Простите нас, кулаки?
На модерации
Отложенный
У пятой колонны в России идея-фикс на почве покаяния российского народа перед ними за т.н. сталинские репрессии. Я про все это жу-жу от радио "Свободы" усиленно раскручивающего бренд "Невинно убиенный кулак Карагодин"(тм). Эдак мы дойдем до того, что кто-нибудь будет вынужден каяться перед товарищем Сванидзе за его расстрелянного предка-стукача. А закончится это все аналогом Нюрнберга над нами - победителями нацизма. Оно нам нужно, это национальное самоубийство?
Но вернемся к кулакам. Нужно ли каятся нам перед ними за раскулачивание? Была ли эта социальная группа такой, какой ее рисует пропаганда, т.е. крепкими хозяевами, добившимся своего благосостояния исключительно своим трудом? Для понимания вернемся к исконному , еще дореволюционному понятию кулака, как мироеда, ростовщика и эксплуататора своих односельчан.
Collapse
Может большевики все врали нам про них? Послушаем такого авторитета для антисовков, как Петр Столыпин, который тоже считал кулаков именно мироедами: «В настоящее время более сильный крестьянин превращается обыкновенно в кулака, эксплуататора своих однообщественников, по образному выражению — мироеда».
Или вот еще одно дореволюционное мнение о кулаках такого авторитета, как Александр Энгельгард:
«... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами.»
Но это злобный дореволюционный кулак. А может советский кулак внезапно стал хорошим, добрым и честным хозяином, помогающим своим односельчанам не корысти ради, а токмо по своей доброте? Посмотрим сперва сквозь призму экономики советской деревни. В этом нам помогут данные Струмилина "Расслоение советской деревни":
Напомню, что после революции 1917 года вся земля была разделена между крестьянами поровну, по числу едоков или по числу рабочих рук в хозяйстве. Однако, уже через 10 лет вышло так, что у 3,4% кулацких хозяйств оказалось 11,4% всей земли. Или по 12,2 га на двор, в отличии от 1,4 га на двор у бедняков и 4,3 га у середняков. И это при том, что численность кулацкой семьи была меньше средней: 4,6 против средней, равной 5-ти членам семей.
Что означают эти цифры? Что за прошедшие 10 лет, кулацкие хозяйства сумели подгрести под себя часть земель середняков и бедняков. За долги, за недоимки и пр. Т.е. они стали новыми хозяевами советской деревни, жестко, а то и жестоко эксплуатируя труд своих односельчан. Стали новыми помещиками, ростовщиками и вымогателями.
Понятно, что имея земли и скота больше, чем у односельчан и имея меньше членов семей, они неизбежно занимались эксплуатацией чужого труда, не имея физической возможности обрабатывать все самим, а значит извлекая от этой эксплуатации незаконные с точки зрения советского законодательства доходы, которые, умудрялись прятать судя по меньшей доле доходов от доли земли.8,1 против 11,4.
Но это все сухая цифирь. Прислушаемся к голосу народа о кулаках. В этой связи интерес представляет такая группа документов, как протоколы заседаний групп деревенской бедноты накануне и в период сплошной коллективизации, которые решали сначала вопрос об обложении зажиточных хозяйств в индивидуальном порядке (1929 г.), а потом и об отнесении их категории кулацких (1930 г.).
На этих заседаниях, наряду с критериями для индивидуального обложения, которые установила власть, — применение наемного труда, аренда земли, спекулятивные операции и пр., беднота припоминала все прегрешения кулаков. Это ярко характеризует внутридеревенские отношения, и что особенно важно — культуру управления. Например, на заседании группы бедноты Азлецкого сельсовета Харовского района Северного края в сентябре 1930 г. в вину одному из кулаков ставилось, что «...имея большую оборудованную двухпоставную мельницу <.. .> попавшим в немилость отказывал от размола зерна на своей мельнице». Документы зафиксировали и манеру управления: «.. .вставал рано потому, что ему нужно было расставить [работников] на полосу, расставит на работу, руки в карманы и пошел чай пить...».
Много внимания на этих заседаниях уделялось взаимоотношениям кулаков с наемными работниками. Так, один из нанимателей, «беднячку Крутикову Людмилу после работы заставлял плясать за 6 фунтов овсяной муки», другой — за работу расплатился «пахлой мукой, негодной для кушания», третий — «продавал гнилой горох по повышенной цене». В Низовском сельсовете один из кулаков «наемных рабочих плохо кормил и обращался с ними плохо».
Не менялась суть взаимоотношений и за пределами сельскохозяйственного производства. Так, на лесозаготовках, один из кулаков, получив руководящую должность, с рабочими обращался грубо, «возносил себя высоко, ни с кем не хотел разговаривать, я, мол, служащий». Рабочие были им недовольны, потому что «давал авансом по пять рублей, а в расчетную книжку записывал по восемь рублей». Видимо, за это и порывались однажды работники сбросить его в воду.
Было, что вспомнить и тем крестьянам, которые не были связаны с кулаками отношениями найма. В Низовском сельсовете кулак избил бедняка Кириллова А., и ранее замечались за ним подобные поступки — избиение Герасимовой Аполлинарии, причем бил кулак с «антисоветским настроением, и бил бедняков, которых он по своей натуре ненавидит». Еще один кулак избил красноармейку беднячку Баранову.
Другой представитель кулаков, по определению судивших его бедняков, — «мародер, если его «угостишь водкой, продаст кожтовар, а нет — так и не продаст за деньги, вообще не даст...» и т.д.
Курсивом я выделил прямой текст из задокументированных жалоб бедняков на своих богатых соседей - кулаков. Источник: Государственный архив Вологодской области. Ф. 201. Оп. 1. Д. 1228. Л. 9, 76-77.
То есть, перед нами отнюдь не ангелы, а натуральные цапки, терроризировавшие своих односельчан, заставлявшие работать на них, при этом измывавшиеся над ними, обманывавшие и пр. Неудивительно, что деревня потом с легкостью и без сожаления отторгла их во время сплошной коллективизации.
Кстати, про террор кулаков отнюдь не громкие слова, а суровая действительность. Смотрим факты:
Подробнее об этом можно прочетсть здесь: Кулацкий террор в Советском Союзе.
Не желаете ли теперь покаяться перед ними за это? Перед этими хитрыми, кровожадными цапками, жестко державшим деревню в своем кулаке?
И помните это:
Комментарии