще много странных моментов.
Первый – жена. Не первая, да еще и гражданская, но это не суть важно, мы в конце концов не о морали говорим. Так вот Мария фон Остен была немкой, дочерью крупного немецкого помещика и троцкисткой. Кстати, первая жена Кольцова – Вера Юренева вообще дружила с белоэмигрантами в Риге.
Второй момент – Кольцов принимал иностранных писателей и показывал им СССР.
Один – Андре Жид потом написал об СССР много всего интересного, но совсем не то, что хотелось бы Советскому правительству. Это тоже плюсов в карму Кольцову не добавило.
Третье, и самое главное – Испания.
Именно тут он, скорее всего, и нажил себе расстрел. Дело в том, что Кольцов находился в Испании не просто как спецкор газеты «Правда». Он был негласным политическим представителем СССР при республиканском правительстве. И занимался не только основной линией партии, но и своей игрой. Например, постоянно контактировал с троцкистами из партии ПОУМ. Наверное, поддерживал дружеские отношения.
А испанские «товарищи» «сигнализировали» в Москву, что представитель Кремля ведет себя как-то совсем не так. И отозван он был после настойчивых просьб «товарищей» убрать «помощника». Видимо именно это – провал испанской командировки, а надо называть вещи своими именами, это был именно он, потому что война в итоге была проиграна, и стало главной причиной для ареста.
Ну и напоследок можно отметить еще и близость с Ежовым. Жена Ежова работала вместе с Кольцовым и он бывал у них на даче. Это, возможно тоже добавило в копилку.
В результате в ночь с 12 на 13 декабря 1938 года Кольцов был арестован. Считается, что потом долгое время из него выбивали показания, потому что он не сдавался. В итоге – оговорил около 70 человек.
Страна осталась без лучшего журналиста. В феврале 1940 его приговорили к высшей мере социальной защиты.
Официально тогда же его и расстреляли. Впрочем, порой называют и другие даты. Справедливо ли расправились с Кольцовым? С одной стороны в то время ставили к стенке и за меньшее.
С другой, уж Кольцов то – точно был верным сталинцем. Видно очень сильно надо было насолить в Испании, чтобы это перевесило все остальное и привело к аресту.
А журналистом он на самом деле был хорошим. Теперь таких нет ......
Комментарии
Ну вот решили что он вредит Хозяину и стране.Ну и что с ним можно сделать?
ЧТО?
После арестов таких людей у них оставались любящие жены и дети .не могущие жить без отцаМатериально не могущие .
Я всё это анализирую не для оправдания ВЛАСТИ .и ВОЖДЯ.
Просто так получалось.
Ну и какое решение можно было принять в этой ситуации ?
для пользы ВЛАСТИ .Государства Партии и Вождя ситуацию нужно было разрешить.
И назначался порученец на решение этого вопроса.Ягода ,Ежов ,Берия.
И он решал сообразно инструментам имеющимся у него в руках.
Вот так всегда делается ВЛАСТЬЮ .ВСЕГДА и во все времена.
День сегодняшний не исключение.У кого какие инструменты .тот согласно этому работает на КОРМИЛЬЦА -ВОЖДЯ .На Партию его поставившую на это МЕСТО,
Крутить руки и бить дубинками -это решает Министр Внутренних дел .А делают работу мордовороты за зарплату.
Всё что делается для народа ,делается за деньги взятые с народа и добытые в стране .принадлежащей народу .Крутят руки .сажают .и пишут сажательные ЗАконы для народа .люди за ДЕНЬГИ от НАРОДА.
Это ДЕМОКРАТИЯ и другой Демократии в мире нету.
Пришлось расстрелять .и семью тоже.