Патриотизм как любовь к государству, к вождю государства — смертельно опасная вещь
На модерации
Отложенный
Фрагмент беседы мецената, основателя Фонда "Династия" и премии "Просветитель" Дмитрия Зимина и Геннадия Горелика. Полностью текст опубликован на сайте издания "Троицкий вариант. Наука".
— Дмитрий Борисович, в связи с десятилетием основанной вами премии «Просветитель» я задумался, как определить точный смысл этого слова? Полез в словари и сделал открытие: оказывается, понятия «просвещение» и «пропаганда» — это по сути одно и то же: распространение каких-то идей или знаний. А каких именно — истинных или ложных, здоровых или вредных, зависит от «оценочного суждения» того, кто считает себя экспертом. Просвещенные русские писатели — Пушкин, Даль и Лесков — дали несколько интригующих советов, но четкого ответа у них я не нашел. А как вы сами понимаете слово «просвещение»? Распространению каких идей и знаний хотите вы способствовать? В недавнем интервью вы сказали, что просветительство — это одна из важнейших задач, стоящих перед интеллигенцией…
— Сейчас я бы убрал «одна из», а просто сказал бы «важнейшая задача». И это связано с представлением о глубоком кризисе, в котором оказалось сейчас человечество. В руки людей благодаря науке и технологии попали орудия невероятной мощи — орудия созидания и разрушения. С нарастающей скоростью, по экспоненте. Новые знания, новые силы, новые военные силы. Со времен незапамятных, однако, остались стадные инстинкты людей. Условие выживания особи — верность своему стаду, воплощенная в страхе перед вожаком стада и/или в покорной любви к нему. Первобытный патриотизм — «мое стадо», «мой род», «мое племя». Отсюда один шаг до ненависти к соседям, которые могут съесть добытого тобой мамонта, а то и тебя самого. Сейчас на Земле около двух сотен государств. Если в каждом живут патриоты, любящие до са-мо-забве-ния свою пещерную родину и вождя своего племени, ненавидящие соседей и обладающие ядерным оружием, такой мир обречен. Обречен! Если не излечиться от этого первобытного патриотизма, земная цивилизация исчезнет.
— Недавно президент России обличил «пещерный национализм, дурацкий и придурочный, который ведет к развалу нашего государства». Похоже на «первобытный патриотизм». Первобытные люди обживали пещеры. Эпитет «пещерный» наглядней: «Все, кто не из НАШЕЙ пещеры, — нелюди!». Но ваш вывод выходит за пределы любой пещеры: не просто развал одного «отдельно взятого» государства, а гибель всей земной цивилизации.
— Конечность жизни цивилизации кажется вполне естественной. Ничто не вечно под луной. И, видимо, лишь очень редкое стечение обстоятельств позволит земной цивилизации существовать необозримо долго. Это весьма желательно, но, похоже, маловероятно. Косвенно об этом свидетельствует «молчание космоса», о котором писал астрофизик Иосиф Шкловский, — отсутствие радиосигналов внеземных цивилизаций.
— Мрачный вывод Шкловского основан на предположении, что внеземные цивилизации возникают «сплошь и рядом». Но пока не найдена внеземная жизнь, это лишь предмет веры. Такая вера обычно сочетается с атеистическим взглядом на мир: если на Земле жизнь возникла неким естественным образом из неживого вещества (абиогенез), то она должна возникать и на любой планете, сходной с Землей, а таких — великое множество. Однако три безоговорочных атеиста думали иначе: молекулярный биолог Фрэнсис Крик и физики-теоретики Виталий Гинзбург и Евгений Фейнберг.
— Позвольте, я завершу свою мысль. Рациональное сознание, мне кажется, должно прийти к пониманию того, что цивилизация, достигшая невероятных высот развития науки невиданными в истории темпами, ныне стоит перед смертельной опасностью. Поэтому задача просвещения — гуманизация. Только гуманное человечество может рассчитывать на длительное существование.
— Расшифруйте, пожалуйста, что вы называете гуманизацией.
— Когда человек в своих мыслях и чувствах совершенно искренне заменяет «отечество» на «человечество».
— Потому что именно человек — «венец творения»? А не государство…
— Совершенно верно. Такая замена мне кажется единственным условием длительного существования цивилизации. Просто из чувства самосохранения. Интеллигенция, понимающая это, должна заниматься просветительством, доводя до сознания людей хотя бы вот эти мысли о смертельной опасности. Объяснять, что навыки, знания, привычки, служившие в каменном веке для сохранения стада в окружении других стад, сегодня смертельно опасны «для всех стад» разом. Что патриотизм как любовь к государству, к вождю государства — смертельно опасная вещь. Любя страну, можно иметь разные мнения и спорить о том, как жизнь в ней сделать лучше. Но страна не выживет, если погибнет человечество. Как это объяснить, я не знаю.
— Смотря кому объяснять. Человеку с научным кругозором и развитым критическим мышлением или «человеку с улицы»? И с какой улицы — городской или сельской, российской, германской или йеменской ??? Есть наглядный довод: в странах, где многие знают, что человек — «венец творения», и уважают право личности на свободу, гораздо успешнее развивается наука, а ее плоды увеличивают продолжительность жизни и благосостояние среднего человека. На это, однако, в совсем других странах могут возразить, что жить долго и благополучно не самое главное. Главное — жить «праведно», покоряя или уничтожая неправедных, пусть даже и погибая при этом, зато мгновенно-гарантированно попадая в рай и получая вечное блаженство в самых аппетитных формах. Таким «праведникам» никакой наукой не возразишь. Как известно, из науки никакая мораль не следует, хотя она необходима для развития самой науки.
— Если для самосохранения человечества в нашу научно-техническую эпоху необходима общечеловеческая этика, гуманизм, сочувствие, чтобы преодолеть смертельные опасности первобытно-пещерного патриотизма, то это противоречит вашим словам. Откуда берется мораль? Быть может, какие-то моральные истины возникают, потому что самоочевидны для некоторых людей чуть ли не от рождения, по совпадению каких-то случайных жизненных обстоятельств? А закрепиться такая истина могла бы, способствуя выживанию еще доисторических племен, в которых родились такие стихийные моралисты.
— Вы говорите о моральных изобретениях и об их исторически-естественном отборе. Изобретение любой принципиально новой идеи — научной, художественной, моральной — делает отдельная личность, опираясь на всё, что знает, на воображение и логику и на загадочную «интуицию». Для других — с другими интуициями — новая идея вначале выглядит «искусственной» и не убедительной. Даже в физике, где царствует логика и опыт. Например, изобретательную идею «уже великого» Эйнштейна о геометризации тяготения не принял никто из физиков, пока он не воплотил ее в цельную теорию. Тем более, если говорить о принципиально новой моральной идее, которая противоречит привычному — «естественному» — укладу жизни. Стоит подчеркнуть, что естественны, т. е. природны, только животные инстинкты человека, а вся культура искусственна, поскольку изобретается людьми. Изобрести успешную идею гораздо труднее, чем новый материальный инструмент жизни. Новый инструмент можно оценить сразу, как только увидишь его действие в обычной материальной жизни. А путь от идеи до ее реализации-материализации бывает очень тернист и извилист.
<…>
— Главное, что новый общественный уклад резко увеличил возможности новаторов во всех сферах жизни, возможности активно изобретательному человеку найти применение своим способностям, реализоваться. Как показывает история, именно этот творческий человеческий ресурс, а не полезные ископаемые — главный источник благосостояния страны. Кризисные проблемы в нынешнем состоянии человечества требуют для своего решения новых изобретательных подходов. Спасение человечества, утопающего в проблемах, — дело рук (точнее — голов) свободно и смело мыслящих изобретателей. И просветителей, объясняющих обществу суть проблем и предлагаемых решений. При этом опыт истории науки с ее социально-культурной географией и личностной психологией — убедительный инструмент просвещения.
Просвещать, однако, невозможно сразу всё человечество, слишком оно культурно и исторически разнообразно. Премия «Просветитель» действует лишь в русскоязычной части человечества. И в этой части ныне одно из самых тревожных явлений — растущий рейтинг «великого кормчего страны социализма», «борца, мыслителя, ученого, мудрого учителя и вождя героической партии большевиков, советского народа и всего прогрессивного человечества», «неиссякаемого источника творческого вдохновения». Титулы эти, взятые из приветствия Академии наук Сталину в 1949 году, сейчас, впрочем, не в ходу. В ходу скромная пара сапог генералиссимуса. А смертельный страх академиков и людей попроще преобразился в 70-процентное народное одобрение, а то и восхищенное уважение.
Чтобы понять нынешних восхищенных, полезно почитать книги по этологии, вошедшие в списки «Просветителя»: «Непослушное дитя биосферы» Виктора Дольника, «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрия Жукова, «Эволюция человека» Александра Маркова.
Перескажу некоторые мысли из этих книг, проясняющих феномен любви к вождям-тиранам. С минимальной отсебятиной. Два фактора определяют поведение человека: врожденные инстинкты и культура. Культура — это всё то, что заложено в человеке не отцом с матерью в момент зачатия, а воспитанием. Изучение поведения человека и ближайших к нему видов показывает, что им свойственно образовывать мужские (самцовые) иерархии. Они образуются спонтанно, на основе врожденных инстинктов. Так же образуются подростковые иерархии, иерархии в тюрьмах, иерархии авторитарных режимов. Признать естественность иерархий — не значит оправдать любые их формы. Ведь эта биологическая программа возникла еще в диком стаде приматов, и уже на той стадии началось преобразование страха особи перед вождем в любовь.
Подчиняться вождю любя, легче и приятнее, чем боясь. Любящие особи получали бытовые преимущества перед боящимися. В наше время синдром любви заложников к захватившим их бандитам назвали «стокгольмским» после конкретного случая захвата заложников в Стокгольме в 1973 году, но психологический механизм был описан еще в 1930-е годы, как раз в то время, когда в двух странах синдром начал действовать массово. Наверное, его можно было бы назвать и синдромом рабства. Научно и экономически развитые государства сами собой, на основе инстинктов, не возникают. Разделение властей, закрепленное в политических, экономических, судебных, научных и образовательных структурах, — продукт разума, культуры, творчества. Эти структуры общества нужно всё время поддерживать политической активностью граждан, не позволяющей захватить власть потенциальным узурпаторам. <...>
— Осталось только прояснить, как именно, по-вашему, следует просвещать. Не могли бы вы восстановить ход своих мыслей при создании фонда «Династия»?
— Никаких особо просветительских мыслей у меня тогда не было. Не считал я себя человеком, который знает, что именно нужно народу и как его вразумить… Позже мысли такого рода начали появляться, но основное чувство было очень простым. Когда видишь что-то такое, что тебе очень нравится, вызывает восторг, хочется воскликнуть: «Смотрите, что я увидел! Бегите сюда!» Хочется поделиться. Делиться надо!
— Но есть много разного замечательного в мире: художественная литература, живопись… Вы же с самого начала сосредоточились на замечательной науке.
— Эгоизм. Со школьных лет меня завораживали физические открытия и основанные на них изобретения. И люди, которым удалось их сделать. Кстати, самым великим из них ничто гуманитарное было не чуждо. Играли на скрипке, читали Достоевского, знали древние языки и историю философии… Выбирая, на что тратить свои силы и средства, и думая о конкретных формах, естественно искать нечто интересное и понятное тебе лично. Побывав в западных музеях науки, я позавидовал тем, кто может всё это увидеть и «пощупать». Политехнический музей в Москве отставал на столетие. Так возникла идея создать по-настоящему современный музей науки в Москве.
После года изучения зарубежного опыта, оценок возможностей и затрат пришлось признать проект Большого музея неисполнимым. Слишком много денег требовалось, а главное, не обойтись было без участия государства. Пару лет спустя мы «разменяли» этот столичный проект на поддержку музейных экспозиций, посвященных науке. А первой рабочей программой фонда стала поддержка теоретической физики: стипендии способным студентам и аспирантам, гранты молодым исследователям. Чтобы они могли сосредоточиться на науке, не думая о дополнительных заработках.
— А почему именно теоретическая физика?
— В некотором смысле опять эгоизм. То, что мне особенно интересно. Александр Львович Минц завел у нас в РТИ сильный теоретический отдел. Возглавлял его членкор С. М. Рытов, работал там Михаил Левин, друг Сахарова… Участие теоретиков в научно-технических обсуждениях и в разговорах на любые темы поднимало уровень обсуждения, создавая особую атмосферу. Занятия теоретической физикой способствуют широкому и свободному взгляду на реальность, уважению к фактам и к логике. И мне хотелось, чтобы умных и свободных людей в России было больше. Конечно, умные люди занимаются не только физикой. И в последующие годы мы добавили математику и биологию.
— В первых годовых отчетах «Династии» активно участвует «популяризация науки», а «просвещение» присутствует лишь слегка и в английской версии отчета переводится как education. В отчете за 2006 год «просветительство» названо третьим главным направлением деятельности (после «поддержки науки и образования» и «популяризации науки»), но по-прежнему переведено как education. Наконец, в 2008 году появилась премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу года. Популяризация науки, образование и просвещение имеют, конечно, нечто общее, но всё же не синонимы. Научно-популярный рассказ об атоме урана, о строении Земли, о жизнедеятельности муравейника вряд ли можно назвать просветительством, если он всего лишь излагает сегодняшние научные знания (даже талантливо), то, что называют «сухим остатком». А каким, по-вашему, должен быть научно-популярный текст, чтобы претендовать на премию «Просветитель»?
— Такой текст рассказывает не только о науке, но и о людях, которые делают ее. Рассказывает, как они делают науку, что движет этими людьми, показывает драму идей и людей на путях поиска истины. Это есть в книге «Солнечное вещество». Как старались понять, что остается, если из воздуха удалить кислород и азот. Крошечный остаток — вес блохи. Как ломали голову и ставили опыты, чтобы эту «блоху» поймать. И, наконец, короткая телеграмма: «Криптон — это гелий. Приезжайте — увидите»… Таким рассказам не место в учебниках. И это правильно. Там сухой остаток. Плоды науки. Можно сказать, сухофрукты — питательные, аккуратно упакованные и… не похожие на фрукты-оригиналы, выращенные стараниями людей науки на древе познания, высокопарно выражаясь. В законах науки не видны люди, их открывшие, даже если закон назван именем открывателя.
А люди эти заслуживают внимания. Умные, изобретательные, честные, увлеченные, способные к сотрудничеству, готовые к критике и к признанию своих заблуждений. Само присутствие таких людей в обществе благотворно для его здоровья. Их опыт поиска истины и ее надежного обоснования необходим обществу в целом. И это было главным основанием, чтобы поддерживать молодых исследователей. Чтобы «не утекали» из России вместе со своими мозгами… Конечно, я был в высшей степени оскорблен ярлыком «иностранного агента», которым меня наградили в 2015 году, и тогда пришла мысль, что главная обязанность человека — это состояться. А если для того, чтобы состояться, надо уехать куда-то, он обязан это сделать.
— Об этом писал академик В. И. Вернадский еще в 1928 году: «Ученый по существу интернационален — для него на первом месте, раньше всего, стоит его научное творчество, и оно лишь частично зависит от места, где оно происходит. Если родная страна не даст ему возможности его проявить, он морально обязан искать этой возможности в другом месте».
— Не знал, что повторяю мысль Вернадского. Горжусь.
— Вы не повторяете, а просто знаете, как и он, об ответственности перед человечеством, перед мировой наукой. Известен афоризм «Талант — это поручение», и поручение не правительства, а какой-то более высокой инстанции…
— Но чтобы талант состоялся, правительство по меньшей мере должно этому не мешать, а хорошо бы — помогать. Особенно когда речь идет о научных талантах. Опыт честного поиска научной истины, где нет политических партий, демагогии и всего такого, нужен обществу, чтобы выявлять проблемы, неизбежные в живом развитии, искать и изобретать их решения. Просветительская литература только и может сделать этот опыт достоянием общества.
— Метафору сухофруктов для «сухих остатков» науки можно развить. Прежде чем аппетитный плод созреет на древе познания, он был цветком, а еще раньше семечком, из которого выросло фруктовое дерево в саду познания. Все эти этапы требуют заботливых стараний садовников и уважения общества к их труду. Так что просветительская литература должна рассказывать о работниках науки, об их мыслях и чувствах, об их научных приключениях в драме познания. Такого рода сюжеты требуют не только научного понимания, но и художественных средств. Научно-художественный жанр литературы в нашей стране изобрел и с энтузиазмом продвигал Самуил Маршак в 1930-е годы в ленинградском Детиздате, где появилась и книга «Солнечное вещество», которую не только Маршак считал эталонным образцом этого жанра. Маршак искал авторов среди специалистов-профессионалов, наделенных еще и даром слова.
— Редкая комбинация, и тем более драгоценная.
Комментарии
Идеально когда действие на пути к самосовершенствованию сопряжено с действием на благо людей. Такое действие можно считать в высшей степени нравственным. ( дневник Л. Н. Толстого — запись от 31 дек. 1893 г. ПСС. Т. 52. С. 159)
- это, конечно, участие в выборах - на благо людей! :)
Но неправильная.
Авторы Не Рожали.
Авторы всерьез считают себя... мужчинами и гражданами.
Разве этого недостаточно, так считать?
Недостаточно.
Мой 20-дилетнний муж, он тогда был третьим, заготовил мне три коробки отборной печени, и экзаманы все на пятёрки сдала, сына выкормила.
Я с ними не работала
доверяю Люови Соболь
мужчинами и гражданами в России
себя считают все, кому не лень http://maxpark.com/community/1956/content/959619
Что я должна здесь комментировать?
Обладаю собственным аналитическим аппаратом.
==========
Вы никому ничего не должны
(если не брали в долг с условием возвратить
в оговоренный ранее срок.).
===============
Государство - это люди, объединенные в иерархические структуры
контролирующие страну (территорию с населением).
Любить государство - не нормально для тех, кто ВНЕ госструктур.
--------------
При ТРЕЗВОМ взгляде на ситуацию
становится понятно, что целесообразно делать с государством:
его целесообразно ИСПОЛЬЗОВАТЬ: http://maxpark.com/community/1039/content/1448380
-----------
Если человек ВНЕ госструктур ничего не делает для того,
чтобы на пользу себе ИСПОЛЬЗОВАТЬ государство - он глуп.
"Пилите, Шура, пилите!.."
И почему сами диванные пасриоты работать не умеют, а только языками трепать?
Ну раз ты патриот- на завод, за станок, дороги строить, землю обрабатывай и т.д. Но нет. Пасриоты не сеют, не пашут, а только гордятся Родиной.
Да вы хоть знаете сколько стоит в России добыть баррель нефти? Здесь вам не монархии персидского залива, где достаточно ткнуть палкой - и она течет, родимая.
Кроме того, нефть не возобновляемый природный ресурс. Чего продавать будете, когда она кончиться?
"А в програмное обеспечение вложили свои силы тысяси высокооплачиваемых специалистов".
Так им за это миллиона зарплата, а корпорации Майкрософт- миллиардные прибыли.
"Мы опять в наваре".
Кто это мы?
В наваре акционеры, работники айти- компаний, и американский бюджет, которому заплатили налоги. А лично вы совсем не в наваре.
"тридцать три философа были рассеяны по лицу земли за то, что "нелепым обычаем говорили: трудящийся да яст; нетрудящийся же да вкусит от плодов безделия своего*"."
(М.Е.Салтыков-Щедрин.История одного города)
а это тоже твоих рук дело?
"тридцать три философа были рассеяны по лицу земли за то, что "нелепым обычаем говорили: трудящийся да яст; нетрудящийся же да вкусит от плодов безделия своего*"."
(М.Е.Салтыков-Щедрин.История одного города)
====
прально... они просто подохнут а вы с Путиным в Рай пойдёте... Гундяев договорился уже со св Петром...тот ему ключь дал от Рая...
Салтыков-Щедрин.
Просто и коротко
Комментарий удален модератором
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.
Марк Твен:
Патриотизм – это вечная верность Родине и верность правительству, только когда оно того заслуживает.
Но что касается государства, то куда деться от того факта, что именно государство есть форма существования народа? И если ты осознаёшь себя частью своей нации, то неизбежно дорожишь и своим государством - безотносительно к тому, нравится ли тебе или нет, как им управляют. Формы правления ведь тоже преходящи, а вот потерянная государственность, как правило, не восстанавливается.
Банки и недвижимость -это одно, а государство совсем другое. Не путайте теплое с мягким.
не будет государства, любой животноподобный мудак отберёт у вас и деньги и недвижимость
Комментарий удален модератором
А что касается "стада", то столь эмоциональные определения спишем на слабость вашей аргументации, что вы и пытаетесь таким образом восполнить.
Общество (которое вы именуете стадом) как в целом, так и в своих частях, безусловно, подвержено манипуляции, причём тем больше, чем слабее его внутренние связи. Однако, обладая инерцией восприятия и сложными системами внутреннего взаимодействия между собой и своими членами, общество требует долгого и массированного манипулятивного воздействия для изменения своего целеполагания. А индивидуум, выпавший из общественной структуры (люмпен) легко поддаётся любым внешним влияниям, якобы соответствующим его собственному представлению о себе.
Если вы вспомните историю любых крупных потрясений, то заметите, что массовкой в них всегда были потерявшие общественные связи люди, манипулируемые организаторами переворотов.
Но что-то от себя послав ему вдогон."
(с)
= = = =
Либеральные говоруны постоянно пытаются отделить власть от народа подобными хитрожопыми формулами.
На самом деле страна и государство, власть и народ это одно и тоже, так как власть избирается большинством народа.
Если бы народ избирал гринбергов, то они бы ором орали об единстве народа и власти, а поскольку ситуация обратная они и поют с точностью до наоборот.
Путин далеко не идеален, но он лучшее, что есть при капитализме.
Хочешь еще лучше, мой великий народ, ищи среди себя нового Сталина, а потенциал гринбергов нам давно известен: Россия девяностых и Украина сегодняшняя. Нравится?!
Это в России-то капитализм? Перекреститесь. Капитализм в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии и т.д.
Путин- главарь сырьевой клептократии.
В нормальном государстве стараются учитывать интересы меньшинств, а для среднего россиянина демократия сводится к абсолютной власти большинства в древнегреческом стиле.
Плюс надо учитывать, что больше половины населения всегда можно оболванить с помощью пропаганды, они могут и проголосовать за все, что угодно. И пойти воевать с кем угодно, если врага обесчеловечить перед этим.
= = = =
Да, в России российский капитализм, он в любой стране имеет особый оттенок, и иным в России быть не может, но и он делится на условный путинский и гайдаровский, так вот первый на порядок совершеннее второго.
= = = =
Вы что-то не поняли, я отнюдь не сторонник девяностых.
больше половины населения всегда можно оболванить с помощью пропаганды,
= = = =
Вас тоже можно оболванить?
= = = =
Зарубите у себя на носу: ПриведиТЕ! Я с тыкалами не разговариваю.
= = = =
Я просто воспитанный и брезгливый.
Так доказательства того, что в России капитализме привидеТЕ?
= = = =
Частная собственность, это главное.
А оболванить всех можно, в том числе и меня, просто всех не надо обычно, слишком много усилий. Оставшихся проще убрать любым способом.
Пример: Гитлеровская Германия ( не хочу про СССР срач поднимать) с ее ростом ВВП на уровне 6-7% ( то есть на уровне СССР, но с намного более высоким стартом), национальным подъемом, строительством, культом спорта и физкультуры итд итд. При этом обыватель в Германии старался не замечать ( особенность психики любого человека), откуда им часы отремонтированные приходят, чем матрасы набиты ( какими волосами), очки, удобрения для полей итд.
Явная предвзятость.
У немцев, финнов, голландцев или южных корейцев вы откроете фирму за пару часов. у нас будете обивать разные чиновные кабинеты для получения разных дурацких бумажек. У нас чиновники и менты на раз-два отжимают бизнес. И еще важный момент: ежели как вы говорите в России капитализм, почему же у нас нет своего Генри Форда или Билла Гейста? Почему же почти все наши миллиардеры получили свои состояния за счет государства? Почему
Комментарий удален модератором
= = = =
Почему то тотальные цензура в СССР и пропаганда не помогли ему выжить, а ровно, как я считаю, наоборот, утопили.
Вообще лучшее определение пропаганды, которое я знаю это информация в отсутствие альтернативной точки зрения, если же есть альтернативная, а в России ее сколько угодно, пропаганды нет и зря вы на нее ссылаетесь, как на главную причину своих неудач, она лежит в бездарности и несоответствии истине.
И еще, все базовые установки человек получает от рождения - именно в зависимости от них человек примыкает к той или иной идеологии, а не наоборот, как наивно считаете вы.
Комментарий удален модератором
= = = =
И у нас давно не так (кстати тяжелее всего было открыть свое предприятие при Гайдаре) и у них все далеко не так просто.
У нас чиновники и менты на раз-два отжимают бизнес.
= = = =
Тоже басни - отжимают, как правило такой же неправедный бизнес, как и методы отжима. Часто вы выдаете за отжим закрытие криминальных контор и производств.
почему же у нас нет своего Генри Форда или Билла Гейста
= = = =
А это вы задайте вопрос предпринимателям, думаю просто потому что в девяностые вы раздали собственность ворью и бездарям и им легче давать взятки чиновникам и покупать все за границей, чем по ударному работать, как это было в СССР при Сталине.
Ваш комментарий говорит о том, что вы очень далеки от реальной жизни. Вы знаете тех, кто в России что-то производит?
"Тоже басни - отжимают, как правило такой же неправедный бизнес, как и методы отжима. Часто вы выдаете за отжим закрытие криминальных контор и производств".
Вранье. Это именно законный бизнес, который именно отжимают в пользу чиновников и их деток. И его не закрывают, а принуждают переоформить на своих людей.
"А это вы задайте вопрос предпринимателям, думаю просто потому что в девяностые вы раздали собственность ворью и бездарям и им легче давать взятки чиновникам и покупать все за границей,".
Опять вранье. Вы приписываете мне повадки выходцев из вашей коммунистической номенклатуры- Ельцина и прочих. Я бы не стал раздавать госсобственность за бесценок. Я бы честно ее продавал тому, кто больше заплатит, на нормальных, открытых аукционах.
Для меня маркер сознания российского обывателя: в 2011 году в лунный заговор верили 40% взрослых, в 2018 году уже 57%. Это от того, что везде процветают разные конспирологические теории. В других странах верующих в лунный заговор от 10 до 15% взрослого населения.
Так что чушь полная про базовые идеологические установки от рождения, я свои уже сменил, когда время настало подробнее во всем разобраться.
==========================
всё это верно и наоборот
А коментарии о другом - о патриотизме.
Ничего не получиться с просветительством, потому что люди перестают верить, в самом широком смысле. Нет уже просветительских идей, за которые люди готовы бороться, добиваться.
А те кто верит, пример-мусульмане, это средневековье, тирания - противоположное явление просветительству, гражданскому обществу.